Найти тему

Сахалинский тунец. Часть 4. География, тактика, снаряжение

Ну и в заключительной части, я бы хотел рассказать о самом важном, о тактике тунцовой рыбалки. О поиске рыбы. Ведь в целом, какая у вас удочка и приманка, не так уж и важно, если вы применяете их бестолково, невовремя и мимо рыбы.

География.

Всё действие происходит в Татарском проливе, который как мы знаем относится к Японскому морю. В Анивском заливе, который находится рядом и относится уже к Охотскому морю больших скоплений тунца мне лично заметить не удавалось. Хотя каждый год оттуда постоянно масса сообщений о тунцах выброшенных на берег или попавших в кетово-горбушевые сети к браконьерам. Может залив Анива ещё скажет своё слово, но пока Татарский пролив удобнее логистически.

Как я понимаю, есть течение Соя, ответвление Цусимского течения что в свою очередь ответвление течения Куросио, жучка за внучку, внучка за бабку. О чем это я... А! Течение Соя! Основная его часть уходит из Японского моря в Охотское, через пролив Лаперуза и мыс Соя (отсюда наверное и название). Каждое лето оно начинает интенсивно гнать теплую воду к Сахалину. И некоторая его часть всегда уходила в сторону острова Монерон, что в Татарском проливе. Я не знаю доподлинно, но имею некоторые основания предполагать, что эта часть стала существенно больше и что она теперь проходит вдоль западного побережья Сахалина всё дальше. Также я полагаю ему немало помогает довольно жаркое лето, которое устанавливается последние несколько лет. Таким образом, приходящие к нам большие массы теплой воды, тащат за собой тепловодных рыб. Могу вам засвидетельствовать наличие у наших берегов голубого тунца, макрелевого тунца, большой корифены, желтохвостой лакедры, скумбрии, гипероглифа, саргана, мелкопятнистой макрели, бурого скалозуба, сибасса и каких-то аквариумных рыбок в желто черную полоску.

Самое северное из известных мне мест где была поимка голубого тунца это в районе поселка Трамбаус - влетел в обычную жаберную сеть. По большой корифене всё ещё круче, зашла в невод напротив бывшего поселка Луполово. А это на минуточку напротив устья Амура!

Таким образом, шансы на поимку экзотической (пока) рыбы имеются на всем протяжении Татарского пролива, в проливе Невельского и в Амурском лимане. Мне известно о поимках тунца и лакедры в Углегорске, Красногорске, Томари, Холмске и Невельске. Про Александровск-Сахалинский пока не слышал, но думаю это дело времени, в прошлом году наблюдал там нереальные скопления кормовой рыбы типа анчоуса ну и Трамбаус, где тунец влетел в сеть находится чуть севернее.

Я человек ленивый и иду по пути наименьшего сопротивления. Езжу на море возле городов Невельск и Холмск. Там и связь на воде есть, и на берегу всегда есть помощь и товарищи. Один раз даже добрые люди позволили в местном магазине положить тушу тунца в морозильный ларь, чтобы не пропал на жаре )) Лодок там конечно же больше чем в Томари, но пока места хватает всем.

Тактика.

Моя рыбалка на тунца начинается когда он начинает в приповерхностном слое воды загонять и пожирать мелкую стайную рыбку. Чаще всего под раздачу попадает японский анчоус.

Японский анчоус
Японский анчоус
Анчоус часто подходит к берегу, где его выкидывает волной на песок
Анчоус часто подходит к берегу, где его выкидывает волной на песок

Хотя мне приходилось видеть в желудках и молодь одноперого терпуга и некрупную сайру. Но анчоус все-таки основа. Он плавится у поверхности воды и что-то ест. Выглядит это как дождик. Как капли дождя на поверхности воды. И бывает ваша лодка находится в эпицентре этого "дождя" и ему нет ни конца ни края. Одним словом запасы корма велики и прямо у вас на глазах набирают массу. Июльский анчоус сильно проигрывает в размере сентябрьскому, который ясное дело успел нагулять жирок.

Бывает, увидишь за день всего пару котлов, а анчоус плавает стадами безнаказанно. Думаешь весь день в чем же дело, пока не спросишь троллингистов как дела. А у них поймано несколько тунцов и в желудках исключительно кальмар. Ну и поскольку кальмар днем держится в толще воды или у дна, значит и тунец кормится там не выходя на поверхность.

Но есть и чудесные дни, когда тунец массово поедает анчоуса, атакуя его стаю со всех сторон выдавливая на поверхность воды, заставляя анчоуса метаться во все стороны. Я разделяю эти котлы на два вида. Первый мой самый любимый, это когда тунец выскакивает из воды полностью, создает массу брызг и бурунов на поверхности. Такой котел виден издалека. Второй вариант я называю "тихий котел", это когда тунец создает буруны у поверхности почти без брызг. Увидеть его можно только вблизи и ещё это означает что настроение у тунца не очень и к приманке он будет относится настороженно или просто проигнорит её.

