Найти тему
"Красное знамя"

Сердце, наполненное добротой

Героиня моего рассказа с самого порога показалась мне светлым, спокойным и глубоким человеком. Как река летом, которая расплескала свои воды недалеко от её дома.

Она рассказывала о своей длинной и интересной дороге, которая выпала ей по
судьбе, вдумчиво и неторопливо. А передо мной возникали картины жизни красивого села на берегу Бирюсы, в которой, как в маленькой капле, отразилась история большой страны-океана.

Юлия Николаевна Каверзина – старожил нашего района и своего любимого села. Признается, что любит его не меньше, чем место, где родилась и выросла. Здесь, в Покатеево создала семью, вырастила и воспитала своих детей и внесла свою часть души в воспитание и образование многих учеников. Всю жизнь, подавая пример многим своим односельчанам, находила радость в исполнении своего долга, следовала вечному нравственному закону: уважай себя и других.

Детство и юность Юли

Она родилась в далеком 1933 году в семье простых колхозников в деревне с
необычным названием Малая Русская Лиса. Как многие другие эта село затерялось в Санчурском районе Кировской области. В деревне было всего две улицы – Малая и Большая Русская Лиса. С радостью вспоминает о детских годах
– не самых легких и не самых сытых. Но когда в 1941 году началась война, то
предвоенные годы всем стали казаться раем. Отец ушёл на фронт, как и многие
односельчане. Женщины и дети взяли на себя всё бремя колхозных будней. И хотя военные действия не дошли до района, где жила семья Юли, дети росли в атмосфере тревоги и напряжения. И постоянных забот.


В семь лет вместе с другими учениками девочка ходила за 2,5 км в деревню с
названием Марийская Лиса в начальную школу. Писали перьями при керосиновых лампах. Самыми главными ценностями были бумага и чернильницы. Использовали тетради только для чистописания, чтобы научиться писать буквы. Здесь Юля отучилась 4 класса, а семилетку заканчивала уже в другой, более дальней деревне. После окончания школы она успешно поступила и окончила педагогическое училище в районном центре, в
Санчурске.


После получения диплома все выпускники педучилища были отправлены на работу в Красноярский край. Нескольким повезло поступить в институт.
А несколько девушек (в основном на курсе были девушки), отправились покорять Сибирь. Им, конечно, было боязно, неуютно от мысли, что уезжают далеко от родины. Но они – комсомольцы, которые верили в высокие идеалы и светлое будущее советской страны. И взяв в руки чемоданы, отправились в далекие дали.


Вначале на поезде приехали в Красноярске, где выпускников из многих
европейских территорий уже распределяли дальше по районам. Девушкам
предлагали на выбор: Ирбейский, Тасеевский, Абанский или Иланский район.
Но для них, естественно, разницы не было почти никакой: девушки и карты
местности-то не знали. Просто выпало: поедем в Долгомостовский? Поехали!
И вот пять молодых девчонок приехали в Долгомостовский район (в то время
он существовал отдельно от Абанского района).

Юлия Николаевна
Юлия Николаевна

Судьбой ведомая

На дворе стоял тёплый август 1952 года. Начинающих педагогов сразу представили коллегам из других школ, ведь попали девушки сразу на августовскую конференцию. И распределили в разные школы: кого – в Залипье, кого – в Долгий Мост, кого – в Хандальск, а Юлю – в Покатеево.


Уже в школе девушке определили вести сразу несколько предметов: физкультуру, немецкий язык и географию. Хотя изначально специальность была учитель начальных классов.


Вместе с ними в район приехали и выпускники из Уральского пединститута. Их
назначили директорами школ. Кадров не хватало катастрофически. Поэтому никто не удивлялся карьерному росту педагогов. Детей надо было учить наукам, а ученых не хватало.


В 40 и 50-егоды в Покатеево были немало ссыльных, в том числе и учителей.
Но многие потом возвращались к себе – в центральную Россию. Текучесть кадров была большая.


Юля приехала в Покатеево и стало потихоньку обживаться. Этот небольшой
посёлок показался уютным. Река и лес, который кормил почти всё население. Основные места работы – в лесосеке. Местные жители заготавливали лес ручными пилами и возили его на лошадях. Жили небогато, но дружно. В посёлке мирно уживались семьи не только с разной национальностью, но и статусом. На лесоповале были задействованы и ссыльные, многие из которых имели образование.


Разместили Юлю с ещё одной учительницей в доме у одинокой бабушки.
Её сын служил в армии, вот она и пустила приезжих к себе. А когда сын вернулся домой, учителям выделили другой дом. А через год Юля вновь вернулась к хозяйке, только уже в качестве невестки. Константин Яковлевич Каверзин очаровал девушку и военной выправкой, и образованием,
и добрым характером. Сын первого председателя местного колхоза имени Чкалова пошел работать по отцовской стезе, трудился на разных должностях в местном колхозе.

