Найти тему

Север-Юг-Запад-Восток и Двойная пустота

Бездумное воспроизводство и тиражирование культуры приводит к тому, что мы перестаем понимать ее изначальный смысл. Слушать и слышать знаки, чувствовать жизненное пространство. Подобное творчество диктуется традицией, а не волевым сознательным решением. Диалектическому поиску древнего, забытого языка общения человека с окружающим миром посвятил свою жизнь Майкл Хейзер. Как в свое время Кандинский или Иттен отбрасывали лишние и мертвые культурные слои обращаясь к истокам, так и Хейзер пытался в своем творчестве воссоздать язык общения человека и природы. И самым громким элементом его творческого пути стала пустота.

В 1967 году Хейзер впервые создает работу
Север-Юг-Запад-Восток, которое на тот момент состояла из двух направлений: Север и Юг. И представляла собой два выкопанных конуса шириной и глубиной около 1,2м. Он утверждал, что для творчества не нужно ничего кроме того, что дает сама природа. При этом самая захватывающая форма эта та, которой нет.
...
"Негативное или отрицательное пространство (negative space) — "свободное пространство, образующееся между, внутри или вокруг элементов", создаваемое в его работах призывает задуматься о роли земли и о ее пользе для человечества"
...
В 1981 году по заказу ROCKEFELLER DEVELOPMENT CORPORATION в только что построенном здании Уэллс Фарго, автор делает вторую попытку реализовать эту работу, но в связи с ограничениями в конструкциях здания внутри которого размещалась скульптура, пришлось уйти от негативного решения к позитивному. И в результате художник доводит работу до завершения где появляются все стороны горизонта: север (два прямоугольника), юг (вертикальный конус), восток (перевернутая усеченная пирамида), юг (вертикальный конус) и запад (клин).

Изображение с сайта Double Negative
Изображение с сайта Double Negative

Изображение с сайта Double Negative посвящённого творчеству Майкла Хейзера

Тридцать пять лет спустя в Dia Art Foundation Михаил воссоздал эту работу еще раз. Но в отличие от здания Уэллс Фарго, в Dia используется оригинальная концепция о негативном пространстве. Ямы уходят в пол галереи на глубину 6 метров, создавая ощущение пустоты, которая поражает многих любителей искусства.

Изображение с сайта https://wp.stolaf.edu/
Изображение с сайта https://wp.stolaf.edu/

Другая работа поразившая мое воображение и давшая много мыслей по организации городской среды - "Double Negative" и представляющая собой две траншеи, вырезанные на восточной окраине Мормонской горы, к северо-западу от Овертона, штат Невада, в 1969-70 годах.

Изображение с сайта Double Negative
Изображение с сайта Double Negative

Изображение с сайта Double Negative посвящённого творчеству Майкла Хейзера

Поскольку данное произведение искусства само по себе является негативным пространством (большая траншея), а когда оно (его проекция) пересекает пустое пространство, оно становится вдвойне негативным пространством, как следует из названия.

Изображения не передают впечатлений, которые ощущаешь находясь внутри самой работы, но наводят на размышления о принципе искусства как творения, о пространственной организации города, об отношении к природе. Наконец, взрывает воображение.
Для понимания масштаба лучше посмотреть на
Гугл картах

"Огромная скульптура архитектурного размера создает как объект, так и атмосферу. Трепет — это состояние ума, эквивалентное религиозному опыту"

Именно
трепет возник у меня при знакомстве с работами Хейзера. Когда стоишь на краю пропасти и трепет начисто вытесняет остальные эмоции.

И в качестве вывода можно привести развитие идеи "Севера" в городской среде в решении Мемориала 9/11, Ground Zero

Изображение с сайта Trip Canvas (https://www.aaa.com/)
Изображение с сайта Trip Canvas (https://www.aaa.com/)