Найти тему

Преимущества автоматизации бизнес-процессов: избавляемся от рутины и увеличиваем конкурентоспособность

Оглавление

Зачем нужна автоматизация бизнеса

Автоматизация бизнес-процессов, или Business Process Automation (BPA) — это внедрение информационных систем для упрощения и ускорения задач компании. Оптимизация операций позволяет сосредоточиться на других этапах производства и повышать эффективность бизнеса.

-2

Автоматизацию управления бизнесом вводят, когда организация сталкивается со следующими факторами:

  • Большое количество монотонных и рутинных задач, из-за которых повышается текучка кадров и наблюдается низкая производительность труда.
  • Расширение базы данных. Это увеличивает количество рабочих часов сотрудника на обработку информации и расчеты, а также повышает возможность ошибки.
  • Проблема в коммуникациях с клиентами и поставщиками.
  • Отсутствие единой системы для постановки задачи и адекватной оценки результатов.
  • Необходимость введения нормативов и стандартов работы.
  • Нарушения в сроках доставки продукции или увеличение количества брака на производстве.
-3

Управление и автоматизацию бизнес-процессов можно поделить на три направления:

  • Основные операции, которые влияют на доход бренда. Это ключевая деятельность компании: производство продукции, продажи, взаимодействие с клиентами и поставщиками.
  • Поддерживающие — помогают обслуживать предприятие, оптимизировать затраты и улучшать производительность труда. Они не влияют напрямую, но без них невозможно организовать процессы: HR, ведение отчетности, бухгалтерия, техническая поддержка и другие.
  • Управленческие — для ведения бизнеса, решения организационных вопросов, разработки стратегий, развития компании и достижения целей.
-4

Цели и задачи автоматизации бизнес-процессов

Рассмотрим плюсы автоматизации бизнес-процессов:

  • Снижение затрат. Добавление автоматических систем управления помогает компании уменьшить расходы на материалы и освободить персонал от рутинных задач. Например, перевести общение с клиентом в чат-бот, отслеживать запасы и вовремя пополнять склад.
  • Упорядочивание бизнес-процессов. Технологии автоматизации позволяют создать последовательную систему, составить регламенты и повысить эффективность сотрудников и компании в целом.
-5
  • Минимизация ошибок из-за человеческого фактора. Ручной труд, связанный с расчетами и обработкой документов, может привести к большому количеству канцелярских ошибок. Программы для автоматизации бизнеса помогают исключить недочеты и ускорить процессы.
  • Увеличение эффективности. Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов позволяет зацикливать операции и делать их непрерывными. Это помогает настраивать систему на разные скорости выполнения задач и улучшать их точность.
-6
  • Интеграции. Технологии автоматизации дают возможность использовать данные из источников, чтобы ПО анализировало разные показатели и операции. На основе подробной информации и связанных метрик можно эффективнее принимать решения, видеть ошибки, слабые места и успехи компании.
  • Централизация данных. Автоматизация позволяет хранить информацию в одной системе. Это упрощает доступ к сведениям и устраняет проблемы с разрозненными данными.
  • Повышение качества продукции. Благодаря автоматизации бизнеса и контролю каждого этапа производства снижается риск получить дефект и брак, а значит — повышается качество продукта.

Кто использует средства автоматизации

Автоматизация бизнес-процессов улучшает систему управления любой организации: от небольшого магазина до крупного завода.

Средние предприятия внедряют различные разработки, которые помогают оптимизировать сразу несколько операций. Автоматизация малого бизнеса подразумевает интеграцию готовых облачных и коробочных решений. Крупные фирмы чаще развивают собственные комплексные системы, которые охватывают разные подразделения.

Чтобы понять, что требуется бизнесу и насколько сложной будет система, нужно выяснить ключевые операции и затраченное время на выполнение задач вручную. Если прогнозы по автоматизации бизнес-процессов показывают эффективные итоги, можно внедрять ПО. Каждая программа требует обучения сотрудников — этот этап необходимо заложить на старте, так как он может замедлить процесс интеграции.

-7

Автоматизация бизнес-процессов — это не цифровизация. Например, CRM-система подразумевает, что специалист взаимодействует с программой и управляет ее работой. Цифровизация в свою очередь исключает человека из этапов производства.

-8

Виды автоматизации бизнес-процессов

Современные подходы к автоматизации бизнес-процессов позволяют оптимизировать многие направления и операции в компании.

