Неустрашимые студенты Пензенского государственного университета Андрей Беззубов и Александр Стригин сумели обуздать грозную и опасную стихию и направить её во благо человеку. Молодые учёные рассказали «Деловому» о своей уникальной разработке с использованием вихревых процессов — системе подкапотного пожаротушения машины.
Без машины — никуда!
— Ребята, расскажите немного о себе. Как и почему вы увлеклись машиностроением и вдохновились на проект?
Александр: Мы с Андреем студенты пятого курса, обучаемся по специальности «Транспортное машиностроение». Мы оба из деревень Пензенской области, всё детство провели с техникой. У меня всё начиналось с мотоцикла, мне купил его отец, и я сам потихонечку учился его ремонтировать. Мотор перебирал, красил. А потом уже потянуло к автомобилям.
Андрей: Да, мы выбрали свою специальность, потому что любим заниматься автомобилями, мы инженеры-конструкторы. Сейчас работаем с машинами — занимаемся покраской и ремонтом в гаражных кооперативах. Мы горим этим.
Александр: Проектом мы занимаемся с третьего курса. Всей группой нас пригласили к Николаю Ефимовичу Курносову, доктору технических наук, профессору нашей кафедры, и он предложил студентам заняться вместе с ним исследованием вихревых процессов и технологий, чтобы с их помощью предотвратить возгорания автомобилей. Статистика количества пожаров нас удивила. Нам с Андреем это показалось интересным, и мы начали разрабатывать эту тему.
Головокружительные разработки
— Ваша новаторская разработка создана на основе действия вихревых процессов, а что это такое вообще?
Александр: Каждый представляет, что такое смерч или торнадо — это стихии, приносящие непоправимый ущерб людям. Например, в Соединённых Штатах во Флориде строят дома из бруса, а под ними находится просторный подвал, куда люди спускаются в случае объявления тревоги. И не факт, что, когда они поднимутся наверх, дом будет на месте. Мы занимаемся изучением вихревых процессов и пытаемся конструктивно использовать это явление. Вместе с нашим научным руководителем мы смоделировали маленький смерч и исследовали вихревые процессы. Выяснилось, что принцип их работы либо ранее не был известен, либо никто не обращал на него внимания. А ведь вихревые процессы можно использовать во многих сферах и отраслях, например, на их основе можно получить распыление жидких сред очень мелкой дисперсии. Предыдущее поколение студентов создало отечественный небулайзер и ещё ряд интересных устройств.
— Расскажите о вашей разработке, почему она необходима и полезна?
Андрей: По статистике только в нашей области в год сгорает порядка 100 машин, причём это и легковушки, и грузовики. А у нас в стране 89 регионов, представьте масштаб проблемы! Этими вопросами занимается не полиция, не ГИББД, а именно МЧС, потому что это возгорание. У многих есть стереотип, что наши машины хуже, чем западные, и горят чаще. Но по данным МЧС частота возгораний примерно одинакова у машин различных производителей. Причём, бывают и смертельные исходы, а автопроизводители не принимают никаких серьёзных мер.
Александр: Мы разрабатываем системы пожаротушения довольно давно, уже получили патент на своё устройство, сейчас пишем новый, усовершенствованный. По итогам работы опубликовали статью ВАК в журнале «Грузовик», это центральный транспортный журнал страны. Статья вызвала определённый интерес, но любое полезное нововведение очень долго пробивает дорогу в жизнь. Испытания проводить достаточно сложно, хотя, когда мы связывались с МЧС, они были готовы помочь нам с испытанием, с предоставлением базы.
Спасительный туман
— Так как же работает ваша система?
Александр: При возгорании в подкапотном пространстве сигналы с датчиков задымления и температуры поступают на блок управления, после чего срабатывает пневмопатрон — пирозарядная капсула, как в подушках безопасности автомобиля. В машине выключается электроэнергия, чтобы при тушении не возникало коротких замыканий. После отключения электричества сжатый воздух из ресивера поступает в диспергатор-распылитель. В нём смешиваются компоненты пожаротушения — антифриз из системы охлаждения автомобиля, антипирен и пенообразователь.
Андрей: Внутри диспергатора-распылителя элементы пожаротушения дробятся на мелкую дисперсию и получается туман, который, как показали исследования, более эффективно воздействует на очаг возгорания, нежели просто капли воды. С помощью воздушного потока мы подаём огнетушащую смесь — закручиваем и распыляем её мелкой дисперсией.
— Каковы ваши достижения и дальнейшие планы по проекту?
Александр: Мы участвовали во множестве научно-технических выставок, в научных конференциях, дважды в программе «УМНИК». В течение двух лет мы получали две стипендии — Президентскую и научную. Все эти деньги были вложены в проект. Корпус автомобиля нам достался от предыдущего студента, а всё оборудование, распылители мы собирали сами с нуля. После окончания университета Николай Ефимович приглашает меня в аспирантуру продолжить заниматься разработками, поэтому, думаю, у нашего устройства есть перспективы.
Молодежная газета Пензенской области «Деловой»
Марина ГЕРАСИМОВА, фото автора