Найти тему
Metal Head

ENTOMBED: ЗНАМЕНИТОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

История этого знаменитого, новаторского и невероятно талантливого дэт-метал коллектива началась со Стокгольмской дэт-банды Nihilist, существовавшей в 1987-89 годах. Главными и постоянными "нигилистами" являлись гитарист Алекс Хеллид и барабанщик (и по совместительству басист, вокалист и гитарист) Нике Андерссон, а остальной состав постоянно тасовался, включая слонявшихся туда-сюда Ларса-Горана "LG" Петрова (вокал) и Уффе Седерлунда (гитара).

Nihilist записали несколько демо и свернули свою деятельность, но вскоре вышеупомянутая четверка воссоединилась под маркой Entombed. В 1989-м вышел демо-пробник "But Life Goes On", совсем как те, что на кусочке бумаги нам выдают нынче парфюмерные дельцы… и именно благодаря ему группа получила прописку на Earache Records.

На следующий год "погребенные" выкатили свой первый полноценный альбом, "Left Hand Path" («Путь левой стезей», 1990), начиненный дэт-металом с фирменным жужжащим гитарным саундом.

Казалось бы, не может дебютный альбом дэт-команды, вышедший на самой заре стиля, быть столь изощренным. Не может себе позволить жужжащий припанкованный дэт-метал быть иногда мечтательно-несобранным, иногда – плутать среди многообразия тем, прикрываясь грубой шкурой неандертальского грохочущего экстрима. Но нет, друзья, оказывается, на этом свете все может быть.

Entombed ухитряются оставаться на первый взгляд простыми, и вложить в музыку множество эмоциональных нюансов. И это губит их… Потому что шведский олдскул поддается стремлению своих мэтров и создателей, заложивших его основы несколькими демонстрационными записями ранее, быть как можно более многообразным.

Но вот слушателю очень легко запутаться среди хитросплетения тем, перепадов настроений – от скоростного тяжелого дэт-метала к почти думовым стенаниям, от прямолинейного измывательства над ударной установкой до выверенных соло. Не способен передать грузный звук рассерженного шмеля всех деталей задумки, он старательно подражает изыскам вокала, использует едва заметную поддержку синтезатора, но необходимой гибкостью все равно не обладает.

Сложно придать массивным грубым инструментом необходимую форму мелким деталям. Остается только взрослый по задумке, но скомканный и сумбурный по исполнению, местами - как дань времени – остервенелый, но не замусоренный бластбитом размашистый дэт. Но все же привлекательный, в отличие от прочих раритетов, послуживших первыми камнями в фундаменте стиля.

Хаотичный дэт-металический дебют с первого взгляда. Сверхэмоциональное, глубокое произведение при ближнем знакомстве, балующее импровизациями, которые, к сожалению, не всегда выбирают верное время для появления.

Особенно понравилось: короткое соло в стартовой композиции, мелькнувшее в самом начале, затем возвратившееся ближе к середине и упрочившее свой окончательный триумф ближе к концу. И емкий и брутальный припев в «But Life Goes On» (6), чистоголосые рыдания в «Bitter Loss» (7), атмосфера альбома, поддерживающие ее клавишные.

Уже после выхода диска группа обзавелась постоянным басистом в лице Ларса Розенберга, однако тут же нарисовалась проблемы с вокалистом, поскольку неуживчивый Петров, повздорил с не менее тяжёлым на общение Андерссоном, и был изгнан. Миньон "Crawl" группа записала с Орваром Сафстремом, на альбоме "Clandestine" («Потаенный», 1991) спел Нике, а на последующих гастролях у микрофона находился Джонни Дордевич.

Простой и грубоватый – это все о одном альбоме шведского «олдскула» - «Clandestine» от Entombed. Шведы словно доказывают: для того, чтобы сделать темп лихим, вовсе не нужно допинговать его бластбитами. Чтобы сделать звук впечатляющим, не нужно до предела коверкать инструменты примочками. И в этом, ребята, одна из основных гениальностей этих ребят.

Дэт-метал у Entombed – архаичный, со словно изъеденным ржавчиной гитарным саундом, и гулкими тяжеленными вздохами бас-бочки так и пахнет атмосферой подземелий, каких-то невероятно мрачных лавкрафтианских укрывалищ разной глубины.

