Найти в Дзене
Сергей Миронов

«Одноклассники на выпускном, а я на блокпосту». Бойцы СВО о прошлом, настоящем и будущем

Оглавление

Источник (здесь и далее): https://www.youtube.com/watch?v=68jrL26aMbM
Источник (здесь и далее): https://www.youtube.com/watch?v=68jrL26aMbM

У каждого, кто участвует в СВО, своя история. Кого-то призвали по мобилизации, кто-то понял, что не может оставаться в стороне, и пришёл добровольцем. У кого-то в тылу осталась невеста, у кого-то – только мать, у кого-то – жена, дети. Кому-то суждено было обрести второй день рождения, когда рядом разорвалась мина или когда пуля застряла в каске; а кому-то – услышать предсмертные хрипы раненого товарища, за короткое время ставшего одним из самых близких людей на свете.

Да, истории разные, но есть кое-что, что роднит всех бойцов – то, как разделилась жизнь на до и после.

В прошлом осталась мирная жизнь с её удобствами, прелестями и привычным укладом.

Настоящее наполнено риском, опасностями, трудностями и лишениями.

А будущее… зависит от каждого из них. И наши ребята отлично это понимают.

Истории Скальпеля (горжусь тем, что знаю его лично) и его сослуживца Сокола, ставших героями программы «СВОИ», тому подтверждение.

Кому гулять, а кому Родину защищать

Оба парня родились и выросли в Донбассе. И когда в их родной край пришла война, по возрасту были мальчишками. А по факту – зрелыми мужчинами, которые не побоялись взять на себя ответственность за будущее страны.

В 2014 году Сокол заканчивал девятый класс. Для себя сразу решил: преданность Родине и любовь к своему народу куда важнее личных перспектив. И пока одноклассники веселились на выпускном, помогал старшим товарищам на блокпосту. Говорит, положение на тот момент было настолько отчаянным, что о прощании со школой, гуляниях, праздниках и речи быть не могло.

И хотя одиннадцать классов закончить экстерном ему всё же пришлось (с неполным средним образованием на службу не брали), Сокол чётко понимал: детство осталось позади. Боевые действия всех заставляют резко взрослеть и учат думать не только за себя, но и за других.

Так пахнет смерть

Скальпель был немногим старше – ему исполнилось 19. Вспоминает, что в самом начале его уберегла мать: словно почуяла, что сын – такой молодой и неопытный – рвётся в Славянск, в ополчение, и успела среагировать.

Так и получилось, что до участия в штурмовых операциях Скальпель успел получить профессию (в прошлом он ортопед-травматолог) и набраться опыта в донецком Республиканском травматологическом центре.

Шло время, но огонь в сердце парня не угасал. Ему было 20, когда он впервые почувствовал запах смерти, который отныне навсегда будет ассоциироваться с линией фронта. Тот же запах он ощутит в самом начале СВО, весной 2022 года на подъезде к Мариуполю.

«До города оставалось километров пять, но ветер донёс его. Заезжаем в город – кругом смерть, – Скальпель отводит глаза, полные боли. – Я хочу, чтобы ни один город так не пострадал – ни Донецк, ни другой».

-2

И сегодня Скальпель (его позывной – говорящий) продолжает делать всё возможное, чтобы этого страшного запаха было как можно меньше. И борется за спасение абсолютно всех жизней, не делая исключений даже для раненого противника. Говорит, видит во враге, если он без оружия, прежде всего человека, который нуждается в помощи…

«Вперёд — погода хороша, Какая б ни была!»

Вместе с боевыми действиями ворвались в их жизнь новые слова, термины: позиции, линия фронта, передок… Украинское контрнаступление Скальпель в шутку называет контрнахрюком и показывает его следы – застывшие в снегу танки Leopard и БМП Bradley. А ещё обувь и припорошенные снегом иссохшие тела противников, которых украинцы не стремятся забирать с поля боя.

«Не надо, – говорит, – приезжать к нам на иностранной технике, в нас целиться. Любое дуло, которое будет направлено на наши дома, мы развалим и сожжём».

