Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека
Если око твое будет чисто, то все тело будет светло.
(Мф.6:22)
Кто сподобится увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть Ангела.
(Преподобный Исаак Сирин)
«Всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха», – говорит святой Макарий Великий.
«Кто ежечасно назирает за душой своею, у того сердце возвеселяется откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю духа», – преподобный Исаак Сириянин.
Развитие этих-то особых «внутренних органов» является одним из показателей роста духовного человека.
У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением.
Какие предметы созерцания этого духовного ока? – Явления мира духовного. Кроме видимого мира есть Бог, бесконечный Дух, бесконечный Ум, все сотворивший в мире вещественном, который есть осуществление Его мыслей (идей), и есть мир духовный, ангельский, бесчисленный, живущий в постоянном созерцании Божества и всех дел Его всемогущества и премудрости.
Духовное око наше относится больше всего к Богу, и в этом случае действие его называется созерцанием и богомыслием. Эти созерцание и богомыслие могут простираться в бесконечность, как бесконечен Сам Бог, и имеют свойство очищать душу от греха, усовершать и приближать все больше и больше к Богу, Источнику нашего света, нашей мысли и жизни.
Итак, у внутреннего человека должна постепенно развиваться способность непрестанного внимания вовнутрь себя: на свои мысли и чувства, склонности, запросы и переживания.
Преподобный Исаак Сириянин пишет: «Потщись войти во внутреннюю клеть свою и узришь клеть небесную, потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе. Лестница того царствия внутри тебя сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить».
Наличие способности внутреннего зрения дает возможность спасения душе через покаяние.
Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Господь говорит о невещественном теле души и способности видеть ее одеяние или в грязи страстей, или в красоте добродетелей.
Развитие внутреннего зрения есть лишь медленный процесс, как и процесс преображения внешнего человека во внутреннего.
Не вдруг открывает Господь грехи человека ему самому, иначе он от страха не вынес бы и умер.
Важнейшим условием приобретения внутреннего зрения является нищета духа и смирение.
Трудись над тем, чтобы смирить свои помыслы, и тогда Бог откроет очи сердца твоего.
Очи души, просвещенные Божественным светом, духовно видят и распознают истинного Друга, Сладчайшего Жениха – Господа.
Однако немногие достигают этого, и лишь редкие познают себя, свою душу. Лишь сквозь слезы глубокого сокрушительного покаяния она бывает видна всякому. Препятствием к развитию внутреннего зрения является впечатлительность, то есть переживание внешних событий, рассказов, книг, разговоров.
Гляди больше внутрь себя, там ты увидишь всю свою скверну.
Мера мудрости человека определяется и мерой его евангельской ненависти к себе.
Итак, лишь чистые сердцем увидят Бога не только за гробом, в Царствии Небесном, но еще и здесь, на земле, и внутренний человек будет созерцать великую любовь к себе Бога, Его всегдашний неизменно благой Промысл и понимать мудрость направления Им всех судеб: своих близких, всех народов. И в мире со всем миром в его успокоенной душе всегда будут звучать слова святого Иоанна Златоуста:
«Слава Богу за все! Аллилуиа!»
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/4_6