Entombed, задав темп в первой композиции, не отступаются от этого «угара» до самого конца – несмешной атмосферной «Through the Collonades». Разрешены лишь небольшие передышки, пока коллектив копит силы, набирая мощность гитарного звука в раздумьях, куда ему двинуться дальше.

Они на короткий период позволяют осмыслить обрушившийся на слушателя микс из утробного рева, каждый раз меняющего интонации, вторящего ему скрима, демонического хохота… а потом музыка вновь взрывается прежним неистовством. Смены ритма, в отличие от предыдущего альбома, не так часты и более лаконичны, да и весь «Clandestine» без труда слушается буквально в пару дыханий, чего не скажешь о еще сумбурном «Left Hand Path»…

Особый шик – умелая игра тональностями: вокала, ударных, гитар, она вполне заменяет передергивания ритма. Еще - удивительно частые (но не повсеместные) соло чувствуют себя свободно и захватывают непринужденностью импровизаций.

Для дэт-метала они даже слишком сильны и полнокровны, хотя и прячутся за сходными с зуммером риффами и без передышки лупящими ударными. Есть и едва заметные атмосферные клавиши и сэмплы, затухающие в конце композиций.

Совсем другой «смертельный» метал, не европейский и не американский. И это клёво.

В 1992-м команда наравне с Carcass, Cathedral и Confessor стала участником тура "Gods Of Grind", а незадолго до этого на свое место вернулся Ларс-Горан. Миньон "Hollowman" и последовавший за ним лонгплей "Wolverine Blues" обозначили отход от чистого дэт-металла к традиционному року и положили начало формированию стиля "дэт-н-ролл". И в этом новшестве заключена очередная крутизна этого коллектива.

Для 1993-го материал на миньоне "Hollowman" («Человек опустошенный») был слишком экспериментальным, но спустя шестнадцать лет он слушается более чем обычно. Да, альбом не обладает пробивной динамичностью предшественника, но в нем есть неприкасаемый авторитет первенца. И атмосфера «серьезного», неоскверненного экспериментами дэт-метала на нем потеряна напрочь. «Hollowman» - определенно один из тех альбомов Entombed, который никак не смогли испортить ни уход от традиционного дэт-метала, ни снижение темпа, ни отсутствие прежней агрессивности.

Грубый, архаичный, шершавый, большей частью среднетемповый, совсем не такой, каким ожидаешь услышать метал в смеси с рок-н-роллом, он, тем не менее, воспринимается очень цельно. Особенно привлекает внимание низкий и тяжелый звук ударных, которым шведы начинают угнетать слушателя с первой же композиции.

Материал удался пусть и не слишком ярким, зато угрюмым, не разухабисто-веселым (каким подобает быть рок-н-роллу), а скорее едко ироничным, основанным на жестком и простом каче. В общем, «Опустошенный» смотрится очень осторожным экспериментом в линейке дисков от Entombed и требует некоторого времени на то, чтобы его распробовать.

Подобные щупы можно понять - это нам сейчас очевидно, что из этого получится. А тогда никто ничего наверняка сказать не мог. При этом даже не сам материал, а звук и атмосфера обладают индивидуальностью, терпким привкусом, при отсутствии каких-либо сногсшибательных достижений.

Релиз «Wolverine Blues» («Блюз росомахи», 1993) – работа без лишних заморочек и сложностей; звук не режет ухо и всё вполне разборчиво; именно на этом альбоме примирившийся с Андерссоном Ларс-Горан Петров показал вокал "без комплексов". И что самое главное - в альбоме есть душа. Та, которой так не хватает многим релизам "технарей".

И что мы имеем в конце? А вот в конце у нас строчки из заключительной песни релиза: "...out of hand is this a fucking joke, out of mind and it makes me fucking choke..." и сочный выкрик "Fuck!". Без комплексов.

Хотя мы и услышим на нем пару вещей из релиза, вышедшего за несколько месяцев до него («Hollowman» и «Wolverine Blues»), остальной материал вполне свеж и является настоящим "расколбасом". Ну а заглавная вещь – «Eyemaster» очень добротная, и, наверное, лучшая, что я слышал у Entombed до этого. Хочу также выделить размеренную «Full Of Hell».

Видео по теме: