Найти тему
myfin.by

«Постоянно сталкиваемся с менталитетом за что тут платить? : как создать бизнес на прогулках по заповедникам и экотропам

Идею подсмотрела в Европе– Идея проекта родилась в 2019 году, когда я училась в магистратуре БГУ и писала диссертацию по информационным технологиям в агроэкотуризме. До этого я много путешествовала по Европе: ездила в национальные парки, ходила в походы и взбиралась на горы.Мне очень нравилась их система навигации: везде были пометочки на деревьях, указатели – заблудиться почти нереально! В некоторых парках было мобильное приложение, где можно было выбрать маршрут даже без доступа в интернет. Дело в том, что на некоторых территориях, чтобы не беспокоить животных, делали «мертвую зону», где не ловит никакая связь.Эта идея мне очень понравилась, и я подумала: «Вот чего не хватает нашей Налибокской пуще!». Когда я приехала в Беларусь и начала рассказывать знакомым про идею, пришло осознание: почему же только в Налибокской? Беларусь не такая большая, можно это сделать для всей страны, а не только для одного заказника!В 2020 году я попала на стартап-конкурс, который ежегодно проходит на экономическом факультете БГУ, – и там все завертелось. Организация была на высоте, каждому стартапу давались менторы. У меня уже был достаточно продуман проект и был в команде android-разработчик Михаил, я искала на конкурсе технических специалистов. Ментор одной из команд, Андрес, стал нашим fullstack-разработчиком и привлек в команду своего ученика. Естественно, все это было на волонтерских началах.«Пилим» приложение– На сегодняшний день у нас полноценно работающая android-версия приложения BY Guide. Помимо самого приложения, мы разработали еще географическую информационную систему (ГИС), программу, через которую можно рисовать маршруты и добавлять всю информацию. C этой системой мы пошли к заказникам, и теперь они могут вносить свои маршруты в наше приложение.В BY Guide уже добавлено около 90 маршрутов – пешие, лыжные и конные, а также велосипедные, сплавы на байдарках. Почти на все эти маршруты мы выезжали лично и проверяли их собственными ногами, фотографировали. Все, что есть в приложении, работает.Помимо навигации, на карте еще есть и «точки интереса»: места отдыха и питания, стоянки, интересные для осмотра объекты. Летом 2023 года заключили договор с компанией zapytai.by об интеграции API (механизмы, которые позволяют двум программным компонентам взаимодействовать друг с другом). Теперь у нас в приложении есть возможность онлайн-бронирования жилья и экскурсий на маршруте через их сервис.Наша команда– Из нескольких человек мы уже выросли до 11. На первом этапе это были я и Михаил.Как-то меня познакомили с представителями IT-Академии, и мы стали там набирать выпускников, которые помогают нам за портфолио. Сначала это были дизайнеры, потом начали появляться разработчики на iOS. Но возникла проблема: сотрудники молодые, неопытные, нужен был кто-то, кто будет ими руководить, тимлид.Я разместила в LinkedIN объявление о том, что мы ищем тимлида, и пометила, что это волонтерская работа. Откликнулось несколько человек, в том числе Алексей. Он не заметил пометки, что это волонтерство, и собеседовался, думая, что это оплачиваемая работа. Я поняла, что здесь что-то не так, и уточнила, видел ли он эту пометку. Оказалось, что нет, но проект ему понравился, и он уже год с нами работает. Потом через общих знакомых узнала, что он им сказал: «Такая девочка хорошая, не смог ей отказать!».Еще у нас есть контент-менеджер, он добавляет в карты маршруты и информацию. Над проектом работает несколько дизайнеров, каждый занимается своей частью (ГИС, android-версия, iOS-версия). Недавно добавился frontend-разработчик, он помогает нам дорабатывать сайт – первый сайт для проекта я делала сама, первый раз в жизни, поэтому там много ошибок и проблем.Монетизация проекта и клиентыBeta-версия приложения стала доступна для скачивания в 2020 году, а в марте 2023 года появился полноценный сервис. За это время BY Guide установили почти 7000 человек – белорусы, россияне, поляки, литовцы.Сами маршруты доступны пользователям бесплатно. Монетизация идет за счет бронирования (получаем определенный процент) и «подписочной системы» на те самые «точки интереса». В будущем планируем добавить еще аудиогиды, геймификацию, партнеров – например, продавцов сувенирной продукции, аренду автомобилей.