Большая часть вашей рыбалки сводится к поиску этих котлов. Это возможно как визуально, так и на слух. Мы несколько раз находили котлы по звукам всплесков и мчались в ту сторону, пока через какое-то время не замечали сам котёл. Но чаще всего это все-таки видно, причем картинка не всегда отчетливая. Просто замечаете на горизонте что там участок поверхности моря какой-то непохожий на соседние, едете туда и только минуту спустя начинаете различать всплески рыбы. То есть расстояния могут быть значительными и вы должны непрерывно наблюдать и проверять любую аномалию. Увидели стаю чаек, проехали мимо, проверили. Увидели участок воды необычного цвета, подплыли, проверили. Тут ещё очень важен ваш рыбацкий опыт. Поскольку опытные рыбаки лучше приспособлены замечать аномалии на зеркале воды. И если у вас такого опыта нет, то просто старайтесь проверять всё что встретите. Стандартное расстояние, которое я и коллеги проходим за день в поисках около 80-130 километров. Подытожить можно словами - как потопаешь так и полопаешь. Будьте готовы иметь на борту достаточное количества топлива и на всякий случай маленькую канистру "пути домой". Рыбалка эта очень азартная и в пылу погонь за тунцами порой совершенно забываешь проверять уровень топлива, а поскольку это для тебя первая подобная рыбалка ты не представляешь масштабы километража. Поэтому когда в открытом море кончается горючее, можно долить из маленькой канистры буквально 3-4 литра бензина и спокойно дойти до берега. Мне в целом для лодки 350 и мотора 9.9 хватает бака на целый день катания.

Но вот вы катаетесь по бескрайнему морю уже пять часов, а ничего не видно. Рыба как вымерла. Экипаж впадает в уныние, кто-то спит, кто-то залипает в телефон. Это конечно может закончиться хорошо и тунец начнет скакать у самой лодки, но скорее всего в этот момент вы проиграли. Смотреть на море нужно всегда. Вообще всегда. Постоянно и неотрывно. Крутить головой на 360 градусов и если в лодке несколько человек то делить пространство на сектора и чтобы каждый глядел в свой сектор.

Но вот тунец найден и вы мчитесь к котлу на всех парах! А оказавшись рядом влетаете в центр котла и не заглушив мотор пытаетесь понять а куда рыба то пропала вдруг? Вы же четко знаете что когда рыба котлит она теряет разум и осторожность, жрёт что ни попадя и не пугается... В реальности же тунец осторожен и пуглив, поэтому в большинстве случаев, даже если вы вовремя остановились и заглушили мотор, он скоро прекратит котлить и уйдёт и у вас есть только один заброс. Поэтому удочка должна быть готова к забросу заранее, чтобы остановленная лодка еще двигалась по инерции а вы бы уже забрасывали. В меньшем количестве случаев тунец плещется вокруг не замечая вас и с благодарностью кушает любые приманки. Это очень приятные моменты и я желаю каждому ощутить это.

Или в какой-то момент между погонями за котлами вы замечаете что к вашей лодке добавилось ещё семь лодок и они толпой носятся вместе с вами и рыбалка уже сводится к гонкам между лодками. Кто быстрей, тот и доезжает до котла, вторая лодка возможно тоже кинет приманку в тунца, а остальные просто облизнутся. Это изначально патовая ситуация. Уезжайте от таких скоплений, ищите свою рыбу, которую вам не помешает поймать более скоростная лодка конкурентов.

Помните, что с вами на воде одновременно находятся троллингисты. Поэтому если вы увидите идущую лодку, а в её кильватере какие-то всплески, то не торопитесь мчаться туда и проверять. Скорее всего эта лодка ловит троллингом а брызги поднимают специальные тизеры. Приближаться к ним не стоит, так как можно намотать их снасти себе на винт.

Снаряжение

У меня в пользовании лодка Solar 350 и мотор Tohatsu 9.9 Этого комплекта прекрасно хватает чтобы колесить весь день на одном баке и успешно ловить рыбу. Сейчас на подходе лодка 380 и мотор 20, но это пожалуй мой текущий предел. Все комплекты были взяты из расчета перетаскивания и погрузки одним человеком. Будь мотор или лодка чуть побольше я бы уже их попросту не поднял. Ситуацию решил бы прицеп, где лодка с мотором перевозятся в сборе, но тогда я сразу буду сильно ограничен в манёвре, так как моя текущая машина не позволит таскать все это по песку и колдобинам.

