Под рубрикой "Сегодня", сто лет назад" латвийский портал LSM публикует заметки, выходившие в рижской русской газете век тому назад. Как оказалось, новости столетней давности живо перекликаются с современной реальностью в Латвии.
Сто лет назад министерство образования потребовало от отвечающих за школы меньшинств отделов отдать приказ об увольнении учителей, не имеющих латвийского гражданства.
"Распоряжение мотивируетcя тем, что большинство учителей-иностранцев является пришлым элементом, не имеющим тесной связи с Латвией", - писала газета "Сегодня" 27 мая 1924 года.
Увольнению подлежали 102 русских, 62 еврея, 28 немцев, 17 поляков и 14 белорусов.
В связи с этим в конце мая министра образования посетила делегация от Союза русских учителей в Латвии. В нее входили, среди прочих:
- один из создателей и директор Рижской городской русской гимназии Адриан Павлович Моссаковский;
- организатор ежегодных Дней русской культуры в Латвии, председатель Союза русских учителей и член Рижского русского просветительного общества Федор Эрн;
- корреспондент газеты "Сегодня", "рижский Гиляровский" Борис Шалфеев, заложивший основы русской краеведческой журналистики Латвии.
Они подчеркнули, что среди учителей, которых министерство образования предлагает уволить, есть люди с 40-летним педагогическим стажем, учителя, прослужившие на территории Латвии до 24 лет, а также учительницы, потерявшие право на латвийское гражданство вследствие брака с иностранцем.
Почти все они подали прошение о принятии их в латвийское гражданство, чем засвидетельствовали свою полную лояльность по отношению к латвийскому государству и стремление закрепить связь, установившуюся уже у них с местным населением.
Их увольнение было бы явной несправедливостью по отношению к людям, отдавшим свои силы и труд на работу в латвийских школах, когда предложение преподавательского труда было невелико, а оплата его крайне скудна.
Также делегаты указали, что массовое увольнение ряда педагогов, хотя бы и при условии замены их другими, не может не отразиться болезненно на положении русской школы.
В ответ министр сообщил им, что в Латвии, по его мнению, имеется большое количество педагогов - латвийских граждан, которые в первую очередь имеют право на получение куска хлеба.
На предложение делегации привлечь к участию при рассмотрении дела представителя от Русского учительского союза (с правом совещательного голоса) министр ответил отказом, указав, что учительство представлено уже в лице русского отдела.
Следим за публикациями столетней давности, чтобы узнать, чем закончилось дело.