С развитием электротранспорта рынок автомобильного топлива переживает значительные изменения. Переход на электричество становится всё более очевидным и неизбежным, что вынуждает адаптироваться и традиционные автозаправочные станции. С основателем Группы Компаний Benza Михаилом Колесниковым обсудили, почему в будущем АЗС будут переходить на небольшие объемы топлива и как это повлияет на инфраструктуру заправочных комплексов.
«Зелёное» топливо: тенденции и прогнозы
Группа Компаний Benza производит мобильные АЗС, топливораздаточные колонки, разрабатывает софт по контролю топлива. Benza стояла у истоков перехода на автоматизацию, когда предложила рынку компактные колонки, чтобы автоматически заправлять любую технику. Постепенно доверие к автоматизированному оборудованию только росло. В линейке незаменимых помощников появились целые комплексы – «умные» мобильные АЗС объёмом до 60 куб. м., заправщики на шасси, станции перекачки топлива.
Однако в ближайшее время из-за перехода на электротранспорт потребление топлива частными лицами будет снижаться. При строительстве новых комплексов АЗС уже учитывают возможность установки электрических автомобильных зарядок. Тем не менее полностью отказаться от жидкого топлива не получится. АЗС будут постепенно сокращать большие объемы хранения, выбирая более компактный формат.
«Мы изготавливаем компактные мобильные автозаправочные комплексы, как я вижу, в дальнейшем они постепенно будут оставаться в тех местах, где потребление топлива будет всё меньше и меньше. А оно, несомненно, будет, потому что электротранспорт со временем завоюет нишу», – говорит Михаил Колесников.
Примеры новой тенденции можно заметить на АЗС крупных сетевых компаний. Они всегда на рынке были «законодателями моды». Вместо дорогостоящей реконструкции технологической системы традиционных АЗС Роснефть установила на двух комплексах в Пензенской области полнокомплектные контейнерные АЗС общей вместимостью 30 кубов на три вида топлива. После анализа окупаемости оказалось, что под существующий объём продаж топлива уже не выгодна реконструкция, – проще с меньшими затратами перейти на компактный вариант АЗС, и в целом, экономически это обосновано.
Почему бензин и дизель уже не в топе?
Переход на электротранспорт объясняется рядом преимуществ: экологичность, экономичность и технологическое развитие. Уже сегодня многие автопроизводители переходят на электрические модели. А владельцы авто всё больше желают их приобрести, и эта тенденция будет только расти.
Михаил Колесников подчеркивает: «3-4 года назад у меня были сомнения, может, какой-то будет возврат, но сейчас я вижу, что очень много плюсов от использования электротранспорта и скорее всего потребление топлива частными лицами будет уменьшаться».
Владельцам частных домов и паковочных мест, например, в паркинге будет проще всего перестроиться, они смогут заправляться на своих территориях, не заезжая на заправки. Для коротких поездок по городу это очень удобно. Общая тенденция такова, что к 2040-му году до 70% частного транспорта может стать электрическим.
По своим возможностям электромобили в ближайшие пять лет превзойдут своих предшественников с двигателем внутреннего сгорания. В первую очередь, речь о дальности хода аккумуляторов. Ожидается, что их мощность удвоится уже в этом году, а затем удвоится снова в ближайшие годы. Все минусы электрических двигателей таким образом нивелируются.
«Возможно, это произойдёт ещё быстрее. Батареи выпускаемых ещё в прошлом году электромобилей были рассчитаны на 500 км, но уже сейчас разрабатываются полутвердотельные аккумуляторы с запасом хода в 1000 км. После выхода следующего поколения – твердотельных аккумуляторов – пробег увеличится еще на 70%, что даст преимущество электромобилям по сравнению с авто на бензине. И с каждым годом оно будет возрастать. Сложно представить, но уже через 10-15 лет, возможно, аккумуляторы такого же размера, как сейчас, смогут обеспечить пробег в две и в три тысячи километров», – говорит Михаил Колесников.
На электричество перейдут не все
В связи со снижением спроса на бензин крупным автозаправкам придётся изменить формат своей работы. Они будут уменьшать размеры своих комплексов и превращаться в небольшие станции, которые смогут обслуживать автомобили с бензиновым двигателем. Особенно заметными эти изменения будут в регионах, где высоко развита инфраструктура электрического транспорта.
Последними переходить на электротранспорт будут коммерческие предприятия, особенно удаленные. Например, расположенные на севере, где техника вынуждена перемещаться на дальние расстояния. Если же транспорт работает в периметре карьера или на лесозаготовке, где нет необходимости дальних переездов и всегда можно вернуться на базу и зарядиться, такие предприятия, скорее всего, тоже начнут осваивать технику с электроприводом. Но процесс это небыстрый. Суровые климатические условия какое-то время еще будут тормозить внедрение электромобилей на северных территориях.
Следовательно, говорить про полный переход на «зеленое» топливо пока рано. Хотя АЗС уже сейчас меняют формат, из крупных они и дальше будут становиться более компактными и предлагать потребителю на выбор традиционное топливо и электрическое. Таковы реалии топливного рынка.