Найти тему

8 причин, почему многие сторонятся ромфанта и современного YoungAdult

Оглавление
Источник: интернет
Источник: интернет

Доброго времени суток, уважаемые путники. Сегодня затрону очень интересную для себя(и, надеюсь, для вас) тему - частой критики и высмеивания в книжном сообществе таких жанров как Ромфант и YoungAdult. Прежде всего, что это за жанры? Согласно Википедии:

Ромфант (романтическая фантастика) - образовавшийся в начале XXI века литературный жанр для женской аудитории. Сюжет ромфанта часто сочетает фэнтезийную атмосферу и романтику. Главными героями зачастую являются представители других рас или люди, наделенные магическими способностями. Чаще всего книгу данного жанра можно узнать по красочной обложке, где изображены женский и мужской персонаж в фантастических пейзажах.

YoungAdult - жанр литературы, рассчитанный на подростковую аудиторию. Чтобы вам было проще понять, "Над пропастью во ржи", "Алиса в стране чудес" и "Повелитель мух" тоже являются примерами данного жанра.

Без сомнения, на каждое направление в литературе найдется свой читатель, однако, эти 2 жанра уж очень любят критиковать так, что порой становится стыдно сказать, что ты являешься фанатом того или иного жанра. Я сама читаю много книг и по ромфанту, и по ЯнгАдалту, поэтому было крайне любопытно "покопаться" в причинах ненависти к ним.

1. Стереотипные сюжеты и клише, вторичность.

Начнём с первого и одного из самых важных пунктов - сюжета. У обоих жанров есть масса книг, сюжет которых практически идентичен и отличается только именами героев. Приведу в пример несколько шаблонов:

а) Девушка 16-лет живет обыкновенной жизнью, пока случайно не знакомится с загадочным парнем. Он - холоден, недоступен и скрытен, а её непонятно почему тянет к нему. И тут, сопоставив элементарные факты о нём, она понимает, что он - оборотень/вампир/фэйри/эльф/ дракон, c которым она точно не должна быть вместе, ведь он опасен! Но главная героиня отвергает все логические доводы и спешит на крыльях любви к своему хладнокровному избраннику.

б) Действие происходит в антиутопическом мире. Главная героиня - представительница касты, которую сильно угнетает правительство/ изгой в обществе, она живет со своей семьей в нищите и мечтает изменить мир, а представляется эта возможность очень скоро. И в 100% именно наша персонажа будет главой бунта/ главной истребительницей сливок этого режима.

в) Действие происходит в вымышленном мире, главный мужской персонаж - принц, которому уж очень приспичило жениться и не с помощью заключения союза со знатной особой своей или чужой страны, а именно при помощи отбора. Созывается сбор со всех частей государства. Наша главная героиня - упрямая девушка, которая не хочет никакого принца, никакого отбора, но судьба рандомных способом заносит её туда и она всем видом показывает, что не хочет находиться в королевском дворце и есть королевские вкусняшки. Принц это сразу замечает и влюбляется в "нитакусю", ведь ей не нужен ни статус, ни деньги!

г) Главная героиня - попаданка/ полукровка в академии/ магичка без волшебного дара, звезд с небес не хватает, популярностью у одноклассников не пользуется, имеет вредного директора-могущественного мага, который её одновременно и опекает, и тиранит. По ходу сюжета она узнает о своей семье и раскрывает сильный дар, а тот самый директор становится её возлюбленным.

2. Идеализированные главные герои.

Переходим ко всторой причине недовольства - главные героини, от лица которых будет идти повествование, совершенно не имеют значительных недостатков, являются слишком сильными или гиперболизированно слабыми, в них влюбляются все персонажи вокруг (то же касается и мужских любовных интересов - от них тащатся все девчонки, не может же глав. героиня влюбиться в непопулярного и некрасивого парня). Зачастую центральные персонажи являются избранными - по факту рождения, из-за пророчества, колдовства и тому подобное, но никто кроме них не сможет выполнить возложенную миссию по спасению мира/страны/ избавления от нечисти/ разгадки тайны. Также, в процессе описания мужчин писательницы не скупаются строчками писать об цвете их глаз, запахе и мускулистой фигуре (а также об ауре загадочности и силы). Девушки же могут описываться как самые типичные представительницы их расы, однако, в них обязательно влюблены несколько людей: друг детства, тихо вздыхающий поблизости, одноклассник и сам центральный любовный интерес. Существует типаж "серой мышки", где девушка представляется этакой молью, которая, стоит ей снять очки, сделать макияж и сменить одежду, становится прекраснейшей бабочкой.

серая мышка " по мнению" писателей
серая мышка " по мнению" писателей

3. Отсутствие какой-либо морали и философского подтекста.

