Найти тему
Андрей Филинов

Рисунки и акварели передвижников. Случайная выборка.

Оглавление
Михайловский замок в Санкт-Петербурге
Михайловский замок в Санкт-Петербурге

В Михайловском замке северной столицы, а это филиал Русского музея, как и положено, проходят временные выставки. Автор попал на выставку графических листов передвижников. В экспозиции было представлено много хорошо знакомых нам имен и хрестоматийных сюжетов. Начнем с портретов. Из личного опыта знаю, художникам только дай в руки карандаш и лист бумаги - тут же начнут портреты рисовать. Часто моделями становятся родственники, друзья и коллеги - они рядом и позируют безвозмездно.

НИКОЛАЙ ЯРОШЕНКО (1846-1898)

Н.Ярошенко. Портрет сестры художника. 1870-е вторая половина.
Н.Ярошенко. Портрет сестры художника. 1870-е вторая половина.

Николай Александрович известен нам, как мастер социального жанра и портрета - один его "Кочегар" чего стоит (к нему мы еще вернемся). Был он не просто членом товарищества, но и одним из его лидеров. Его художественное дарование не помешало Ярошенко закончить артиллерийскую академию, стать начальником на питерском патронном заводе и выйти в отставку в чине генерала-майора.

А сестра его, изображенная на портрете (это моя атрибуция), скорее всего Софья Александровна, 1855 года рождения, будущая журналистка и драматург. Она вышла замуж за Виктора Михайловича Савинкова, товарища прокурора варшавского окружного военного суда. И до того, как его уволили за либеральные взгляды, и он умер в психиатрической лечебнице, в семье родились:

  • старший сын Александр (социал-демократ, сослан в Сибирь, где покончил с собой в 1904 году);
  • младший сын Виктор (офицер русской армии, масон, журналист, художник);
  • дочь Вера (учитель и журнальный критик);
  • дочь София, (член партии эсеров, умерла в эмиграции);
  • дочь Надежда (расстреляна в Таганроге большевиками «за систематическую агитацию против Советской власти»).

Но наиболее известен нам ее средний сын Борис Савинков (1879-1925) (он же «Б. Н.», Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Субботин и прочая) - русский революционер, один из лидеров партии эсеров, комиссар Временного правительства, боевик, белогвардеец, блестящий прозаик, поэт, публицист. Солженицын написал о нем в "Архипелаге":

Савинков в мрачном настроении выбросился из неогражденного окна во внутренний двор Лубянки, и гепеушники, ангелы-хранители, просто не управились подхватить и спасти его крупное тяжелое тело.

И сам же опроверг эту версию в пользу намеренного убийства революционера чекистами.

Все революционные мытарства своих сыновей Софья Александровна, умершая в Ницце в 1923 году, описала в своих мемуарах под псевдонимом С.Шевиль.

Вот такая судьба... И когда узнаёшь об этом, сразу видишь что-то фатальное во взгляде этой юной девушки на портрете.

Н.Ярошенко. Портрет художника М.Клодта. 1878
Н.Ярошенко. Портрет художника М.Клодта. 1878

Барон Михаил Константинович Клодт (не путать с его дядей-скульптором) известен как пейзажист и свою верность академической традиции сохранил, даже войдя в компанию передвижников, где состоял членом-учредителем с 1870 года. Но вышел из товарищества после громкого скандала. В 1879 году в газете «Молва» под псевдонимом "Любитель" вышла статья «Беглые заметки» . Разбору подвергалась 7-я передвижная выставка. И особенно резко анонимный автор высказался по поводу ныне знаменитых картин Архипа Куинджи - «После дождя» и «Березовая роща»:

В картинах Куинджи видят “свет”, много света, но, по-моему, это не более не менее как самое бесцеремонное обхождение с явлениями, которые художник мимоходом видел в природе и передает публике на полотне в виде грубого намека, воображая, конечно, что никто и не заметит его незнания природы. Деревья в «Березовой роще» точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зеленым колером и поставлены как декорация… Талант, самобытные воззрения и проч. без надлежащей подготовки — не вывезут.

"Любителем" оказался пейзажист Клодт. В итоге и "консерватор" Клодт и "новатор" Куинджи Товарищество передвижных выставок покинули.

