Мои заметки
Мал мала меньше
Не так давно беседовал с одной христианкой, заговорили о страстях, вот мол от них все беды, все трудности, болезни, проблемы в личной жизни. Христианка внимательно выслушала меня и сказала, да какие у нас страсти, так мелочевка, все давно перегорело. Я попытался переубедить её, да куда там, на «перегоревшем» страстями сердце не нашлось места главному, осторожности. Вот я и решил рассказать всем, и ей в том числе, как опасно недооценивать свои страсти, их силу и власть их над душой, да и над телом так же.
Начну с цитаты святителя Игнатия: «Надо постоянно внимать себе, поверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию, никак не допускать никакому греховному увлечению усиливаться и плодиться в душе, признавая это увлечение маловажным. «Вводимый в начало зла, не скажи себе: оно не победит меня. Насколько ты введен, настолько уже и побежден», — говорит преподобный Марк Подвижник. И то надо знать, что «малые согрешения диавол представляет еще меньшими, ибо иначе он не может привести к большим согрешениям», — сказал тот же преподобный.»
На первый взгляд все понятно, хитрый диавол представляет нам наши страсти и грехи незначительными, малыми, легкими, чтобы обмануть нас. Но мы, где тут мы, как нам быть с этим хитрым коварством? Увы, большинство наших христиан, в состоянии хронической усталости и постоянной занятости, легко соглашаются на это коварство, так ведь легче.
Все духовные люди, которых мне приходилось встречать в своей жизни, были в постоянном напряжении. Их исповедь была как натянутая струна. Постоянное внимание к себе и никакой праздности, они всегда были на первом крае духовной войны, где не расслабишься. Но так живут единицы, а как жить нам, простым смертным, когда к концу дня сил остается едва ли на короткую молитву? Хотя бы с осторожностью, для начала. Малых грехов бояться как больших, нечистый помысел принимать как рану души, а греховное чувство спешить изгладить нашей тощей и слабой молитвой. Жить с осторожностью, это уже половина дела. Я видел многих, которые думали, что живут вполне сносно, особых грехов не имеют, но приходил горький час испытаний, и их уверенность приводила их в отчаяние, из которого они не могли выйти долгие и трудные годы.