Отказ от возобновления льгот грозит потерей 30–40 млн тонн экспорта угля в 2024 года, считают эксперты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддерживает возобновление применения понижающих коэффициентов к тарифу ОАО «РЖД» на экспортные перевозки угля. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ведомства в Минэнерго от 20 мая.
История вопроса:
До июня 2022 года для дальних перевозок экспортного угля действовали льготные коэффициенты к тарифу ОАО «РЖД» 0,4 и 0,895. Потом льготы были временно отменены. Отмена каждый год продлевается, последний раз – до 31 декабря. В апреле Минэнерго предложило возобновить применение понижающих коэффициентов и ввести скидки на тариф «РЖД» в размере 12,8%.
– Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь, – поясняли в министерстве.
По оценке железнодорожной монополии, возврат понижающих коэффициентов «с учетом эффекта кредитного рычага» приведет к потере ₽295 млрд доходов, или почти четверти от совокупной инвестиционной программы монополиста на 2024 год.
Также при возврате понижающих коэффициентов доходы от перевозок угля не смогут в полном объеме возмещать эксплуатационные расходы, указывали в ОАО «РЖД».
ФАС поддерживает тезис о выпадающих доходах «РЖД», следует из документа, хотя размер выпадающих доходов монополии служба оценивает примерно в ₽145 млрд в 2024 году. Как отмечается в письме службы, при возврате понижающих коэффициентов перевозки угля станут нерентабельными для госмонополиста.
В обращении ФАС подчеркивается, что угольные компании как владельцы собственных полувагонов и терминалов могут влиять на величину транспортных затрат. По данным службы, поставка угля до порта (на базисе FOB) по состоянию на март обходилась в диапазоне от ₽4,1 тыс. до ₽5,5 тыс. за тонну для основных направлений экспорта.
– В случае возобновления действия понижающих коэффициентов экономия составит от 300 до 800 рублей за тонну в зависимости от маршрута, – пишет ФАС.
Доля нерегулируемых логистических составляющих в транспортных затратах, подчеркивают в службе, в среднем около 64%, или ₽3,4 тыс. за тонну. В сегменте перевозок в полувагонах более 50% всех экспортных поставок осуществляются в вагонном парке компаний, которые также контролируют морские терминалы, занимающие около 60% в общем объеме перевалки угля, сказано в письме ФАС.
Льготный коэффициент на перевозку угля «жизненно необходим» на южном и северо-западном направлениях, считает главный стратег инвесткомпании «Вектор Икс» Максим Худалов. Цены остаются крайне низкими и с действующими железнодорожными тарифами и ставками перевалки в портах даже поставки сортового угля нерентабельны.
Эксперт полагает, что применение понижающих коэффициентов дало бы увеличение перевозки, дополнительные доходы для «РЖД» и разгрузило бы дефицитное восточное направление, которое сегодня фактически выступает единственным маршрутом экспорта энергетического угля. В противном случае, предупреждает эксперт, есть риск потери до 30-40 млн тонн экспорта энергетического угля в 2024 году.
Морской экспорт угля из РФ в январе-марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, подсчитали в Kpler. В январе-апреле перевалка каменного угля в российских портах сократилась на 15%, до 59,5 млн тонн, по данным Ассоциации морских торговых портов.
Напомним, ОАО «РЖД» не готово давать скидку на перевозки согласованных с регионами объемов экспортного угля на юг для разгрузки Восточного полигона без дополнительных условий. LR