В воскресенье, 26 мая, в Твери в библиотеке им. Герцена прошёл волшебный концерт Ольги Качановой и Вадима Козлова. Классика и современность авторской песни!
Получился душевный и неспешный разговор, очень личный. Разговор стихов и музыки – ощущалось, как они бережно прислушиваются друг к другу, следуют осторожно вместе. Вдумчивый разговор исполнителей и слушателей.
Ольга сразу призналась – концертные костюмы они забыли в Рязани, откуда приехали к нам. «А потому мы у вас по-домашнему». И очень домашнее, уютное получилось общение. Несмотря на то, что за долгие годы творчества этого дуэта концерт в Твери – первый, казалось, в зале собрались старые друзья. Частично так и было – приезд в Волговерховье состоялся по приглашению тверского барда Аллы Мишенькиной, которая, кстати, и их песни удивительно исполняет, а также сообщества «В твердом переплёте» https://dzen.ru/id/64d4812cc09280390daa0107 , собирающего под свою обложку интересных авторов и думающих читателей. Кроме того, на концерт в Тверь приехали друзья издалека. Ольга их узнавала в зале и радостно приветствовала. Это выступление стало первым в Волжском туре, который закончится 9 июня в Астрахани. А в промежутках будут Пенза (пусть и не на Волге), Саратов, Волгоград.
Рыжий босиком и с самолетиком в руке
Ольга, не спеша, прислушиваясь к себе и всматриваясь в зрителей, сплетала концертную ткань. Начала с того, что день выступления – 26 мая – это день рыжих, день хождения босиком и день бумажных самолётиков. И оказалось, что все это очень уместно. В волосах исполнителей действительно есть солнечные оттенки, самолетики тесно связаны с названием программы «Летательный факультет» (забегая вперед – завершился концерт тем, что Ольга и Вадим отправили в зал самолетики, а те вернулись к ним). По поводу босиком – стоит признать, что все были обуты. Но зато вспомнили Сезарию Эвору, португальскую певицу по прозвищу «босоногая дива», которая многие годы ходила босиком. Кстати, она выступала и в Твери. В честь этой удивительной исполнительницы назван Международный аэропорт на ее родине в Кабо-Верде (тоже летательная тема). А пела она морны –городской романс, разновидность сентиментальной любовной лирики. «Может и мы поем морны, грустные песни о любви», – задумалась Ольга.
И были песни. Про боязнь турбулентности в отношениях, про то, что ради песен, ради весен стоит жить, про просьбу - чтоб каждый дожил до любви, про Китай, про жену Страдивари, про Сент-Экзюпери и, конечно, Пушкина… Много смешного и печального в стихах, много неожиданных мыслей, удивительных образов, пробуждающих чувства.
«Просто нас не минует весна,
Если будут казаться ребусом
И бегущая по волнам,
И бегущая за троллейбусом».
«Когда ты разлюбил, люби сильнее,
Люби сильнее, чем когда любил».
«Мы будем жить долго, но не дольше, чем надо,
Мы надышимся вдоволь и насмотримся всласть…
Сусальный осадок от осеннего сада
Прихватить бы с собою, да не велено красть».
«Все начнется с поцелуя под зонтом.
А потом… А что потом?..»
Цитирую эти строки, и для меня они звучат. Ольга призналась: «Мне повезло: не успею стих написать, Вадим тут же кладет их на музыку». А когда слушаешь, кажется, они с музыкой и рождались, Вадим умеет ее уловить.
После концерта для сообщества «В твердом переплете» Ольга дала небольшое интервью.
Идти за радостью и за главной песней
Предваряя его, напомню: Ольга Качанова и Вадим Козлов – лауреаты Всесоюзных фестивалей в 80-х годах, они одни из первых среди бардов выпустили пластинку на фирме «Мелодия» в 90-е, в нулевых – члены жюри крупнейших фестивалей. Многие годы Ольга и Вадим ведут мастер-классы для авторов-исполнителей песен.
Учитывая такой послужной список, обратилась к Ольге как к эксперту, спросила об авторской песне в целом. Что она из себя представляет? Какие времена для нее хороши?
– Авторская песня позволяет через поэзию, интонацию выражать какие-то свои глубинные переживания. Человечество всегда этим страдало. Те же трубадуры. Если почитать их стихи, кажется, что это создано не в какое-то куртуазное время, а сегодня. И то же стремление пробиться к себе, к пониманию себя. На этом замешано все песенное дело, человек разговаривает сам с собой. Это и привлекает слушателей, потому что они узнают свои переживания, свои эмоции в песнях. Это и является магнитом.