МИХАИЛ КЛОДТ (1832−1902)

М.Клодт. Портрет скульптора П.Клодта. 1877
М.Клодт. Портрет скульптора П.Клодта. 1877

А вот и портрет сепией дяди художника Петра Карловича на фоне его знаменитых скульптур - коней с Аничкова моста и баснописца Крылова из Летнего сада. Популярный скульптор происходил из лифляндского баронского рода Клодтов фон Юргенсбургов, из которого вышло несколько русских художников.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (1848 - 1926)

В.Васнецов. Портрет И.Крамского. 1871
В.Васнецов. Портрет И.Крамского. 1871

И автор портрета, и его модель - художники хорошо известные. Иван Крамской был учителем Васнецова в Рисовальной школе общества поощрения художников в 1867 перед поступлением того в Академию. Попутно: о брате Васнецова Аполлинарии я уже писал здесь. А к Виктору Михайловичу мы еще в этой статье вернемся.

ИВАН КРАМСКОЙ (1837-1887)

И.Крамской.  Портрет художника В.Максимова. 1875
И.Крамской. Портрет художника В.Максимова. 1875

Спросите: самое известное полотно академика Крамского? И 90 процентов опрошенных скажут: "Неизвестная". И это правда. У него даже не одна картина под таким названием. Помимо Третьяковки в ярославской галерее есть "Портрет неизвестной" и в Новгородском музее тоже. Портрет художника Антокольского его кисти можно среди прочих работ увидеть в Минской галерее. А живописца и передвижника Василия Максимова с Крамским связывает хотя бы то, что он, пройдя весь академический курс за три года, отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с Крамским:

Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя

И к Максимову мы тоже еще вернемся.

ИЛЬЯ РЕПИН (1844 -1930)

  • Николай Никанорович Дубовской (1859−1918) обучался живописи в Академии художеств под руководством М.П.Клодта, сына и двоюродного брата уже упомянутых нами здесь баронов фон Юргенсбургов. Убежденный пейзажист, верный традициям передвижничества он принадлежал к младшему поколению передвижников, которое фактически возглавлял с 1898 по 1918 год. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать. Его самая знаменитая картина "Притихло", как и многие другие работы живописца была, куплена для своего собрания Третьяковым.
  • Интеллигент. Кто он такой , этот Чагин, выяснить мне не удалось. Понятно, почему из Чугуева - это, родной город (ныне Харьковской области) художника, в который он как раз приезжал в обозначенные на портрете годы.
  • А вот княгиня Мария Тенишева хорошо известна. Мария Клавдиевна пела в своем питерском салоне под аккомпанемент самого Чайковского, играла в благотворительном спектакле у Станиславского, была знакома с Тургеневым и Рубенштейном, Васнецовым и Врубелем, училась рисованию (что и отражено на портрете Репиным), как меценат открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств. Рискну предположить, что изображена она в своем имении под Смоленском. В Талашкине Репин бывал. И вы можете прогуляться там прямо тут.
  • ... и конечно автопортрет.

ЛЕОНИД ПАСТЕРНАК (1862 - 1945)

Л.Пастернак. Портрет художника Н. Кузнецова 1887
Л.Пастернак. Портрет художника Н. Кузнецова 1887

Этот портрет, судя по дате нарисован художником еще в его родной Одессе уже после его обучения в Мюнхенской академии (в восьмидесятые годы он метался между изобразительным искусством, медициной и юриспруденцией). Уже на следующий год он перебрался в Москву, где его большое полотно "Вести с родины" (тему знал, ибо проходил военную службу - в 1885–1886 годах  был вольноопределяющимся в артиллерии) прямо с мольберта, еще до открытия выставки передвижников покупает Третьяков.

Портрет художника Кузнецова (1850−1929) Пастернак скорее всего набросал в Степановке, имении Николая Дмитриевича под Одессой. Отец Кузнецова, штаб-ротмистр, был состоятельным землевладельцем. К тому времени живописец, портретист, жанрист поездил по Европе, свел знакомства со многими русскими художниками, которые приезжали к нему в усадьбу. Умер в эмиграции в Сараеве.

ПАВЕЛ БРЮЛЛОВ (1840-1914)

П.Брюллов Порторет А.Арцимович
П.Брюллов Порторет А.Арцимович

О племяннике знаменитого автора полотна "Последний день Помпеи" Яков Минченков в своих "Воспоминаниях о передвижниках" писал:

Художники говорили о Брюллове, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников. Где учился и что окончил Брюллов -- этого я не знаю; похоже на то, что он прошел и университет, и Академию художеств, и консерваторию. Уж очень одаренной была его натура, и казалось, что ему ничего не стоило изучить все три специальности. И действительно, он писал картины, обнаруживал большие знания в математике и играл на виолончели и рояле. Универсальность его знаний, сложность интересов и отзывчивость на все вопросы современности отрывали его от каждой из специальностей и не давали ему углубиться в ремесло искусства, почему он и не выработался в большого мастера, а широкая жизнь и возможность без тяжелого труда пользоваться ее благами способствовали его легкому отношению к искусству, которое он любил без печали и гнева, как усладу своей красивой жизни.

