Знаменитый бизнес-консультант Ицхак Адизес утверждал, что если в компании нет конфликтов — она мертва. Но даже те, кто хорошо знаком с этой фразой, часто выбирают сглаживать углы вместо прямого разрешения разногласий. Как правильно вести себя в конфликтных ситуациях на работе, рассказала корпоративный психолог, конфликтолог, бизнес-тренер Мила Гришина в эфире программы «Утро нового дня».
Почему же мы старательно избегаем конфликтов и замалчиваем свои недовольства?
Во-первых, людям свойственно сохранять состояние комфорта. И поэтому, проще терпеть, чем что-то менять.
Во-вторых, появляется страх, что после конфликта будут испорчены отношения, с последующим риском потери: положения, карьеры, зарплаты…
В итоге разногласия и взаимные обиды остаются в тени. И, накапливаясь, начинают разлагаться, отравляя и разрушая всё вокруг: корпоративную культуру, ценности и, конечно же, эффективность работы.
Чтобы избежать этого, нужно понять природу конфликтов и научиться работать с ними. В первую очередь необходимо отметить, что конфликты – это не хорошо и не плохо. Это естественная реакция на происходящие изменения! И именно эта реакция показывает зоны роста, через выявления возникших противоречий.
Что же поможет бизнесу развиваться, а сотрудникам решать конфликты?
Я предлагаю следующие шаги. Если следовать им, то конфликтующие стороны смогут анализировать сложившиеся ситуации и конструктивно находить решения, не переходя на личности.
Шаг первый. Во время обсуждения конфликтной ситуации необходимо отделять факты от интерпретации. Начиная разговор, принципиально важно указать на конкретный факт. Например: «когда ты сказал (или сделал) вот это («отправил такое-то письмо, в присутствии коллег назвал меня так-то, не ответил на мой такой-то вопрос»…) тогда я… ».
Шаг второй. Необходимо рассказать о том, какое влияние на вас оказал этот поступок. «Тогда я почувствовал себя униженным… У меня пропало всякое желание обсуждать с тобой дальнейшие действия…». То есть здесь вы обозначаете свои чувства и реакции.
Шаг третий. Выдвигайте собственное предложение и вариант решения проблемы. «Я попрошу тебя в следующий раз поступать таким-то образом...».
Если совсем коротко, то формулу решения конфликта можно описать так: факты, лежащие в основе конфликта + влияние этих фактов на конфликтующие стороны + предложения вариантов, устраивающие обе стороны = решение конфликта.
Конечно, в жизни всё немного сложнее, но использование предложенного алгоритма помогает решать большую часть конфликтных ситуаций. И, самое главное, создаёт безопасные условия для совместного поиска решений в более сложных ситуациях.