Многие люди любят читать книги ради саморазвития и не хотят тратить время на то, что по их мнению не принесёт им пользы. Поэтому они и не рассматривают ромфант и ЯнгАдалт как серьезную литературу у которой можно чему-нибудь поучиться. Хотя сами же и забывают, что многие произведения, которые они читали, являются представителями молодежной литературы - "Убить пересмешника", "451 градус по Фаренгейту", "Алые паруса" или "Чучело".

4. Токсичные отношения между главными героями.

Следующей претензией к романтической фантастике и современной молодежной литературе является романтизация абъюза, насилия и грубого отношения к себе. Например, когда писатели главных героев выставляют недоступными и заставляют игнорировать своих половинок: Эдвард Каллен сбегает об Беллы, и ей приходится чуть ли не до смерти изводить себя, чтобы вернуть его. Или же в порыве гнева мужчины сжимают горло или запястья партнерши против их воли, называют "грязными словечками". Или же популярный пример: герой - самый популярный и богатый парень, она - тихая девушка, которая поступила в школу/университет с помощью непосильного усердия, их отношения начитаются с издевательств и насмешек с его стороны. Вы скажете: да к любому жанру можно прикопаться, однако еще нигде я не встречала такой романтизации травмирующих отношений и опасных веществ, как в ромфанте и ЯнгАдалте.

5. Вырвиглазные эротические сцены.

Думаю, примеров тут наберется много: вам стоит посмотреть почти любой гневных обзор книжных блогеров (взять бы того же Энтони Юлая) на ЯнгАдалт, то найдете нелепое и неправдоподобное описание полового акта с перефразированием названий половых органов и чрезмерным количеством оргазмов и телесных выделений. Да, эротические романы тоже уметь писать надо, да так, чтобы не испытывать испанский стыд.

Взято из телеграм-канала "Персик"
Взято из телеграм-канала "Персик"

6. Примитивный язык.

Так уж повелось, что во многих (Не всех!) современных книгах подобных жанров упор делается не на грамотной язык, а на образы персонажей, которые обязательно должны попасть в сердце читательницам, которые будут пилить по ним тиктоки и популяризировать книгу. Также очень часто встречается графоманство, особенно этим страдает ромфант

отрывок из книги Кристины Гончаренко "Приключения некромантки"
отрывок из книги Кристины Гончаренко "Приключения некромантки"

7. Стереотипы о "женском жанре".

Сложилось, что весь ромфант считается исключительно "женским" жанром, как и по большей части ЯнгАдалт. Ибо, во-первых, главным действующим лицом в 95% случаев является девушка или женщина, во-вторых, мы почти всегда имеем любовную линию, которой уделяется немалое количество страниц, в третьих, женщин, которых меньше века назад общество хоть и стало воспринимать серьезно, но все еще преобладающее количество писателей-фантастов, историков, прозаиков - мужчины (и в мире сильно укоренился стереотип, что "серьезное" писательство - сугубо мужская профессия). Поэтому женщинам легче создать собственный жанр, где им будет легче публиковаться и получать собственную аудиторию.

Многие мужчины старше 30 презрительно относятся к "бабской" литературе, считая, что там много соплей и романтики, подкаблучников-мужиков в силу понимания, что этим самым "книжным" мужикам-эльфам, магам,некромантам и драконам и в подметки не годятся: у них не бывает пивного пузика и задолженности по оплате коммунальных услуг. Таких мужиков не нужно обслуживать - они просто могут наколдовать накрытый стол и вымытую посуду.

8. Черный пиар - тоже пиар.

И вот наконец 8-ая причина, самая интересная! А суть в том, что многие люди уже предвзято относятся к ромфанту и подростковым книгам, так как увидели разгромный обзор на ютубе, дзене или на другой платформе, а также могли услышать от друзей нелестное упоминание о какой-нибудь популярной книге -и - вуаля! Уже сложилось негативное мнение о всем жанре.

Что имеем в итоге? Если судить по вышесказанному, то ромфант и YoungAdult - худшие литературные жанры, которые не несут ничего нового? - Никак нет. Я сама с удовольствием иногда прочитываю книжку-другую о любви попаданки и элегантного эльфа или подростковое славянское фэнтези. В каждом жанре найдутся свои неудачные представители, но из-за этого не стоит портить мнение обо всех книгах. Для наглядности я привела примеры, которые могли бы предоставить противники данных жанров, чтобы унизить фанатов той же Мары и Морока или Сумерек. Однако, с таким успехом можно ответить и показать неудачную книгу из любимого жанра этого самого противника.

Вы имеете право любить любую книгу любого жанра и никто не в праве заставить вас разлюбить ее. Художественную литературу в первую очередь читают ради удовольствия, так ли важно, что вы читаете, если вам это нравится и помогает отвлечься от реального мира? Главное, не идеализировать абъюзивные отношения и события (если они в книге есть) и не воплощать их в реальной жизни.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, вместе нас ждет обсуждение многих интересных тем.