Если Конрад Лоренц был нацистом, его следует «отменить»?

281 прочитал
Фото Jamie Street/Unsplash
Фото Jamie Street/Unsplash

«Полагаться на исследования учёных Европы и США это полнейшая некомпетентность» – такой комментарий недавно прилетел к одной из моих публикация. Первый, но, уверен, не последний подобного плана. Дальше автор комментария, разумеется, рассуждал о том, какие на Западе плохие учёные, а напоследок – сделал вывод, что я плохой специалист. Почему? А потому что «вот у меня всю жизнь были собаки».

Ну разумеется, собственный опыт решает. Однажды я опубликовал заметку, где не без иронии отмечал, что человек с большой вероятностью будет отрицать то, что противоречит его личному опыту, вне зависимости от того, насколько вескими являются доказательства противоположной стороны. Мы так устроены, се ля ви.

Сейчас, в силу сложившихся в мире обстоятельств, у этой тенденции появился ещё один, вполне конкретный вектор. Многое из того, что приходит с Запада, априори рассматривается как не соответствующее действительности или попросту ошибочное. Дело скорее не в личных воззрениях, а в том образе, что формируется благодаря работе мощной пропагандистской машины. Так должно быть, иначе нельзя.

Другой вопрос, что нужно разделять политику и науку, личное и государственное. То, что происходит сейчас, не означает, что все западное это зло. Да пусть бы и так, но иногда кроме этого условного «зла» нет практически ничего – что делать, если в нашей стране серьезных исследований по собачьей тематике проводится не так уж много. На гордости за нацию тут далеко не уедешь, нужно как-то развиваться.

Я не считаю предосудительным мой или чей-либо ещё интерес к исследованиям, которые проводят учёные с разных континентов. Государство может быть недружественным, его идеология или политика могут не совпадать с нашими, но наука от этого не перестаёт быть источником знаний. Если подходить к информации разумно, со здоровым скепсисом, можно получить обильную почву для размышлений, а то и того больше – научиться лучше понимать окружающий мир.

Культура отмены сложная штука. Как и во многих других аспектах жизни, в культуре отмены бывает почти невозможно найти грань, отделяющую разумный скептицизм от паранойи. Конрад Лоренц, к примеру, был убежденным сторонником НСДАП и попал в советский плен из действующей армии, а значит по всем канонам культуры отмены его нужно предать анафеме и немедленно «отменить». Только кто, находясь в здравом уме, на это решится?

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Александр Смирнов, кинолог, дипломированный клинический психолог. Пишу о собаках то, что они сами хотели бы сказать. Мой телефон +7 (921) 921 09 11 – звоните, я всегда на связи.