Статья навеяна некоторыми омрачающими воспоминаниями и философскими размышлениями о потребительском отношении людей друг к другу на почве рога изобилия внутреннего туризма в России.
В 2022 году от нас ушел Booking.com, по сути, главный агрегатор жилья в мире и России до того момента. Тысячи объектов по всему миру от уютных студий Праги до шикарных вилл Мексики, от провинциальных захолустий Бразилии до фешенебельных отелей Вьетнама с привлекательными скидками были доступны путешественникам. Удобный интерфейс, программа лояльности, простота и скорость бронирования.
И даже не это самое главное, а сервис, гарантии. Для отельеров и хозяев жилья booking был планкой, на которую стоит ровняться и делать всё, чтобы получить 10/10 и хорошие отзывы, иначе никто не будет заселяться с низким рейтингом при высокой повсеместной конкуренции. А значит всегда можно было рассчитывать на соответствие заявленных условий реальным, 100% заселение в обозначенное время, учтивое отношение со стороны владельцев, особенно квартир. Не без эксцессов, конечно, но такие индивидуумы не проходили "естественный отбор" и ранжировались вниз списка, где на них никто и не взглянет с их 5/10.
Но вот Его не стало, по крайней мере для России. И что случилось? Агрегаторы Яндекс Путешествия, Суточно, Островок, 101Hotels и др. начали активно развиваться, чтобы закрыть создавшийся вакуум на российском рынке и у них это стало даже получаться, появилась какая-никакая конкуренция, скидки, промокоды... Однако, в какой-то момент остро возникла проблема "жадности", по другому не назовешь, отдельных собственников.
Случай из личного опыта: в городе-миллионнике России ты бронируешь квартиру на 1 ночь за 2-3 месяца на одном из сайтов (которому на тот момент больше всего доверял), указываешь все данные, контакты и пр. Оплата при заселении. Письмо от сервиса, все как надо. И вот, в день Х, по пути из аэропорта звонишь хозяйке сообщить, что едешь заселяться, а она внезапно сообщает, что "...ну это, я не могу заселить, там это...уже другие живут...не знаю, как так получилось, обращайтесь на сайт...". А сайт тебе слезно обещает найти замену за вменяемую сумму, как можно скорее, но ни через час, ни через день, ни через месяц никто так и не перезванивает. Чат молчит отписками. После оставленной жалобы хозяйка сообщила агрегатору, что якобы квартиру затопило из-за трубы... Занавес.
Не настолько сложные, но схожие по главной причине ситуации еще повторялись. Что за причина? Жадность. Видите ли, для арендодателей выгодно размещать свое жилище на максимальном количестве площадок, т.к. неизвестно, откуда пойдет больше трафика. И я их не осуждаю, бизнес есть бизнес. Но вот в чем подвох - не все хозяева утруждают себя проверкой актуальности объявления, описания, а главное - вакантных даты. Это делается вручную. А зачастую могут просто откровенно кинуть под любым фантастическим предлогом. Одним туристом больше, одним меньше, подумаешь. Вот только образ и впечатления от любого города и страны создают люди.
Сервисы бронирования жилья НЕ ИМЕЮТ общей системы обмена данными о бронях и занятости тех или иных мест размещения на конкретные даты. Каждая платформа - отдельный бизнес проект со своими бенефициарами, и никто даже и не думает о какой-то кооперации в общих интересах.
В результате этого создаются постоянные прецеденты, когда Петя забронировал квартиру на одной площадке, а Катя на другой на пересекающиеся даты, и у обоих будет ваучер на заселение, вот только хозяин заселит того, кто первым даст о себе знать. Либо, у кого проплачено больше дней, ведь это банально выгоднее! Вот только поставить второго человека в известность, опять же, не все утруждаются. В итоге люди могут целой семьей с чемоданами прилететь и оказаться у закрытой двери...
Мой совет таков - прозванивать хозяев сразу после брони, уточнять, все ли правильно и свободны ли даты (по возможности, включить запись звонка на телефоне, потом может пригодится). Как вариант, перед бронью можно поискать эту квартиру на Циан или Авито и набрать хозяину напрямую (телефон в любом объявлении о продаже личных вещей). Быть немножко Шерлоком Холмсом никому не помешает ;)
На данный момент мой фаворит Суточно.ру - пока никаких накладок за 2 года не было. Да, порою дороже, чем на других агрегаторах, выбор бывает чуть меньше, но можно найти + кэшбек бонусами. Сейчас еще Яндекс Путешествия тестирую на лето, посмотрим. Понравилось подтверждение брони не сразу, а чуть погодя (значит хостел ДЕЙСТВИТЕЛЬНО получил, проверил и подтвердил бронь), а не сразу автоматически (мало ли, вдруг хозяин продал квартиру/хостел уже). Не реклама.
Выводом сей работы вижу следующее: монополия - не всегда плохо. Booking был, по сути, единственным крупным игроком рынка и никакие другие сервисы в сравнение даже не шли, он задавал вектор развития. Когда определенные системы децентрализованы, это создает стресс и проблемы для клиентов, в первую очередь. Представьте, если бы на одной улице 10 ларьков продавали билеты Аэрофлота и у каждого была бы своя система бронирования. А потом ты приходишь на рейс, а на твое место метят еще 9 человек с таким же посадочным талоном. Так почему с жильем получается так и никого это особо не заботит?!