Найти в Дзене
Readovka.news

«От древности до наших дней»: косоворотка как воплощение русских традиций

Одним из главных русских символов является косоворотка, ведь подобную одежду нельзя встретить ни в одной зарубежной стране. Похожие рубахи можно увидеть на представителях различных европейских народов, однако их неотъемлемым элементом является прямой ворот. И лишь русские изменили старинную одежду, сместив застежку в левую сторону. В связи с этим косоворотку во всем мире называют «русской рубашкой». Соответствующую статью опубликовали авторы 24 Нового русского бренда.
По данным археологии, рубахи, подобные косоворотке, носили еще древние европейцы, которые населяли степи Евразии. Были они и у скифов, обитавших в Причерноморских степях, а также у германцев и кельтов. Представители южных народов носили одежду вроде туник, а вот жители северных регионов уже не могли обойтись без воротника.
В тот момент, когда на исторической сцене появились славяне, особую популярность начал приобретать мужской костюм, появившийся в европейских странах. Речь идет о рубахе, нешироких штанах, длинном каф

Одним из главных русских символов является косоворотка, ведь подобную одежду нельзя встретить ни в одной зарубежной стране. Похожие рубахи можно увидеть на представителях различных европейских народов, однако их неотъемлемым элементом является прямой ворот. И лишь русские изменили старинную одежду, сместив застежку в левую сторону. В связи с этим косоворотку во всем мире называют «русской рубашкой». Соответствующую статью опубликовали авторы 24 Нового русского бренда.

По данным археологии, рубахи, подобные косоворотке, носили еще древние европейцы, которые населяли степи Евразии. Были они и у скифов, обитавших в Причерноморских степях, а также у германцев и кельтов. Представители южных народов носили одежду вроде туник, а вот жители северных регионов уже не могли обойтись без воротника.

В тот момент, когда на исторической сцене появились славяне, особую популярность начал приобретать мужской костюм, появившийся в европейских странах. Речь идет о рубахе, нешироких штанах, длинном кафтане, сапогах и шапке. Подобную одежду предпочитали носить жители Британских островов, а также средневековые обитатели Византийской империи.

В XII веке стала зарождаться новая Русь – Владимирская, а затем Московская, вокруг которой потом впоследствии объединились разобщенные русские княжества. Здесь происходило формирование современного русского языка и культуры, а также новой традиции одежды. В этот период и появилась косоворотка. Так, уже в XII столетии на Владимирских землях произошел перенос ворота мужской рубахи из центра в сторону. На данный момент нет точной информации, по какой причине это случилось. Однако известный культуролог Дмитрий Лихачев считал, что возникновение косого ворота произошло из-за того, что в него при движении не выпадал нательный крест, который тогда был основным символом православного русского человека.

Постепенно косоворотку стали воспринимать как национальную русскую одежду. Ее носили крестьяне, горожане, обычные воины и даже бояре. Специалисты шили косоворотки простого народа из льняной или пеньковой ткани. При этом богатые и знатные люди на Руси носили рубахи из шелка. До середины XIX века русская косоворотка отличалась тем, что на воротник редко пришивали пуговицы.

В 1862 году в русской армии была введена особая облегченная форма одежды для занятий физкультурой. И ей стала именно косоворотка. В это время она получила имя гимнастической рубахи, что в войсках упростили до «гимнастерки». Во времена Александра II косоворотка являлась частью парадной формы. В свою очередь, славянофилы ввели в обиход простонародную рубаху с косым воротом, которая символизировала национальный дух и близость к народу.

В конце XIX столетия косоворотка стала неотъемлемой частью городского гардероба. Известным любителем такой рубахи был граф Лев Толстой. Интересно, что писатель-народник Максим Горький постоянно надевал косоворотку с целью выражения своих убеждений.

События революции прервали национальное развитие России. На несколько десятилетий косоворотке было отведено место в фольклорных ансамблях. Сейчас начинается новое национальное возрождение, в результате чего данная одежда вновь обретает популярность. Косоворотка воспринимается уже как символ городского стиля.