Трудностей, конечно, хватает. Чего стоят бойцам одни только капризы погоды! «Только что были по уши в грязи, не узнаешь, кто перед тобой. Потом похолодало, скользко. Идём, падаем, но встаём и идём дальше. Какая бы погода ни была, будем воевать, не остановимся», – заверяет Скальпель.

Ремонт колеса в полевых условиях
Ремонт колеса в полевых условиях

И всегда, при любом рутинном действии (и даже в бездействии) имеет огромное значение её величество удача. Каждый солдат испытывает её, ощущает ежесекундно. Взорвался рядом снаряд, прилетел дрон – и кому-то не повезло. А кто-то, напротив, остался жить – ему, вероятно, суждено ещё что-то успеть, сделать что-то хорошее.

С каменным лицом и холодными мозгами

По отточенным движениям Сокола, который обучает новобранцев, видно: он – блестящий штурмовик. Признаётся, что нередко перед наступлением слушает классику – Бетховена, Баха, Моцарта.

«Есть в ней некая стабильность, которая позволяет успокоить внутреннее состояние, чтобы идти выполнять задачу с каменным лицом и холодными мозгами», – поясняет он.

Вероятно, так было и в августе прошлого года, перед очередным наступлением в районе Артёмовска.

«Нас завезли в населённый пункт Клещеевка. У меня была группа 18 человек, – рассказывает Сокол. – Мы разделились на две подгруппы, разведали местность: где наши позиции, где противник. Ближе к обеду украинская артиллерия начала в шахматном порядке отрабатывать по всему посёлку. Нам поставили задачу на штурм. Мы приняли решение перегруппироваться и выдвинулись. В первый раз, услышав «птичку», забежали в подвал. Потом побежали – не было времени ждать».

Второй подлёт квадрокоптера они не услышали. На половине дороги под ноги Соколу выпал кассетный боеприпас. Справа от него бежал боец с позывным Лисёнок – боевой товарищ, ставший за короткое время близким другом. И когда Сокол открыл глаза, услышал хрипы, он понял, что Лисёнку достались все осколки, и побежал к нему…

Очнулся он уже в Луганске, в больнице. Серьёзное ранение, контузия показались мелочью по сравнению с главным ударом – тем потрясением, которое Сокол испытал, узнав: друга в живых больше нет…

-4

«Я делаю историю»

И вот парадокс: казалось бы, там, где рвутся снаряды и повсюду ощущается запах смерти, будущее должно представляться туманным и размытым.

Но парни столь чётко видят перед собой цель (продвинуться вперёд и уничтожить врага), что и о будущем говорят уверенно, как будто всё давно решено.

Оба внутренне убеждены в том, что Украина вскоре перестанет существовать как отдельное государство.

Оба, несмотря на все потери, готовы бороться за свою Родину на переднем крае, и заверяют: Донбасс никогда не встанет на колени.

Оба согласны с замкомандира 3-й штурмовой роты батальона BORZ Ником, который уверен: история пишется здесь и сейчас. И участники СВО отлично понимают, за что сражаются и что стоит на кону.

«Мы сами всё это ощутили, начиная от первого снаряда, который прилетел по мирным гражданам и кончая боевыми действиями. И точно знаем: сила в правде. А правда – за нами», – говорит Сокол.

Он ещё в самом начале, когда зелёным неопытным мальчишкой помогал старшим товарищам на блокпосту, пообещал себе: пока война не закончится, отсюда не уедет.

Настрой Скальпеля ровно такой же – боевой. И сегодня его мать (она работает в моей команде) гордится сыном, хотя по-прежнему тревожится за него.

Скальпель относится к этому с пониманием: «Конечно, родные волнуются – ни одна мать, ни одна супруга не сможет сохранять спокойствие, зная, что близкий человек ежечасно рискует жизнью. Но всё же звонков и коротких сообщений с переживаниями со временем стало чуть меньше, потому что все понимают: говори не говори – всё равно ничего не исправить… Я здесь до победы, до самого конца».

Читайте также:

1️⃣ «Пока Россией правят олигархи, ничего в нашей стране не изменится»

2️⃣ Сколько стоит российское гражданство и почему жесткая депортация мигрантов – единственный выход

3️⃣ Евробесие уже не удивило. Но самый неприглядный факт остался за кадром!