Константин Яковлевич во время службы
Константин Яковлевич во время службы

Директор школы Скаринкин Сергей Иванович встретил учителей с большой
радостью. Под здание школы был задействован жилой дом, который был переоборудован под учебные нужды. Учились разновозрастные ребята в четырёх классах. В небольшом закутке был буфет, в котором ученикам готовили обед: чай и хлеб с повидлом. Электрического света не было. Керосиновые лампы, печное отопление, которое плохо нагревало здание зимой. Поэтому и дети, и учителя зимой кутались в пальто, ходили в валенках все уроки. При школе был и интернат, куда привозили детей из соседних посёлков и сёл – Лапино, Маркелово и УстьПанакачета.


Некоторое время Юлия Николаевна вела уроки биологии и химии. А в 1953
году поступила на заочное отделение в Красноярский педагогический институт
на факультет естествознания. С тех пор основным предметом педагога стала
биология.

Юлия Николаевна со своими учениками
Юлия Николаевна со своими учениками

За десятилетия своего существования сельская школа расцветала. Приехавший новый директор и историк – Сапельников Николай Афанасьевич и учитель
математики Корчеганов Иван Константинович стали настаивать на строительстве новой школы. Детей становилось всё больше, посёлок рос, местный леспромхоз наращивал производственные темпы. Наконец, местные руководители дали добро. Строили хозяйственным способом: леспромхоз выдал материал, колхоз – рабочих и инструменты. Педагоги после уроков тоже помогали, как могли. Например, учитель труда делал на уроках с детьми рамы для школы. И стеклили их тоже сами.


Долгожданная новая школа открылась в 1965 году. Двухэтажная, просторная, но недостроенная. Обшивали стены, потолки, красили и обустраивали уже в
процессе обучения. Чуть позже пристроили спортивный зал. К этому времени в
школе училось почти 500 учеников.


Постепенно пополнялась библиотека, обустраивались учебные кабинеты, лаборатории, мастерские.


Производство тоже развивалось: ферма с молочными коровами; поля, засеянные рожью, ячменём и льном. А ещё колхоз содержал большой огород с овощами. В 70 – 80 годы посёлок заметно вырос. Люди приезжали семьями, работали в местном леспромхозе и колхозе. Строились новые улицы с просторными домами.

Её семейное счастье

Семья Каверзиных тоже увеличилась. У Юлии Николаевны и Константина Яковлевича выросли четверо детей. Каждый получил профессиональное
образование, нашел свое дело по душе, создал семью. Старшие Владимир, Виктор и Ирина уехали жить в город. Младший сын – Сергей работает лесничим в Долгомостовском лесничестве. Древо семьи Каверзиных продолжили 8 внуков и 5 правнуков: Виктория, Мила, Никита, Саша и Варя.


В 1989 году Юлия Николаевна ушла на пенсию. Долгое время болел муж, о
котором Юлия Николаевна бережно заботилась. Вскоре супруга не стало.
Будучи на заслуженном отдыхе, Юлия Николаевна несколько лет возглавляла
местный совет ветеранов. В 2008 году Наталья Валентиновна Куприенко (в то
время глава Покатеевского сельсовета) пригласила Юлию Николаевну присоединиться к общественной деятельности и поддержать сельсовет. И её оптимизм помог взбодрить местных ветеранов труда. Под руководством Ольги Анатольевны Сергеевой образовался хор «Искра», в который вошли 12 местных пенсионеров.


Юлия Николаевна радовалась, что пригодились старые навыки: в педучилище она активно участвовала в хоре. Помог и местный работник культуры –
Александр Николаевич Глушков, он играл на баяне. И так началась новая страница в жизни ветеранов. Своим творчеством они обогатили не только местную культурную жизнь, хор приглашали выступать и в соседние сельсоветы, и на общерайонные мероприятия.


Но сначала Юлия Николаевна ходила на дом, приглашала соседок – простых
женщин, которые работали и в колхозе, леспромхозе, воспитателями, учителями. Сначала женщины стеснялись, а потом им понравилось выступать перед зрителями. С каждым номером артисты становились посмелее, сами подбирали песни к праздникам, репетировали. Сегодня эти годы Юлия Николаевна вспоминает с особой ностальгией.


В декабре прошлого года семья Каверзиных отметила отпраздновала 90-летие Юлии Николаевны! И даже сильные морозы не уменьшили тепла семейного праздника. Дети, внуки и правнуки передавали свои поздравления самому дорогому и важному человеку в их большой семье. А она, как и прежде,
пыталась каждому из них, каждой веточки древа Каверзиных передать свою
заботу и мудрость. Как река, которая успокаивает уставшую душу и дарит спокойствие. Спокойствия, здоровья и мира вам, Юлия Николаевна!

Оксана ПАВЛЮКОВА.
Фото автора.