Баковка сейчас и ЖД-станция (ближняя к станции Одинцово при движении из Москвы), и микрорайон города Одинцово. До 1965 года это был дачный посёлок в Одинцовском районе с довольно богатой историей.
Впервые об этих местах упоминается в конце XVI в., когда при описании вотчины села Мамоново Троице-Сергиева монастыря встречается «пустошь, что была деревня Кудринская, Осташково, Баково тож, что на речке Баковке». Правда речки с таким названием не помнят даже старожилы, а вот ручей Полачёвский, напоминающий небольшую речку, есть. Земли, граничащие с Полачёвской пустошью, принадлежали общине крестьян деревни Мамоново. В конце XIX – начале XX вв. мамоновские крестьяне стали сдавать эту землю в аренду с правом последующего выкупа. Участки примерно по 21 десятине приобретали не только москвичи, но и жители других губерний под строительство домов и дач. Людей манила живописность этих мест, неровный, с овражистыми склонами ландшафт, который утопал в полевых цветах. Покупателей привлекало и близкое расстояние от Москвы.
Владельцы участков старались построить на них не по одному дому или даче, а по два, а то и три дома – один дом для своей семьи, а другие для сдачи в наём. Снять дачу в то время было дорогим удовольствием, её стоимость в летний сезон составляла 25 руб. (к примеру, корова стоила 3 руб.). Многие дома были спроектированы местным архитектором Павлом Тейхманом, проживающим на ул. Некрасова. По воспоминаниям старожилов, у него был очень красивый дом в стиле модерн, к сожалению не сохранившийся до нашего времени.
Первоначальное официальное название посёлка — «20-я верста». Это название заимствовано от железнодорожной станции у деревни Мамоново, находившейся в 22 км от Москвы, иначе 20 вёрстах, и просуществовало предположительно до 1926 года. «20-я верста» считалась 4 остановкой от Москвы. Дорога сюда была очень удобной и быстрой. Посёлок полюбился состоятельным дачникам, и в начале XX в. с их помощью начинает активно благоустраиваться. Жители обустраивают не только свои дома и придомовые территории, но и поселковые дороги и тротуары, их вымащивают деревянными досками, высаживают липовые аллеи и клумбы с цветами. В то время улицы освещались керосиновыми фонарями, электрическое освещение появилось в посёлке только в 30-х годах. Постепенно в посёлке появлялись всевозможные развлечения: построены спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная), площадки для игры в городки и крокет, теннис, а гордостью поселка стало чуть ли не лучшее в губернии футбольное поле. На футбольном поле часто проводились дружеские матчи футбольной команды «20-я верста» с командами из Кунцево, Одинцово и других мест. Футбольное поле просуществовало до конца 30-х годов.
С появлением платформы начался строительный бум. Дома посёлка плотно прилегали к железной дороге и тянулись до смешанного леса. Дома старались проектировать и строить в лучших традициях деревянного зодчества.
Надо отметить, что жители дачного посёлка «20-я верста» в большинстве своём обладали творческим потенциалом. Состоятельный местный житель Фёдор Фёдорович Брок очень любил театр. Сто лет назад по своей инициативе и на свои же средства он построил здесь настоящий театр на 220 мест. Землю под строительство театра выделил сосед Ф. Ф. Брока Гельгард. По рассказам старожилов, вход в театр выглядел очень парадно – он был исполнен в классическом стиле с колоннами, а здание театра было деревянным.
В наше время рядом с этим местом стоит дом 34 по улице Вокзальной. Сам Фёдор Фёдорович проживал неподалёку от театра, и это позволило наблюдать за зданием и содержать его в порядке. Его дом до сих пор сохранился – улица Вокзальная дом 28.
Содержал театр Брок также на свои деньги. Он набрал труппу из числа местных жителей. Артисты играли бесплатно, зрители ходили в театр бесплатно, а Фёдор Фёдорович оплачивал освещение, декорации, костюмы.
Постепенно при театре были созданы самодеятельные коллективы – театральный, танцевальный, музыкальный, хоровой. Ставились спектакли, устраивались концерты. Участвовали в постановках театра Брока и дачники. После революции театр продолжал расти и развиваться, поддерживать связь с другими театральными коллективами, в том числе и профессиональными. Посёлок стал считаться очень престижным местом для отдыха.
Начиная с 1926 года (в этом же году посёлок переименовали в Баковку), в конце августа в нём проводились праздники, своеобразные дни посёлка. Праздничный день начинался с соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, крокету, городкам. А заканчивался вечером в театре, где большой духовой оркестр исполнял прекрасный старинный вальс, после чего открывался занавес и начинался спектакль или концерт. А по окончанию вечера администратор объявлял: «Концерт окончен, через 20 мин. начнутся танцы!»
Примерно в 20-е годы жители построили и открыли летнюю танцевальную площадку. Танцевальная площадка получилась замечательной, находилась она в конце Спортивного переулка. На площадке проходили танцевальные вечера, карнавалы, играл прекрасный духовой оркестр. Танцевальная площадка пользовалась огромной популярностью не только у местных жителей, но и по воспоминаниям старожилов, от Баковки до Можайска. За многие годы, а она просуществовала до конца 70-х годов прошлого века, многие молодые люди встретили там свою судьбу.
По количеству звездных имен Баковка – место уникальное. Но здесь вспомним об одном из многих известных имен. С начала 1930-х годов и по 1973 год на даче в Баковке жил один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер, советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий Первой Конной армией маршал Семен Михайлович Будённый. Под его руководством здесь была облагорожена территория, вырыт пруд. До сих пор хранятся в воспоминаниях очевидцев рассказы о затейливом быте полководца: о его знаменитых солёных арбузах, мастерски объезженных холеных лошадях, ежеутренней верховой прогулке в компании адъютанта.
Подробнее можно прочитать об этих местах в Третьей книге серии odinmirage.