Но в памяти потомков остался все-таки художником, а обширные познания помогали ему быть казначеем и членом Правления Товарищества, а в 1897--1912 гг. занимать должность хранителя Русского музея, бывшего Музея Александра III.

Изображенная на рисунке Анна Викторовна Арцимович, (1855-1919) известна нам как деятель народного образования, благотворитель, учредитель "Общества попечения о молодых девицах в Санкт-Петербурге". Основанное в 1897 году оно ставило целью помощь молодым незамужним женщинам, преимущественно из рабочего класса, охрану их от «вредных условий жизни» и «действий, вредных в нравственном отношении». Первоначально общество располагалось прямо в квартире самой Арцимович на Шпалерной улице.

АЛЕКСАНДР ЛИТОВЧЕНКО (1835−1890)

А.Литовченко. Портрет М.Величко. 1877
А.Литовченко. Портрет М.Величко. 1877

Александр Дмитриевич, не просто член Товарищества, но и соратник Крамского по так называемому "Бунту четырнадцати" более всего знаменит своими историческими картинами. Его многофигурное полотно «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому английскому послу Горсею» была критически воспринята академическим советом, профессором он не стал.

А Мария Васильевна Величко преподавала арифметику девицам среднего сословия в Мариинском институте.

НИКОЛАЙ ЗАГОРСКИЙ (1849-1894)

Николай Петрович - живописец, рисовальщик, жанрист, портретист. О рисунке, представленном во временной экспозиции Михайловского замка очень подробно написала на сайте виртуального Русского музея Ирина Верховская:

Изображены слева направо: Н. П. Загорский, А. Н. Шильдер, М. П. Клодт, Е. Е. Волков, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов (?), А. К. Беггров, А. И. Куинджи, П. А. Брюллов, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов.  Трудно сказать — жанровое это произведение или групповой портрет. Сценка насыщена действием и повествует об одном из эпизодов хорошо изученной теперь истории ТПХВ. Рисунок воспринимается как быстрая натурная фиксация, хотя на самом деле композиция его тщательно продумана. Во главе стола, на правом фланге — Г. Г. Мясоедов, один из основоположников Товарищества, придерживавшийся консервативных взглядов. Н. А. Ярошенко, хотя и заслонен фигурой Г. Г. Мясоедова, легко узнается по погонам (в 1892 он вышел в отставку в чине генерала). В роли оратора — отличавшийся горячностью и экспансивностью хозяин дома, П. А. Брюллов. А. И. Куинджи и И. И. Шишкин изображены в момент обмена мнениями, возможно, предметом обсуждения была открытая в ноябре 1891 года персональная выставка Шишкина. То обстоятельство, что размещена она была в стенах ИАХ. вызвало возмущение у многих членов Товарищества, непримиримо настроенных против Академии. Авторская датировка позволяет отметить отсутствие, например, И. Е. Репина, недавно вышедшего из состава ТПХВ.

"Поздравление подчиненного" очень характерная для художника работа, социально заостренная, вполне соответствующая творческой концепции передвижников.

ЭСКИЗЫ

В экспозиции были представлены и эскизы с набросками известных полотен товарищества передвижников. Я их опубликую рядом с законченными полотнами - следите за развитием творческой мысли.

ВАСНЕЦОВ. БОГАТЫРИ

МАКСИМОВ. ВСЕ В ПРОШЛОМ.

ГЕРОИ СЕВАСТОПОЛЯ (место нахождения самой картины неизвестно)

ЯРОШЕНКО. КОЧЕГАР

ПОЛЕНОВ. ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА

ГЕ. ХРИСТОС И ПИЛАТ

И еще немного картин:

ИВАН ШИШКИН (1832-1898)

И.Шишкин. Лес. 1874
И.Шишкин. Лес. 1874

Вот что об этом рисунке на сайте виртуального Русского музея пишет профессиональный искусствовед Ирина Шувалова (Цитата из статьи «Музыка карандаша». Рисунки И.И.Шишкина из собрания Русского музея):

В 1870-е годы Шишкин создает всего лишь несколько рисунков пером и тушью, предпочитая работу над офортами. Однако и над перовыми рисунками он трудится по-прежнему увлеченно, добиваясь многообразия фактурных градаций. Как и раньше, это своеобразные „графические картины“, в которых с исключительным виртуозным мастерством переданы различные растительные формы в сложнейших переплетениях и сочетаниях („Дорожка в лесу“, 1871; „Овраг в еловом лесу“, 1874). Характерно, что на передвижной выставке 1871 года Шишкин предстал не только как живописец, но и как мастер первого рисунка. Рисунки пером изредка экспонировались и на других выставках, вызывая удивленное восхищение зрителей.

