Sand Land — не самая известная работа покойного Акиры Ториямы. Это короткая, компактная история, о которой многие даже не слышали и которая тем не менее доросла до аниме-адаптации, а вот сейчас — до полноценного видеоигрового воплощения в виде экшен-RPG. Аниме-игры от Bandai Namco последнее время не всегда соответствуют качеству других релизов компании, и тем удивительнее, что Sand Land любопытна не только фанатам оригинальной истории, а воспринимается как нечто интересное само по себе. Пускай сюжетно это во многом дословный пересказ первоисточника, как игра это — затягивающее приключение, которым можно наслаждаться, вообще не имея ни малейшего представления о том, что было в комиксах или в мультфильме.
По сюжету Sand Land, планета переживает не лучшие времена: после войны Земля превратилась в выжженную пустыню, где выжившие отчаянно сражаются друг с другом за воду. Запасы воды контролирует некий король, которому подчинена армия. Простым же жителям спасительная жидкость может не достаться вовсе. Одновременно на Земле живут демоны — разношерстный народец, нарисованный в типичном для Акиры Ториямы смешном стиле. Их не сильно тревожат проблемы людей, однако вода им тоже нужна — и они ее воруют где только могут. Главный герой Sand Land, Вельзевул, наследный принц царства демонов и сын Люцифера, волей случая отправляется в экспедицию вместе с людьми на поиски мифического оазиса — водоема, до которого еще не дотянулись руки армии.
Все это ложится в основу истории об условном «путешествии на Запад»: герои объединяются в разношерстную компанию, перемещаясь в направлении, где, как им кажется, находится оазис. Попутно они вступают в столкновения с генералами армии, чудаковатым спецназом в плавках, динозаврами (это же Торияма!), бандитами с фиолетовыми ирокезами, а также помогают всем добрякам на пути — от застигнутых врасплох торговцев до беглецов из военных чинов. Время от времени они навещают немногочисленные оставшиеся поселения людей, одно даже оборудуют под свою базу. Там постепенно будут появляться новые магазины и жители, которые обязательно придумают, как помочь азартным приключенцам.
Sand Land — игра в открытом мире, которая опирается на сильное сюжетное наследие первоисточника. Окружение, персонажи, логика мироустройства и визуальный стиль, конечно же, взяты из того, что оставил после себя Акира Торияма. При этом видно, что Sand Land никогда не считалась просто очередным проектом «по мотивам» и задумывалась как глубокая игра с не самым простым набором идей, которой нужна была какая-нибудь прочная узнаваемость.
Как известно, визуальный стиль Ториямы очень характерен, но далеко не всегда одинаково позитивно воспринимается во всех регионах мира и без должного усилия в формате видеоигры может выглядеть бедновато, не сказать карикатурно. Именно эту проблему Sand Land решает в первую очередь и делает это изумительно. Картинка в игре воспринимается как что-то, что было бы свойственно дорогому полнометражному мультфильму для мирового проката в кинотеатрах, — настолько ярко, сочно она выглядит, столько забавных и интригующих деталей ее составляют, столько смешных и нужных анимаций показывают игроку. Это работает на погружение настолько хорошо, что, кажется, невозможно не влюбиться; примерно такое впечатление много лет назад производил первый контакт с Ni No Kuni.
Учитывая, что история Sand Land завершена, разработчики воспользовались всеми возможностями, чтобы разнообразить прохождение в открытом мире. Формально, за очень редкими исключениями, игрок может двигаться по основному сюжету, ограничиваясь главными квестами, и тогда получит возможность освоить историю сравнительно быстро. Но по отношению к авторам это было бы несправедливо. Настолько удобного, насыщенного и многообразного открытого мира мы не видели давно, и в первую очередь такое впечатление создается за счет одной простой идеи: перемещения.
В самом начале игры главные герои крадут у армии подбитый танк, чинят его и дальше пересекают пустыню на нем. В действительности же в Sand Land есть полноценный конструктор боевых и транспортных средств, не просто визуальный, а напрямую влияющий на игровой процесс. Так, у танка есть несколько составляющих, которые можно менять и апгрейдить (позднее откроется возможность его раскрашивать). Но есть также возможность собрать новый танк в дополнение к существующему на основе имеющихся деталей. Или смастерить двуногого шагающего робота с техническим модулем для прыжков, с помощью которого можно будет преодолевать различные препятствия вроде разрушенных мостов или высоких уступов. Еще вариант — найти где-нибудь в руинах космический кораблей, на свалке или в древних храмах каркас для пустынного багги, чтобы ловчее колесить по пескам. И все перечисленное можно настраивать, переделывать, называть по-своему и призывать, используя специальные капсулы (опять же, Торияма…) в любой момент, на улице или в помещении.
В свою очередь, это открывает необходимость исследовать обширную пустыню в поисках запчастей и побочных квестов. Заданий тут навалом, некоторые носят обучающий характер, некоторые — прикладной (помог какому-нибудь жителю, а он явился в город и открыл там мастерскую, и готов помогать главным героям). Они не только по-своему дополняют мироописание первоисточника, но и позволяют с пользой провести чуть больше времени в игре, не мчась галопом по основному сюжету. Иными словами, дают стимул строить специальные танки, чтобы сражаться с особенно сильными противниками, экспериментировать с оружием на боевых роботах, и прочее. В этом отношении игра обладает удивительно продуманным балансом: вы можете проводить часы в мастерской и на свалках, но затраченному времени обязательно найдется какое-то применение и адекватное вознаграждение.
Игра также старается разнообразить происходящее на экране миссиями-заготовками, часто неожиданными. Скажем, тут есть различные стелс-квесты, впрочем, достаточно простые и не нервные, есть что-то вроде эпизодов “под платформер”. Иногда встречаются головоломки, связанные с окружением: совершенно случайно команда натыкается на древние руины и ненавязчиво предлагает игроку побродить там в поисках каких-нибудь сокровищ. Без каких-либо подсказок игрок должен провести героя по лабиринтам затерянного в песках храма, задействуя то танк, то робота для продвижения вперед, и использовать смекалку, чтобы излазить все катакомбы и добраться до самых потаенных уголков. Награду за это, опять же, предлагают достойную, но и сам процесс сильно освежает происходящее.
На этом фоне единственной не столь впечатляющей составляющей оказывается боевая система, не связанная с техникой. Она простенькая, подразумевает использование ограниченного набора атак на противниках, впитывающих урон, словно губки, или, наоборот, отлетающих с одного тычка. Сражения на кулаках очень неспешно превращаются во что-то более-менее увлекательное, а прокачка главного героя и улучшение навыков напарников выглядят тускло, грустно и немного тщетно.
За напарниками также имеется один неприятный грешок. Как и в любых современных играх, они носятся гурьбой за главным героем и вслух делятся впечатлениями, переживаниями и бог весть чем еще, пока тот занят делом. И то ли что-то сломалось в последнем патче, то ли набор реплик был записан очень ограниченный, но за пять минут карабканья по скале можно десять раз услышать один и тот же коротенький диалог на четыре реплики. И затем в похожей ситуации — снова его же и снова десять раз подряд.
Sand Land — очень красивое, динамичное и наполненное самыми разными идеями приключение, жемчужина которого — конструктор техники и богатейшие возможности ее применения. Редкий случай для Bandai Namco последних лет, когда видеоигровая адаптация — это прежде всего выдающаяся игра, насколько возможно самобытная и современная, и уже потом — игра по лицензии. Жаль, что это, скорее всего, еще и уникальный, одноразовый эксперимент, поскольку первоисточник завершен, а после смерти автора развивать вселенную дальше не планируется.
Оценка: 9/10