Доброго времени суток, уважаемые путники. Сегодня затрону очень интересную для себя(и, надеюсь, для вас) тему - частой критики и высмеивания в книжном сообществе таких жанров как Ромфант и YoungAdult. Прежде всего, что это за жанры? Согласно Википедии:
Ромфант (романтическая фантастика) - образовавшийся в начале XXI века литературный жанр для женской аудитории. Сюжет ромфанта часто сочетает фэнтезийную атмосферу и романтику. Главными героями зачастую являются представители других рас или люди, наделенные магическими способностями. Чаще всего книгу данного жанра можно узнать по красочной обложке, где изображены женский и мужской персонаж в фантастических пейзажах.
YoungAdult - жанр литературы, рассчитанный на подростковую аудиторию. Чтобы вам было проще понять, "Над пропастью во ржи", "Алиса в стране чудес" и "Повелитель мух" тоже являются примерами данного жанра.
Без сомнения, на каждое направление в литературе найдется свой читатель, однако, эти 2 жанра уж очень любят критиковать так, что порой становится стыдно сказать, что ты являешься фанатом того или иного жанра. Я сама читаю много книг и по ромфанту, и по ЯнгАдалту, поэтому было крайне любопытно "покопаться" в причинах ненависти к ним.
1. Стереотипные сюжеты и клише, вторичность.
Начнём с первого и одного из самых важных пунктов - сюжета. У обоих жанров есть масса книг, сюжет которых практически идентичен и отличается только именами героев. Приведу в пример несколько шаблонов:
а) Девушка 16-лет живет обыкновенной жизнью, пока случайно не знакомится с загадочным парнем. Он - холоден, недоступен и скрытен, а её непонятно почему тянет к нему. И тут, сопоставив элементарные факты о нём, она понимает, что он - оборотень/вампир/фэйри/эльф/ дракон, c которым она точно не должна быть вместе, ведь он опасен! Но главная героиня отвергает все логические доводы и спешит на крыльях любви к своему хладнокровному избраннику.
б) Действие происходит в антиутопическом мире. Главная героиня - представительница касты, которую сильно угнетает правительство/ изгой в обществе, она живет со своей семьей в нищите и мечтает изменить мир, а представляется эта возможность очень скоро. И в 100% именно наша персонажа будет главой бунта/ главной истребительницей сливок этого режима.
в) Действие происходит в вымышленном мире, главный мужской персонаж - принц, которому уж очень приспичило жениться и не с помощью заключения союза со знатной особой своей или чужой страны, а именно при помощи отбора. Созывается сбор со всех частей государства. Наша главная героиня - упрямая девушка, которая не хочет никакого принца, никакого отбора, но судьба рандомных способом заносит её туда и она всем видом показывает, что не хочет находиться в королевском дворце и есть королевские вкусняшки. Принц это сразу замечает и влюбляется в "нитакусю", ведь ей не нужен ни статус, ни деньги!
г) Главная героиня - попаданка/ полукровка в академии/ магичка без волшебного дара, звезд с небес не хватает, популярностью у одноклассников не пользуется, имеет вредного директора-могущественного мага, который её одновременно и опекает, и тиранит. По ходу сюжета она узнает о своей семье и раскрывает сильный дар, а тот самый директор становится её возлюбленным.
2. Идеализированные главные герои.
Переходим ко всторой причине недовольства - главные героини, от лица которых будет идти повествование, совершенно не имеют значительных недостатков, являются слишком сильными или гиперболизированно слабыми, в них влюбляются все персонажи вокруг (то же касается и мужских любовных интересов - от них тащатся все девчонки, не может же глав. героиня влюбиться в непопулярного и некрасивого парня). Зачастую центральные персонажи являются избранными - по факту рождения, из-за пророчества, колдовства и тому подобное, но никто кроме них не сможет выполнить возложенную миссию по спасению мира/страны/ избавления от нечисти/ разгадки тайны. Также, в процессе описания мужчин писательницы не скупаются строчками писать об цвете их глаз, запахе и мускулистой фигуре (а также об ауре загадочности и силы). Девушки же могут описываться как самые типичные представительницы их расы, однако, в них обязательно влюблены несколько людей: друг детства, тихо вздыхающий поблизости, одноклассник и сам центральный любовный интерес. Существует типаж "серой мышки", где девушка представляется этакой молью, которая, стоит ей снять очки, сделать макияж и сменить одежду, становится прекраснейшей бабочкой.
3. Отсутствие какой-либо морали и философского подтекста.