Бухгалтерский учет

Сервисы, которые помогают управлять зарплатами, налогами и счетами, закрывающими документами и другими расчетами с кредитом и дебитом. ПО собирает и хранит данные, а также минимизирует ручные подсчеты.

-9

Управление кадрами

Программы для автоматизации бизнес-процессов, которые позволяют упорядочить базу сотрудников, вести учет отпусков и больничных. А также работать с резюме и офферами.

-10

Оптимизация продаж

Средства автоматизации бизнес-процессов, такие как CRM (система управления отношениями с клиентами). Они помогают вести учет сделок, контрагентов и клиентов, отслеживать задачи, вести документооборот, анализировать результаты каждого менеджера и формировать отчеты.

-11

Проектная деятельность

Чтобы автоматизировать процесс коммуникации между отделами, отслеживать задачи по проектам, контролировать дедлайны, фиксировать прогресс выполнения и распределять нагрузку, используют таск-трекеры.

-12

Работа колл-центра

Для автоматизации входящих и исходящих звонков, обработки обращений, контроля работы менеджеров внедряют IP-телефонию и АТС-сервисы.

На сайте компании и в справочниках добавляют динамические или статические номера, которые переадресовывают звонки свободным операторам. Это помогает фиксировать все вызовы, консультировать клиентов и оперативнее решать проблемы. Параллельно собирается статистика, позволяющая улучшать скрипты и создавать качественный сервис.

В АТС можно настроить автоматический обзвон клиентов, например, чтобы сообщить об акции и оповестить о доставке товара. Для этого используют ИИ для создания голосовых ассистентов. Они могут распознавать триггеры и отмечать звонок как успешный или требующий дополнительного анализа.

Объединить данные вызова и информацию о клиенте можно с помощью интеграции с CRM. Звонок автоматически фиксируется в карточке и позволяет проверить всю историю взаимодействия с потребителем.

-13

Управление складом

Системы автоматизации бизнеса помогают оптимизировать складской учет: прием, перемещение, хранение, отгрузка и проверка наличия товаров. С помощью WMS (Warehouse Management System) компания может видеть остатки, вовремя пополнять запасы, отслеживать популярные позиции и быстрее проводить инвентаризацию.

-14

Маркетинг и администрирование сайта

Автоматизация улучшает маркетинговые процессы и помогает работать со всеми этапами воронки продаж: начиная с первого обращения, которое фиксируется в CRM, и заканчивая совершением сделки.

  • Работа с рассылками и чат-ботами. Автоматизированная отправка массовых сообщений ускоряет процесс коммуникации с пользователями. На платформах можно выбирать и создавать шаблоны, настраивать триггеры и ответы, чтобы система самостоятельно запускала email-рассылку. Менеджеру нужно только ввести параметры и проанализировать статистику, чтобы внести корректировки и выстроить общение с целевой аудиторией.
  • Запуск контекстной и таргетированной рекламы. Такие сервисы, как Яндекс.Директ, VK Ads или Elama, помогают специалистам создавать рекламные кампании, анализировать данные, определять эффективные объявления, выставлять ставки и многое другое.
-15
  • Администрирование сайта. CMS-системы позволяют настроить лендинг или интернет-магазин через конструктор или с привлечением разработчика. В сервисе есть возможность добавлять и редактировать контент, выбирать шаблоны и создавать собственный дизайн, добавлять интеграции с ПО, выбирать роли для сотрудников и пользователей и другое.
-16
  • Аналитика. Сервисы сквозной аналитики или BI-системы предназначены для работы с данными. ПО помогает найти закономерности и слабые места, увидеть тренды и составить прогнозы, а также контролировать ключевые метрики компании.

К примеру, для Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации наша команда разработала дашборды, которые позволяют работать с большими массивами данных и быстрее обрабатывать информацию.

Этот проект получил две золотые награды в конкурсах G8 и Tagline Awards в номинации «Лучший дизайн интранета».

-17

Ведение документооборота

Система автоматизации электронного документооборота (СЭД) — это инструмент для управления договорами, контрактами, счет-фактурами, протоколами и другими бумагами. Программа позволяет оцифровать ручной процесс заполнения документов и хранить информацию в одном месте. Так сотрудники могут быстро получить согласование от руководства, поставить подпись и отправить бланки по электронной почте.

