Найти тему
av.by

У Беларуси и Кыргызстана действуют безразрешительные перевозки. Как обстоят дела на самом деле?

Почти треть перевозчиков рассматривают возможность начать работу на кыргызстанском направлении. Такие результаты показал опрос, проведённый среди белорусских пользователей международной биржи грузоперевозок ATI.SU.

У перевозчиков спросили, как на их работе отразилось введение безразрешительной системы перевозок с Кыргызстаном, которая вступила в силу с февраля 2024 года. И вот что они ответили.

До введения безразрешительной системы с этим направлением работали 12% опрошенных. Причём 8% из них отметили, что после отмены разрешений работать стало проще и выгоднее, а 4% существенных изменений не заметили.

Для 28% респондентов введение безразрешительного порядка стало основанием для того, чтобы начать рассматривать это направление для работы.

60% пока с Кыргызстаном не работают и не планируют.

Транзитом через Кыргызстан возят груз только 8% опрошенных, остальные пока не включали его в свои логистические цепочки.

Примечательно, что 84% респондентов предпочли бы получить возможность работать без «дозволов» с Россией. Ждут перевозчики и отмены разрешений на работу с Ираном, Арменией, Таджикистаном, Сирией. За безвизовый режим с каждой из этих стран проголосовали по 4%.

-2

— Мы наблюдаем рост интереса белорусских перевозчиков к работе с Кыргызстаном уже несколько лет. Хоть введение безразрешительного порядка немного стимулировало этот процесс, однако ощущается, что перевозчики с осторожностью приглядываются к маршруту. Тем более что в первые месяцы вступления в силу «безвиза» возникли неприятные нюансы: на практике кыргызские службы продолжают требовать у белорусских водителей разрешения на выполнение перевозок. Минтранс Беларуси занимается урегулированием ситуации, однако пока рекомендовал всё же использовать разрешения, как и раньше, — комментирует ситуацию директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

-3

По словам эксперта, Кыргызстан стремительно развивает свой логистический потенциал и однозначно это направление для работы становится всё более перспективным. Согласно данным Евразийской экономической комиссии, в январе — марте 2024 года Кыргызстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту грузооборота, увеличив по сравнению с аналогичным периодом прошлого года грузооборот на 10,3%. К слову, на втором месте в этом рейтинге Беларусь, показавшая +3,1%.

В целом направление для белорусов не ново — развитие торгово-промышленных связей между нашими странами длится уже много лет. Однако особенно значительный рост взаимная торговля Кыргызстана и Беларуси показала в 2022 году — как раз в момент массовой переориентации транспортных потоков с Запада на Восток. Затем последовал спад — в 2023 году объём взаимной торговли наших стран составил 103,4 млн долларов и по сравнению с 2022-м сократился на 18,3%.

-4

С резким разворотом грузопотока с Запада на Восток в 2022 году вскрылся и ряд проблем, усложняющий работу перевозчиков в регионе: от трудностей с получением виз и проведением платежей до вопросов с безопасностью и придорожным сервисом. Этим среди прочего можно обосновать небольшой спад на кыргызстанском направлении в 2023-м после резкого скачка 2022-го.

— Но мы наблюдаем заинтересованность восточных стран в развитии логистической отрасли: создаются мультимодальные транспортные коридоры, игроки рынка всё больше используют современные цифровые сервисы и системы для удобства работы с западными соседями, инфраструктура улучшается — на межправительственном уровне многое делается для того, чтобы сделать работу удобнее для всех. А Кыргызстан, в частности, одна из первых стран, с которой Беларуси удалось договориться о безразрешительной системе перевозок в последние пару лет. Эти договорённости не просто обещают сделать проще и выгоднее работу с Кыргызстаном, но и в целом упростят для белорусских перевозчиков проезд в Азию, — считает Татьяна Солдатенко.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram