Тот, кто занимается хищными птицами знает, что одни из них легко идут в размножение, а заставить размножаться других очень трудно. И среди хищных птиц, как и среди всего живого, есть однолюбы, ну а есть те, кто кидается на все что движется.
И конечно есть виды образующие пары на всю жизнь, а есть те, кто встречаются только в брачный период, и некоторые из них даже в отношении партнеров ведут себя очень агрессивно.
Вот ястреба относятся именно к последним. На воле самки ястребов, как тетеревятников, так и перепелятников выбирают себе в партнеры наиболее сильных, вертких и удачливых самцов. Ведь им предстоит кормить весьма прожорливое потомство. И не только кормить детей и самку, но и делать так, чтобы самим в случае чего не превратиться в добычу. Потому что самка, при недостатке корма, легко ловит отца семейства и скармливает детям.
Поэтому в отличии от других хищников самцы ястребов никогда не подлетают к гнезду, а либо сбрасывают в него добычу с высоты, либо кладут на ветку близстоящего дерева и вызывают самку голосом. Но едва супруга срывается с гнезда, ее суженный стремглав уносит ноги.
Так что для разведения в неволе им тоже нужно создавать соответствующие условия или применять искусственное осеменение.
Ну а размножать перепелятников и вовсе очень непросто. Дело в том, что самцы у них очень нежные, легко стрессующиеся, и в отличие от самок в неволе выживают редко. Но тем интереснее сделать так чтобы такие птицы размножались, ведь травмированных самок поступает в Центры не мало и почти все они выживают.
10 лет назад нам очень повезло. В руки к людям попал совсем маленький самец перепелятника, которого люди идеально вырастили, правда не научив охоте и передали в наш Центр. Цыпа, так звали самца, оказался полным пофигистом. Переезд перенес прекрасно, на новом месте привередничать не стал, уминал корм за обе щеки. А у нас сидела самка, травмированная и удивительно спокойная.
Построили мы им вольер специальной конструкции, два помещения рядом, чтобы птицы могли общаться, и в самых разных местах проделаны отверстия, которые перекрывались вне брачного сезона, когда птицы сидели порознь, и открывались на время размножения. К тому же в вольере было много растительности, а хорошо летный самец прекрасно мог смываться от самки в нужный момент. За год Цыпа научился охотиться, мы объединили птиц и стали ждать периода размножения.
Наступил май, самка заняла гнездо, самец просовывал ей пойманную добычу через прутья соседнего вольера. И мы лишь ожидали начала яйцекладки, чтобы уж точно не подставить самца под удар.
Свершилось, первое яйцо. Мы запускаем самца, он быстро осваивает вольер, легко находит места перехода из вольера самки в свой собственный, приносит самке цыплят. Казалось труд нескольких лет наконец должен иметь продолжение, но видимо не в этот раз.
В один из очередных заходов Алексея в вольер, Цыпа срывается с ветки, проносится над головой Алексея и становится свободной птицей. Несколько недель мы пытались вернуть его в семью, но в свой вольер он даже не подумал залетать? Да и зачем, в природе было полно вполне доступного корма – мелкие птички что называется летали кучами. А вскоре пошли слетки дроздов, скворцов и вольная жизнь засияла всеми красками.
Ну а самка опять осталась одна. На протяжении нескольких лет мы пытались подобрать ей пару. Но в руки людям попадали только сильно травмированные самцы, которые даже если и выживали остались нелетными с тяжелыми травмами крыльев и конечно никак не могли служить партнером, пусть и травмированной самке.
Один раз нам передали самца, тоже выращенного людьми. Но явно импринтированного на человека, поскольку он не умел даже есть самостоятельно. Только кусочки и только сидя на руке. И даже таким образом брать корм у постороннего человека отказался. Пришлось срочно возвращать его хозяину.
Ну а наша самка так и прожила свои 10 лет одна, ежегодно неслась и насиживала пустые яйца.
Много других интересных историй вы прочтете в наших книгах. Заходите по ссылке, поддержите наш проект https://planeta.ru/campaigns/211086