ИСААК ЛЕВИТАН (1860-1900)

И.Левитан. Пейзаж с луной. 1880
И.Левитан. Пейзаж с луной. 1880

В год написания этой акварели художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но после покушения на Александра II в 1879 году его, как многих евреев, выселили из столицы, он жил в подмосковной Салтыковке, а на этюды ездил в Останкино. Возможно, картина нарисована именно там,

АЛЕКСАНДР БЕГГРОВ (1841−1914)

А.Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895
А.Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895

Флотский офицер Александр Карлович Беггров совершил не одно кругосветное путешествие - в 1871—1872 сопровождал в таком плавании Великого Князя Алексея Александровича. Вернувшись - поступает в Академию художеств в пейзажный класс профессора М.К.Клодта. В 1874 году выходит в отставку и уезжает в Париж. Через год возвращается в Россию. В 1899 становится академиком. С 1906 года он безвыездно живёт в Гатчине. Последние полтора года жизни из-за тяжелой болезни был вынужден оставить занятия живописью. В ночь с 14 на 15 апреля 1914 г. А. Беггров, измученный болезнью, покончил с собой выстрелом в сердце.

Многие его работы, как и представленная здесь, посвящены морской тематике - видам портовых городов.

ЕЛЕНА ПОЛЕНОВА (1850-1898)

Е.Поленова. Последний цветов. 1890-е
Е.Поленова. Последний цветов. 1890-е

Младшая сестра художника Василия Поленова (его приокская усадьба прекрасно сохранилась - судите сами) Елена Поленова была не только замечательным художником, но и мастером декоративного дизайна. Она иллюстрировала детскую литературу. Цветы рисовать любила. Как раз в годы написания этой акварели художница создала более ста уникальных эскизов мебели и предметов утвари. Она расписывала фарфоровые тарелки, создавала эскизы для вышивки и обоев, орнаменты для икон.

ВЛАДИМИР МАКОВСКИЙ (1846-1920)

Владимир Егорович Маковский потомственный художник - и отец, и брат, и сестры не были чужды изобразительному искусству. Эта жанровая сценка написана уже академиком живописи. Он получил звание за картину "Любители соловьиного пения". Достоевкский об этой работе и в целом о жанре в картинах русских художников написал в своем "Дневнике писателя" (не поленитесь прочитать эту длинную цитату, насладиться языком писателя, его "прочтением" картины и теми выводами, которые он делает:

А ведь у нас он вот уже столько лет почти исключительно царствует; и если есть нам чем-нибудь погордиться и что-нибудь показать, то, уж конечно, из нашего жанра. Вот, например, небольшая картинка (Маковского) «Любители соловьиного пения», кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно быть, тоже и птицелова. Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит, заливается, щелкает, а гости слушают. Оба они, видимо, люди серьезные, тугие лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту (как-то уже это принято, что все это «темное царство» непременно составлено из безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они, видимо, уже раскисли от наслаждения — самого невинного, почти трогательного. Тут происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице блаженная улыбка; он дослушивает трель… Он хочет что-то ухватить, боится что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы знаете, что он «страдает» не менее своего товарища. Перед ними хозяин, зазвавший их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что тут теперь церемониться); он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со властью говорит. Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то есть по карману, конечно, личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к купцам даже с каким-то нахальством, с строгостью (нельзя же-с)… Любопытно, что лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут немножко подраспек, потому что «уж очень хорош у него соловей!». Чай кончится, и начнется торг… Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец <…> Может, кто и растолкует, в чем дело, и они узнают, что у русского купца средней руки две страсти — рысак и соловей, и что потому это ужасно смешно; но что же из этого выйдет? Это знание какое-то отвлеченное, и немцу очень трудно будет представить, почему это так смешно. Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще. Я ведь эту картинку только для одного примера поставил. Но ведь что всего досаднее — это то, что мы-то подобную картинку у немцев, из их немецкого быта, поймем точно так же, как и они сами, и даже восхищаться будем, как они сами, почти их же, немецкими, чувствами, а они вот у нас совсем ничего не поймут. Впрочем, может быть, для нас это в некотором смысле и выгоднее.

Всё! Спасибо за внимание!