Идеальным для себя вижу комплект лодки с НДНД в размере 350-380 и к ней четырехтактный мотор 9.9-15 сил. Всё тормозит только отсутствие прицепа (и мощного внедорожника) и мизерное количество слипов.

Минус лодок с НДНД в одном. Это положение ног во время езды. Колени задраны слишком высоко и через несколько часов ноги сильно устают. Поэтому все стараются наращивать высоту банки какими-то мягкими пенками и прочим.

В лодке у вас обязательно должны быть следующие вещи: длинногубцы с зубцом на одной губе, нож, который плотно сидит в ножнах ( у меня складной филейник с резиновой ручкой), челюстной захват (липгрип) или какой то багорик чтобы вытащить рыбу из воды, термобокс или термосумка для улова.

Если у вас лодка с палубой из пластика или металла, то вы можете просто в один или два багра подхватить ещё живого тунца в воде и кинуть эту тушу на палубу, где он будет скакать размахивая крючками в пасти. А если у в лодке много надувных частей, то вам нужно действовать осторожно. Тунец должен быть либо умервщлен в воде, либо надежно зафиксирован при извлечении из воды. Мне видятся оптимальными два варианта. Первый это гарпун, который пробивает жаберную крышку и повреждает жабры. Жаберная крышка чрезвычайно прочная, поэтому ударная часть гарпуна там фиксируется намертво, древко гарпуна остается у вас в руках, а поскольку ударная часть привязана к фалу, то рыба оказывается у вас на привязи. Ждете когда рыба уснет вынимаете длинногубцами приманку и вытаскиваете тушу из воды. Второй способ это что-то типа копья. Сгодится и просто нож. Вы подводите тунца к лодке и тыкаете ему в боковую линию у плавника (что труднее) или в калтык (что проще), затем ждете когда рыба уснет, хватаете её липгрипом (у меня The Fish Grip), вынимаете приманку из пасти и рыба готова к затаскиванию в лодку. Я обычно тут же потрошу.

Боковая линия это не очень точное выражение. У тунца на части туши возле бокового плавника есть длинный бугорок. Там, прямо под шкурой проходят крупные сосуды, и если повредить их то все пройдет максимально быстро.

Боковой бугор куда нужно нанести удар копьем
Боковой бугор куда нужно нанести удар копьем

Эхолотом я не пользуюсь. И не вижу в нем нужды если вы ловите взаброс. Разве что он у вас работает как картплоттер, тогда да, полезно. Если вы берете эхолот в лодку чтобы попытаться ловить тунца на пилькеры джиггингом в толще воды то это безусловно полезно, до той поры пока вам не захочется совместить это с ловлей кастингом. На двух стульях трудно усидеть и велик шанс что вы пролетите по всем фронтам. Либо вдаль глядеть, либо мультики на эхолоте. Это касается также и второй удочки в лодке. Запасная или там под скумбрию лайтик. Лучше не надо. Тут люди и одну удочку умудряются ломать, а вторая будет по угрозой вдвойне. Поначалу многие (и я) брали вторую удочку. Теперь же у всех только одна с собой. Кто-то сломал, кто-то едва не сломал, кто-то понял бесполезность и риски.

Хуккипера на тунцовых палках нет, а за первое кольцо приманку крепить опасно. Трясет на волне сильно, приманка соскакивает и бьёт по удочке. Я так себе Бури сломал. Поэтому все крепят приманку за кноб. Быстро и просто. От тряски тоже соскакивает но без последствий обычно.

Одежда должна защищать вас от солнца с головы до ног. Кепка, очки, баф, одежда с длинным рукавом, штаны, носки и тапочки. С носками заострюсь особенно. Многие думают что кроксы на босу ногу это норм. Солнце смеется этим людям в лицо когда они ковыляют от лодки до машины. Сгорает небольшая полоска открытого участка ноги, но болит так, как будто в лаву наступил...

Я намеренно не касаюсь снаряжения, которое должно быть в вашей лодке по требованиям ГИМС. Упомяну лишь спасжилет. Он должен быть на вас всегда и он должен быть застегнут максимально плотно или с использованием паховых ремней. Дело в том что вы вряд ли упадете в воду будучи бодрым и веселым. А вот если у вас солнечный удар, гипертонический криз или неосторожный напарник ударил вас затылком в висок ты вы рухнете в воду как куль с мукой. И не факт что вас смогут выловить сразу. Людям (если они вообще есть рядом) может потребоваться время. А с бездыханного человека плохо затянутый жилет слетает через голову уже в процессе падения в воду. Если не лень, проведите эксперимент, зайдите в воду в плохо затянутом жилете без паховых ремней и лягте на воду плашмя, изображая потерю сознания. Жилет тихонько задерется выше пупа и уложит вас лицом в воду...