Золотые века авторской песни были, наверное, в те времена, исторические, когда кельтские барды были почитаемы и могли влиять на какие-то решения правителей. Но прежде чем достичь такого уровня мудрости и понимания, они уходили в леса и долго жили в одиночестве, переваривая, сплавляя свои знания и превращая их в песню.
Что касается периода российской истории, более близкого к нам. Мне кажется, для расцвета нужно, чтобы возникла какая-то художественная система, в которой автор – поэт так чувствует свою аудиторию, так ее понимает, что может выразить ее чаяния. И аудитория откликается на мысли, эмоции. Например, появление Вертинского после Первой мировой как раз связано с тем, что люди стали понимать ценность человеческой жизни. А его манера, свободная, совершенно не перекликающаяся ни с чьей из предыдущих певцов, символизировала ценность жизни, духа, свободы.
То же произошло после Великой Отечественной, люди ощутили очень остро ценность человеческой жизни. И Окуджава, который прошел войну, видел смерть, терял своих товарищей, смог выразить это чувство в стихах. Мне кажется, после каких-то больших потрясений люди, может, и черствеют, но и прозревают. Они объединены какой-то важной мыслью. И если поэт это чувствует и сам глубоко пережил, то, наверное, происходит резонанс.
– А насколько Вы чувствуете свою аудиторию и что этому помогает?
– Помогают концерты и разговоры со слушателями. Однажды, несколько лет назад, после концерта две женщины подошли за кулисы и сказали мне короткую, но важную вещь: «Ваши песни поднимают женское самоуважение». И они мне просто открыли глаза, я поняла, наверное, в чем миссия моей жизни. Я делала это интуитивно, потому что меня вела радость, мне очень нравится и сочинять, и выходить на сцену, выступать. Я иду за радостью, а эти женщины сформулировали мою идею: поднимать самоуважение женщин.
– Чем вы вдохновляетесь?
– Я стараюсь по возможности разговаривать с коллегами и интересоваться, что их вдохновляет. Могу ответить, что для меня есть два вдохновляющих вектора. Один интеллектуальный – мне хочется сказать что-то, что, возможно, бросит вызов аудитории, взволнует ее. Мне хочется волновать, вызывать вопросы, какие-то интеллектуальные споры. И еще вдохновляет идея написать какую-то по-настоящему большую, по-настоящему значимую песню. То, что бы оправдало мое земное существование, что бы осталось, после меня.
– Сколько песен сейчас в Вашей коллекции?
– Если считать мои ранние песни на музыку и написанные совместно, я думаю, что около трехсот.
– Та большая, настоящая – она впереди? А Вы ведь можете не понять, что это она…
– Она тихонечко мне скажет: «Это я».
– А какие из созданных Вами песен выделили бы?
– Вчера слушала в исполнении Аллы Мишенькиной песню «Мы будем жить долго», и после нее, прям, хотелось спросить: «Это правда я написала?» Когда слушаешь со стороны, я чувствую, что мне нравится. Думаю, она удалась. И «Любить сильней» тоже. Но это еще на подступах. Знаете, себя не заставишь, нужно жить, выкладываться, собирать свой опыт, по-новому на него смотреть. И песня должна спуститься с неба.
– У Вас бывает выгорание? Если всегда обострять чувства, производить такое, что волнует других, это же надрыв эмоциональный.
– Выгорание происходит, но не от того, что много переживаешь, а от того, что мало переживаешь, что скучно. Бывают периоды, когда мало эмоциональной информации, какие-то ситуации, которые не вдохновляют, а отнимают силы. Лучше, чтобы бурлило.
– Как давно вы творчески сотрудничаете с Вадимом и насколько совпадают ваши оценки совместной деятельности?
– Как поженились, так и стали сотрудничать. Это было в восемьдесят седьмом году, тридцать семь лет назад. Мы во многом разные. Вадим перфекционист, а мне важно идти за радостью. Я, например, не люблю репетировать, потому что нет публики. Я знаю, что надо себя заставлять. А Вадим – человек репетиции. Мне важны слушатели, им отдать и получить волну понимания, принятия, радости.
– Вы получили эту волну в Твери?
– Я чувствовала волну, и реакция зрителей была очень тонкая. Точная в нужных местах.
Концерт прошел. В голове продолжают звучать песни. И стихи. Которые мы, с согласия автора, опубликуем.
Татьяна Иванченко