Логистика

TMS-системы, или Transportation Management System — это сервисы логистики. С их помощью организация может автоматизировать:

  • отслеживание доставки;
  • подбор подходящего транспорта — фура или прицеп;
  • построение оптимального маршрута;
  • мониторинг местоположения продукции;
  • назначение водителей.
-18

Производственные процессы

Автоматизация с помощью MES-систем позволяет управлять производственными процессами, которые представляют собой типовые задачи и требуют непрерывного цикла. Программа помогает задать стандарты качества и корректно распределить ресурсы на каждом этапе выпуска продукции.

Управление ключевыми процессами

Комплексная система ERP совмещает в себе несколько инструментов для управления процессами. Программа содержит практически все модули, которые мы рассматривали выше: продажи, логистика, производство, финансы, управление персоналом и складом.

ERP-систему внедряют средние и крупные компании, которые используют готовые решения в виде конструктора и подключаемых компонентов. Альтернативный вариант — бизнес заказывает индивидуальную разработку ПО. Сервис требует тщательной подготовки сотрудников и анализа всех операций, чтобы устранить слабые места и исключить задержки внедрения.

Например, мы разработали ERP-систему для компании «БЭКС», которая производит комбикорм. ПО контролирует выпуск продукции и ее остатки, планирует загрузку на производстве и ведет учет продаж.

Чтобы исключить брак, которые появился из-за человеческого фактора, мы внедрили автоматический расчет ингредиентов.

-19

Комплексное управление

BPM-система, или Business Process Management — это программа для моделирования и управления всеми бизнес-процессами компании одновременно. Она ориентирована на визуализацию всех операций и поиск наилучших стратегий для развития бренда.

Такую разработку мы помогли внедрить крупному холдингу. Наша команда из Атвинты сделала софт для реализации инициатив, который показал эффект на десятки миллиардов рублей.

В программе персонал компаний записывает предложения по улучшению процессов и сокращению потерь. Здесь же они могут планировать собственные задачи, отслеживать этапы реализации проектов и анализировать результаты.

-20

Каждой идее присваивается набор из уникальных показателей, которые помогают оценить эффект предложения.

-21

Все этапы отслеживаются ответственными лицами, которые отвечают за разработку данного шага. Динамику выполнения отслеживают на дашборде или в отчете.

-22

В программе зарегистрировано 1700 сотрудников из 34 компаний холдинга и уже добавлено более 2 500 предложений. Благодаря ПО предприятие сократило потери, улучшило производственные процессы и получило эффект в размере 70 млрд рублей.

-23

Как оценить эффективность от внедрения автоматизации бизнеса

Чтобы оценить эффект от внедрения, ориентируйтесь на показатели, окупаемость автоматизации и на следующие параметры:

  • Тратят ли сотрудники меньше времени на типичные и рутинные задачи?
  • Стал ли цикл сделки короче? Как быстро клиенты переходят к совершению заказа?
  • Исчезли или появились жалобы от менеджеров или потребителей?
  • Понятно ли сотрудникам, за что они отвечают?
  • Получается ли у отделов добиться поставленных KPI?

Полученные результаты можно сравнить с предыдущим периодом и оценить пользу от внедрения автоматизации бизнеса.

Например, для онлайн-школы SMITUP мы разработали образовательную платформу, на которой ученики готовятся к ЕГЭ, выполняют домашние задания, изучают конспекты, следят за обучением и собственными рейтингами. На площадке зарегистрировано более 20 000 пользователей и запущено 250 курсов.

Данный проект взял бронзу на конкурсе Tagline Awards в «Лучших интранетах» — это одна из лучших образовательных платформ в российском EdTech.

-24

Для большего погружения в процесс обучения мы добавили игрофикацию. Это стимулирует учеников чаще заходить в кабинет, следить за ачивками и получать приятные эмоции.

-25

Благодаря тому, что софт постоянно обновляется и дополняется новыми идеями, заказчик получает положительные отзывы в сети и продолжает масштабировать проект.

-26

Подведем итоги

Автоматизация бизнес-процессов помогает избавиться от рутинных задач, чтобы у сотрудников появилось больше времени на сложные проекты, стратегические операции, креативные решения и улучшение производства продукта.

В BPA-системах активно внедряют искусственный интеллект и машинное обучение, а также разрабатывают платформы с low-code или no-code. Это позволяет подстроиться под любой рабочий процесс и создать последовательность взаимосвязанных действий, а значит оперативнее замечать проблемы на производстве и внедрять изменения. Чтобы выбрать систему автоматизации и заказать разработку ПО — обращайтесь в наше агентство Атвинта. Наши аналитики помогут разобраться во всех бизнес-процессах и подскажут наилучшее решение для вашей компании.

Заказать автоматизацию бизнеса в Атвинте