«Блокнот» выяснил, за что на самом деле «уходят» главу Воронежа Вадима Кстенина. Причина – показатели явки на выборы президента РФ в марте. Если по стране средняя явка составила 77,44%, то в Воронеже - лишь 56,18%. Даже в достаточно аполитичных столицах существенно выше: 66,73% по Москве и 73,46% по Санкт-Петербургу. Превзошли Воронеж и соседи: в Курске (даже без результатов ДЭГ) проголосовало 67%, а в Тамбове – 67,97%, не говоря уже о многострадальном Белгороде, где даже под угрозой обстрелов на участки пришло свыше 70% избирателей. А ведь за полтора месяца до выборов «Блокнот» предупреждал: своей работой Вадим Кстенин последовательно формирует негативное отношение горожан к власти. Безусловно, работа мэрии не могла не отразиться на появлении политической апатии у воронежцев. К сожалению, критику в СМИ глава Воронежа предпочитал игнорировать. Теперь он займется ответственной работой в местном «Водоканале» – компании РВК. Чем запомнится Кстенин горожанам, и почему за ним давно уже следует прозвище «Пузырек»?
До того, как занять пост мэра, уроженец поселка Саулкрасты Рижского района Латвийской ССР и специалист по автомобильным дорогам работал в компании «Воронежнефтепродукт», был замруководителя управления муниципального заказа горадминистрации. В 2009-м стал директором департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города. В 2010-м - руководителем управления ЖКХ Воронежской области.
В 2015 год Вадим Кстенин прославился на всю Россию. Его похитили жители Ингушетии, вывезли в багажнике на кладбище и требовали выплату 5 млн руб, шантажируя обнародовать некое компрометирующее видео. И Кстенин (у которого на тот момент по декларации не было ни имущества, ни автомобиля, ни больших счетов в банке) молча отправился собирать 5-милионный выкуп.
Об этом «кино» от ингушей до сих пор ходят слухи в Воронеже: злые языки поговаривают, что на нем Вадим снят в бане, где в компании мужчин придается порицаемым большей частью российского общества ценностям. Поэтому, мол, Кстенин и собирался раскошелиться. Но – не повезло! Бдительный сосед, который видел как будущего мэра упаковывают в багажник, уже сообщил правоохранителям. В итоге, Кстенин был вынужден признаться силовикам в своем похищении и шантаже. Ингушей задержали, а потом судили в закрытом от прессы режиме (видимо, как раз из-за содержания компромата). Вскоре после похищения Кстенин стал первым замом главы администрации Воронежа по городскому хозяйству, а в декабре 2017-го – врио мэра.
Главой областного центра Вадима Кстенина назначили 4 апреля 2018 года. Впервые в новейшей истории Воронежа мэра не выбирали: решение за горожан приняли депутаты муниципальной Думы в рамках специальной комиссии. Спустя пять лет, в марте 2023-го, они же оставили Кстенина у руля областным центром. Показательно, что часть этих депутатов проходит по уголовным делам: их поймали на том, что они платили представителям мэрии за получение мандатов на выборах. В итоге, в Воронеже сформировалась взаимовыгодная круговая порука исполнительной и представительной власти.
Вадим Кстенин обещал воронежцам для решения транспортных проблем метро, но вместо него осчастливил платными парковками. При чем, «накрыл» ими не только реальный центр, но и прилегающие к нему районы. Они действуют в городе уже порядка шести лет и даже сменили собственника (Кстенин изначально не стал делать их муниципальными и передал в частные руки), но каждую зиму превращаются в огромные сугробы снега, которые никто не убирает: город – потому что парковки частные, а частники – потому что им не хочется за уборку платить. Убедить концессионеров исполнять свои обязанности Кстенин так и не смог.
Вообще, снег и транспорт – две главные беды Вадима Кстенина. По этим направлениям мэром допущено максимальное количество ошибок. Их пик пришелся на зиму 2023-2024, когда воронежцы создали петицию об отставке главы города: по опросам «Блокнота», до 95% горожан выступило за немедленный уход мэра.
