Найти в Дзене

Визиты Путина: РФ пытается остановить процесс дистанцирования соседних стран от Москвы

«Основательные» визиты Путина в Беларусь и Узбекистан, его переговоры з лидером Армении - это панические попытки сохранить остатки влияния РФ по внешнему контуру. Война запустила процессы окончательной суверенизации стран, которые РФ рассматривает, как часть своей зоны влияния. Россия «застряла» в войне в Украине, и этим пользуются все страны-соседи - от Финляндии до стран Кавказа и Центральной Азии. Ослабление РФ в соседних странах неизбежно будет вести к усилению центробежных тенденций на Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Якутии- Саха, других нацреспуликах.

Первый зарубежный визит в статусе новоизбранного президента Путин совершил в Китай, тем самым окончательно «оформив» статус РФ, как младшего и полностью зависимого партнера Поднебесной.

И, уже получив «ярлык от хана», правитель РФ отправился с визитами Беларусь и Узбекистан.

Публичная «оболочка» минского визита выглядела, как «приезд императора» на свой ключевой западный геополитический плацдарм, на котором он «грозил Западу», заявлял о нелегитимности Зеленского, требовал капитуляции Украины и даже обозначил наличие «в загашнике» в Гомеле «легитимного» Януковича.

Но главным смыслом двухдневного визита в Минск была инспекция лояльности белорусского режима. Лукашенко за два года войны неоднократно публично выступал с заявлениями, которые должны нравиться Москве. Но непублично - резко сблизился с Китаем. Именно Пекин позволяет Минску сопротивляться требованиям и «хотелкам» Москвы, какими бы они не были.

Фактически, Беларусь сегодня - это не только «российский плацдарм», позволяющий угрожать прорывом Сувалкского коридора, но и «передовой отряд» Китая, позволяющий товарищу Си сдерживать амбиции Путина, и направлять его агрессию туда, где РФ наиболее сильно теряет ресурсы (в чем живо заинтересован Китай).

Такой же логикой обусловлен и визит в Узбекистан. Путин пытается остановить переориентацию страны (и всего региона Центральной Азии) на более перспективный с точки зрения Ташкента Пекин.

После состоявшегося в мае прошлого года саммита Катай - Центральная Азия, Пекин последовательно и основательно наращивает присутствие в регионе. Китай оказывает как прямую финансовую поддержку стран Центральной Азии (на это Пекин выделил почти 4 млрд. долларов в краткосрочной перспективе), так и осуществляет стратегические инвестиции на развитие Среднего (Срединного) коридора (Китай - Казахстан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция или Черное море - Европа) и Нижнего коридора (Китай - Киргизия — Узбекистан — Туркменистан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция или Черное море - Европа).

Ни «покупать лояльность» стран Центральной Азии, ни инвестировать в них занятая войной Россия не может. Все что готова предложить Москва - это принимать потоки излишков трудовых ресурсов. Но и с этим наметились проблемы. Во-первых, после теракта в Крокусе Москва вынуждена ужесточать миграционную политику. Во-вторых, с приходом китайских инвестиций уже сами граждане стран Центральной Азии могут переориентироваться на работу дома, а не в РФ, где всегда есть риск попасть под очередную ксенофобскую кампанию.

Еще раньше, в рамках той же логики отчаянных попыток сохранить влияние «на периметре», Путин принял в Москве главу Армении Пашиняна. В Армению Путин поехать не может: в начале этого года страна официально присоединилась к Римскому статуту Международного уголовного суда. А МУС выдал ордер на арест Путина. Впрочем, даже без этого Путин вряд ли рискнул бы поехать в Ереван: после того, как РФ фактически отказалась поддерживать своего союзника в конфликте с Азербайджаном, Путина в Армении, мягко говоря, встретили бы не цветами.

Естественно, в ответ на российское предательство, Армения последовательно реализует курс на дистанцирование от РФ. России же предложить нечего - кроме угроз и давления.

Краткий перечень потерь РФ «по периметру.» за два года «спецоперации»

Норвегия - из «тихого соседа» и партнера в энергетических проектах стала активным поставщиком вооружения для ВСУ.

Швеция - из нейтральной страны превратилась в члена НАТО, активно поставляющего оружие Украине.

Финляндия - была нейтральной страной, на политику которой Москва имела значительное влияние; стала «северным плацдармом» НАТО, кратно увеличив угрозу для Санкт-Петербурга.

Эстония, Латвия, Литва, Польша - были наиболее «настороженными» соседями РФ. Стали - лидерами «партии сопротивления РФ» в Европе. Для стран, боящихся российского вторжения, такая позиция естественна.

Беларусь - формально, стала «еще ближе»; фактически - все больше опираются на Китай.

Украина - все очевидно. Захват 20% территории страны (которую крайне затратно удерживать) привел к превращению самой близкой для РФ страны - в самую враждебную. «Украинский нацизм» - сказка пропаганды. Украинская русофобия - реальна. И ее причина - не происки Запада, а начатая Путиным война. Украина будет или в НАТО, или - последовательно антироссийской страной с сильной западной поддержкой.