Многие люди любят читать книги ради саморазвития и не хотят тратить время на то, что по их мнению не принесёт им пользы. Поэтому они и не рассматривают ромфант и ЯнгАдалт как серьезную литературу у которой можно чему-нибудь поучиться. Хотя сами же и забывают, что многие произведения, которые они читали, являются представителями молодежной литературы - "Убить пересмешника", "451 градус по Фаренгейту", "Алые паруса" или "Чучело".
4. Токсичные отношения между главными героями.
Следующей претензией к романтической фантастике и современной молодежной литературе является романтизация абъюза, насилия и грубого отношения к себе. Например, когда писатели главных героев выставляют недоступными и заставляют игнорировать своих половинок: Эдвард Каллен сбегает об Беллы, и ей приходится чуть ли не до смерти изводить себя, чтобы вернуть его. Или же в порыве гнева мужчины сжимают горло или запястья партнерши против их воли, называют "грязными словечками". Или же популярный пример: герой - самый популярный и богатый парень, она - тихая девушка, которая поступила в школу/университет с помощью непосильного усердия, их отношения начитаются с издевательств и насмешек с его стороны. Вы скажете: да к любому жанру можно прикопаться, однако еще нигде я не встречала такой романтизации травмирующих отношений и опасных веществ, как в ромфанте и ЯнгАдалте.
5. Вырвиглазные эротические сцены.
Думаю, примеров тут наберется много: вам стоит посмотреть почти любой гневных обзор книжных блогеров (взять бы того же Энтони Юлая) на ЯнгАдалт, то найдете нелепое и неправдоподобное описание полового акта с перефразированием названий половых органов и чрезмерным количеством оргазмов и телесных выделений. Да, эротические романы тоже уметь писать надо, да так, чтобы не испытывать испанский стыд.
6. Примитивный язык.
Так уж повелось, что во многих (Не всех!) современных книгах подобных жанров упор делается не на грамотной язык, а на образы персонажей, которые обязательно должны попасть в сердце читательницам, которые будут пилить по ним тиктоки и популяризировать книгу. Также очень часто встречается графоманство, особенно этим страдает ромфант
7. Стереотипы о "женском жанре".
Сложилось, что весь ромфант считается исключительно "женским" жанром, как и по большей части ЯнгАдалт. Ибо, во-первых, главным действующим лицом в 95% случаев является девушка или женщина, во-вторых, мы почти всегда имеем любовную линию, которой уделяется немалое количество страниц, в третьих, женщин, которых меньше века назад общество хоть и стало воспринимать серьезно, но все еще преобладающее количество писателей-фантастов, историков, прозаиков - мужчины (и в мире сильно укоренился стереотип, что "серьезное" писательство - сугубо мужская профессия). Поэтому женщинам легче создать собственный жанр, где им будет легче публиковаться и получать собственную аудиторию.
Многие мужчины старше 30 презрительно относятся к "бабской" литературе, считая, что там много соплей и романтики, подкаблучников-мужиков в силу понимания, что этим самым "книжным" мужикам-эльфам, магам,некромантам и драконам и в подметки не годятся: у них не бывает пивного пузика и задолженности по оплате коммунальных услуг. Таких мужиков не нужно обслуживать - они просто могут наколдовать накрытый стол и вымытую посуду.
8. Черный пиар - тоже пиар.
И вот наконец 8-ая причина, самая интересная! А суть в том, что многие люди уже предвзято относятся к ромфанту и подростковым книгам, так как увидели разгромный обзор на ютубе, дзене или на другой платформе, а также могли услышать от друзей нелестное упоминание о какой-нибудь популярной книге -и - вуаля! Уже сложилось негативное мнение о всем жанре.
Что имеем в итоге? Если судить по вышесказанному, то ромфант и YoungAdult - худшие литературные жанры, которые не несут ничего нового? - Никак нет. Я сама с удовольствием иногда прочитываю книжку-другую о любви попаданки и элегантного эльфа или подростковое славянское фэнтези. В каждом жанре найдутся свои неудачные представители, но из-за этого не стоит портить мнение обо всех книгах. Для наглядности я привела примеры, которые могли бы предоставить противники данных жанров, чтобы унизить фанатов той же Мары и Морока или Сумерек. Однако, с таким успехом можно ответить и показать неудачную книгу из любимого жанра этого самого противника.
Вы имеете право любить любую книгу любого жанра и никто не в праве заставить вас разлюбить ее. Художественную литературу в первую очередь читают ради удовольствия, так ли важно, что вы читаете, если вам это нравится и помогает отвлечься от реального мира? Главное, не идеализировать абъюзивные отношения и события (если они в книге есть) и не воплощать их в реальной жизни.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, вместе нас ждет обсуждение многих интересных тем.