Дело в том, что после мощного снегопада областной центр надолго парализовало. Но когда соседние города уже очистили улицы, Воронеж продолжал несколько недель стоять в адских пробках, многие машины не могли выехать из дворов (т.к. управляющие компании не стали выполнять свои обязанности), а пешеходные зоны оставались бесформенным, заваленным снегом пространством. Мусор со многих площадок ТБО вывозить перестали, из-за чего в жилой зоне образовалась каша из снега и отходов. А общественный транспорт резко снизил число рейсов: частники нередко отказывались выходить на маршрут.
Когда же возмущение горожан вышло на федеральный уровень, снег начали пытаться вывозить. Вот только складировали его в черте города с нарушением экологических норм: т.е. решая одну проблему, создали другую.
А потом ударили морозы, и десятки воронежских домов остались без тепла: лопнули трубы. В качестве «комплимента от шефа», горожанам начали отключать воду и свет. В подвалах рвались трубы и текли фекалии, ручьи мчались из подъездов. Но Вадим Кстенин месяц за месяцем делал вид, что Воронеж живет обычной жизнью.
Транспортная политика Кстенина была направлена на постоянное ущемление прав автомобилистов (платные парковки, появление выделенных полос). Вот только альтернатива в виде эффективного и качественного городского транспорта так и не была создана. Переполненные салоны, отсутствие жесткого графика движения, устаревшие автобусы – все это малая часть проблем, с которыми регулярно сталкиваются воронежские пассажиры.
Под большим вопросом и грандиозные дорожные проекты Кстенина. В них были привлечены в общей сложности миллиарды рублей из федерального бюджета. Но целесообразность этих вложений оказалась крайне сомнительной: многочисленные магистральные «горлышки» за эти средства не расширялись, зато к ним прокладывались все более широкие улицы и новые дороги. «Блокнот» неоднократно указывал на то, что при таком подходе эффективность расходования колоссальных бюджетных средств необходимо проверить прокуратуре.
Одним из символов руководства Кстенина стала реконструкция Петровской набережной вдоль местного водохранилища. Завершить ремонтные работы первой очереди должны были 23 августа 2023 года, но сроки постоянно сдвигались: строительство и сейчас далеко от завершения.
Зато при Кстенине Воронеж продолжил стремительно терять зеленые зоны, активно поглощаемые строительным лобби. Скажем, в городе был шикарный яблоневый сад под сто гектаров. А стал ЖК «Яблоневые сады» – в память, так сказать, для будущих поколений. По той же схеме появился ЖК «Ботанический сад». И, наконец, уничтожили поля местного агроуниверситета: проложили по ним дорогу за 1,7 млрд руб. (само собой, ведущую в узкое горлышко), чтобы вуз прекратил их использовать.
Более того, некоторые решения сити-менеджера во имя интересов строительного лобби можно отнести к разряду «опасных». С кажем, есть в Воронеже микрорайон Шилово. За время руководства Кстенина, там появилось очень много высотных домов. Все бы ничего: вот только эти дома, как щит, прикрывают военный аэродром «Балтимор». Но запрет на возведение высотного жилья в микрорайоне не был инициирован Кстениным даже после начала СВО 24 февраля 2022 года.
Ну, и конечно, уходящий глава города запомнится воронежцам теми слухами, которые регулярно сопровождали личную жизнь Кстенина. Поползли они как раз после похищения ингушами и появления информации о компрометирующем видео. В частности, июне 2015-го издание The Moscow Post разместило авторскую колонку Дмитрия Викторова о будущем главе города под названием «Воронежский Содом». Тема затрагивалась и в 2018 году, накануне первого назначения Вадима Кстенина на пост главы города. Тогда авторитетный региональный канал «Андрей Иосифович Макин» предположил, что в ближайшее время может быть обнародован компромат на чиновника. И вновь эксперты заговорили о «вероятной нетрадиционной ориентацию Вадима Кстенина». Позднее, все тот же ТГ-канал "Макин" сообщил прозвище Кстенина в узких, во всех смыслах, кругах – «Пузырек». В итоге, жизнь иронично обошлась с Кстениным, отправив «Пузырек» в «Водоканал».