Молдова - стремительно дрейфует на Запад; объединение с Румынией и/или вступление в ЕС и НАТО - высоковероятны. Приднестровье, бывшее фактически российским эксклавом, превратилось в «спелую грушу», которую кто-то рано или поздно сорвет. Или же - «сама упадет» в руки Кишинева и Брюсселя.

Грузия - на первый взгляд, пример «российского перевоспитания». Страна, пережившая российское вторжение, сейчас проводит пророссийский курс. Но намерена интегрироваться не в РФ, а в ЕС. И «цену за дружбу» выставила жесткую: к 2030 году - реинтеграция Абхазии и Южной Осетии.

Армения - самый естественный и очевидный союзник РФ на Кавказе. Но, преданный Москвой, Ереван взял курс на выход из ОДКБ и переориентацию на Францию и США.

Азербайджан - «тихо ушел» под турецкий протекторат. Причем, новый протектор оказался насколько эффективным, что РФ вынуждена была фактически «сдать» Баку и Анкаре Армению, вынудив ту отказаться от Нагорного Карабаха.

Казахстан - та же история, что и у Азербайджана. Только новый протектор - Китай. Казахстан использует РФ, когда ему нужно (например, чтобы подавить протесты в начале 2022 года), и спокойно «посылает» в вопросах, важных для РФ, с ехидным мессиджем: «обращайтесь в Пекин».

Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан - стратегически, уходят «под Китай». У каждой из стран «свои нюансы», но общая стратегия - одинакова.

Китай - стартовав в 90-е в качестве номинального сателлита Москвы (советская инерция), сейчас превратился в мощный геополитический центр, последовательно усиливающий позиции в РФ, претендующий на российские ресурсы, и заинтересованный в ослаблении Москвы.

Монголия - и так не была близка к РФ, а за время войны отдалилась еще больше.

Северная Корея - единственная страна, которая сблизилась с Москвой за последние два года. Продает некачественные снаряды и даже ракеты. Но дружба Пхеньяна будет стоить дорого. Скорее всего, «счета» будут предъявлены во время анонсированного визита Путина в КНДР.

Япония - о Курилах не забыла и не собирается. Активно помогает Украине.

Итого: из 22 стран-соседей и/или стран «ближнего зарубежья» за два года войны новое и позитивное для РФ качество получили отношения с ОДНОЙ. Да и то, «есть нюансы» и «не все так однозначно». Цена улучшения отношений со страной-парией слишком высока...

Выводы

1. География путинских послевыборных международных контактов свидетельствует о том, что в Москве спохватились. Попытка трезво осмыслить результаты «СВО» реализуется не только в отношении МО (чьи чиновники и генералы разворовывало армию 2 последних года и 3 десятилетия до войны), но и во внешней политике.

2. Очевидно, что Москва спохватилась поздно. В Беларуси и Центральной Азии «обосновывается» Китай, чье предложение этим странам в разы превышает российское. Армения уходит. Грузия - шантажирует. Азербайджан и Казахстан ведут себя сдержанно, но у них за спиной - Турция и Китай. Западные соседи (кроме Беларуси) намерены последовательно дистанцироваться от Москвы.

3. У Москвы нет других аргументов для стран- соседей, кроме угроз. Российской интервенции боятся страны Балтии, Молдова, Казахстан и даже - Беларусь. Но военные возможности РФ «стачиваются» в Украине. В стратегической перспективе, Москва не сможет делать ставку на военную угрозу.

4. Китай намерен максимально долго «удерживать» РФ в войне, которая подрывает ресурсы и самой России, и стран Запада.

5. На этом фоне, Китай и Запад делят «внешнюю империю» Москвы. Запад забирает европейскую часть постсоветского пространства, Китай - азиатскую.

6. При этом есть несколько «особых случаев». Беларусь - «китайский трофей» при сохранении сильного, но слабеющего российского влияния. Азербайджан сориентировался на Турцию. Армения - переходит из зоны доминирующего российского влияния к многовекторности. Украина становится полноценным субъектом регионального уровня, с перспективой превращения в мощный форпост Запада и цивилизационную альтернативу России.

7. По мнению Анатолия Несмияна, текущая ситуация свидетельствует о том, что «Россия проходит период второго после СССР распада. Сейчас - создание условий для него».

8. Потеря «внешней империи» и является ключевым условием для перехода деструктивных процессов непосредственно на территорию РФ. И именно эти процессы и пытается остановить Путин, отчаянно мотаясь между Минском и Ташкентом, попутно принимая Пашиняна и уговаривая «грузинских мечтателей» не выставлять слишком высокую цену за лояльность.

9. Россия уже проиграла везде по периметру внешних границ, за частичным исключением КНДР, где тоже «складывают цену» за «дружбу».

10. Поражение по периметру приведет к тому, что в интересы к субъектам РФ начнут предъявлять многие глобальные и региональные игроки. Китай заинтересован в субъектности Якутии-Саха и Тывы. А также - в возвращении «исторических территорий». Турция развивает проект «Турана», предусматривающего интерес к Татарстану и Башкортостану. Исламский мир заинтересован в субъектности республик Кавказа. Финляндия в НАТО - это предпосылки к «свободной Ингерманландии». Украина выступает лидером идеологии «свободных угнетенных народов РФ». Ну, и естественно, «Крым - это Украина». А «Курилы - это Япония».