Он не молчал, если происходит что-то не так, как правильно. Неравнодушный или импульсивный, горячный? Это с какой стороны посмотреть. Но Христа любил, любил церковное служение. Не поменял бы это служение ни на какое другое.
То, что увидел он в русской православной церкви, в своей епархии, ужаснуло его. Его запретили в служении в РПЦ. Ему пришлось тайно уехать из страны, вместе с семьей, и сменить церковь.
Что же ужаснуло его?
Не лез в политику, но говорил о церкви.
Отец Феодор, и это отмечают даже его недруги, никогда не лез в политику. Не священника это дело. Пусть политики решают политические задачи. В кулуарах, да, мог покритиковать и светскую, и государственную власть. Но то, кулуары.
Но он всегда болезненно реагировал на отношение церкви к политическим событиям. Ведь у церкви есть Свой глава – Христос. Вот как по Христу, так и должна поступать церковь.
Возмущение в ковидные времена.
Возмущался он в ковидные времена тем, что происходит. Зачем церковь рекламирует непроверенную вакцину и советует ее всем? Зачем запрещает богослужения на Пасху? Ведь люди Великим постом готовились к ней.
Перед военными действиями
В январе 2022 году протоиерей Феодор Шумских служил военным священником в учебном центре воздушно космических сил в Белгороде.
И он замечал какие события грядут, к чему идет подготовка. Естественно, как не политик он не мог на них повлиять.
Он сказал на проповеди солдатам, чтобы они не смотрели телевизор и не слушали церковь, если она что-то делает не так, как по Богу. Что бывали и ошибки в истории, когда церковь ошибалась и принимала не ту сторону. Сторона у нее должна быть одна – Христова. Что заповедал Христос – тому и не надо следовать, чтобы спастись.
Военные действия он не обсуждал открыто и в эту область не лез.
Перед началом их, он сказал в своей епархии другим священникам: давайте пойдем к архиерею, выступим с манифестом. Но его поддержало буквально пару священников.
Страшное явление в церкви.
Ну, ладно, подумал отец Феодор, может бояться за себя. Нормальное дело страх. Человек ведь живое существо и человеческие чувства, в том числе и страха, свойственны ему от природы.
Но его удивило другое: когда священники стали искренне радоваться военным действиям, восторгаться ими и ликовать. Это не просто удивило, но ужаснуло его. Он назвал такое явление страшным словом «сатанизм». Происходят братоубийственные действия людей одного вероисповедания, а священники ликуют?
В духовной области ведь как: сочувствие, сострадание к другим – вот что определяет духовного человека. И церковь этому должна учить и это поддерживать. А тут ликование от войны.
Он в сердцах заметил, что православие уже стало не тем, не святым, а наоборот.
Чуждость.
Было ему чуждо и то, когда священников, по его словам, на юбилей Путина, загоняли в храм и заставляли молиться за его здравие. Как-то усиленно, с пристрастием. Он этого делать не стал.
Апостольская горячность?
Когда слушаешь и наблюдаешь отца Феодора встречаешь некоторую прямолинейность в нем. Как мы знаем из наблюдений жизни: есть люди дипломатичные, рефлексирующие, аккуратные в высказываниях. А есть более прямые. Что на сердце, то и на уме.
Научная психология говорит об этом так: это разные когнитивные стили проявления человека: рефлексирующий или импульсивный. Конечно стили могут меняться с опытом и зрелостью. А могут и не меняться.
Отец Феодор больше относится ко вторым. В Белгородской епархии, где он служил, про него говорили, что горяч он, на язык не сдержан. И говорили ему об этом. И дисциплинарные взыскания были.
И невольно возникает вопрос: а должен ли быть таким пастырь, человек церкви?
Почему-то на память приходит «апостольская горячность» апостола Фомы. Помните, как в Евангелии, когда ученики сказали Христу: зачем Тебе идти в Иерусалим, если Тебя там могут убить. То один из учеников, Фома, именуемый Близнец (так как внешне был похож на Христа) сказал: «пойдем и умрем с Ним».
А горячность апостола Петра! Как он грешил и от души каялся во много раз сильнее, чем грешил. И возрастал в духе.
Простые были люди апостолы, горячие. Что на сердце, то и в делах. Так ведь именно таких учеников избрал Христос и они укрепляли церковь.
Случай.
Был у отца Феодора случай, который хорошо иллюстрирует эту горячность.
В 2009 году, когда он был еще относительно молодым священником, одна из опытных певчих в храме, в котором служил отец Феодор, нелестно высказалась о нем. По типу: ты тут нам не говори, иди служи. Мол ты – молодой батюшка, а я тут опытная певчая.
Отец Феодор выставил ее из хора и сказал: «Сегодня с Вами мы служить не будем».
Она обратилась выше, по инстанции, изобразив ситуацию как «рукоприкладство священника» (ведь он выставил ее из хора) и отца Феодора наказали.
Он не постеснялся и на коленях принес перед ней извинения.
Похоже на поведение апостола Петра? Ведь тот грешил, но умел приносить горячие истинные покаяния.
Но, странное дело, отца Феодора не простили. Хотя Бог велит прощать. Забыто Божье?
Почему уехал в другую страну?
Отец Феодор был вынужден это сделать. Тайно, с семьей уехал. Пересек границу Мексики и попросился в США. В России, в Белгородской епархии, он был лишен сана, как оставивший свой приход в Белгороде.
Не все его осудили из прихожан. Разные были мнения. Ряд людей, знавших отца Феодора лично сказали: мы в вас не разочаровались, вы остались верны церкви и Богу. Ряд осудили: сбежавший.
И задавали ему вопрос: почему же ты теперь служишь в Американской православной церкви (да, в той самой где ранее служили такие известные люди, как иеромонах Серафим (Роуз), протоиерей Александр Шмеман)?
«Потому что – ответил протоиерей Феодор – мне не надо здесь кривить душой. И я не боюсь, что за правду меня здесь посадят в тюрьму».
(по официальным материалам о протоиерее Феодоре Шумских, и его интервью журналисту Алексею Горбачеву)
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Добра всем.