Обновленные витрины Центра дизайна и интерьера Expostroy готовы. Внешний вид, который они обрели сейчас, проделал долгий путь с 2021 года.
Было бы неправильно рассказывать о работе над проектом только с нашей стороны, поэтому мы подготовили материал о вызовах, сложностях и вдохновении от первого лица, а именно - от автора Ильи Готлиба.
В этой статье вы узнаете о том, как с первого взгляда простые вещи становятся темой многочасовых размышлений, почему монтаж витрин – это один из самых сложных видов архитектурной деятельности и что делать тогда, когда всё идёт не по плану.
Знакомьтесь, Илья Готлиб
Мне 29 лет я родился и вырос в Москве. Закончил бакалавриат в МАрхИ и магистратуру в МАРШ/LMU. В 2019 году после магистратуры вместе с друзьями основали бюро Rokot Studio. На старте у нас было несколько проектов посвященных звукозаписи и звуку и выставочные проекты в пространствах московских музеев. Мы стараемся не замыкать себя в рамках какой-либо типологии и сейчас занимаемся различными общественными и коммерческими объектами и частными пространствами. На текущий момент, думаю, что наиболее значимый проект для меня лично - это строящаяся станция метро “Зилант” Казанского метрополитена. Летом 2022 мы победили в конкурсе на концепцию входных павильонов и интерьеров общественных зон для этой станции новой линии метро. Итоги и выводы сейчас подводить рано, но у меня всегда была мечта принять участие в строительстве метрополитена в России, поэтому для меня этот проект особенно дорог.
Я очень положительно отношусь к архитектурным конкурсам как конкурентной практике и способу раздвигать собственные творческие границы. Мы стараемся постоянно участвовать в конкурсах и постоянно иметь один или несколько конкурсов в работе. В начале лета 2021 года на одной из Интернет площадок я увидел конкурс на витрины для Цдии Expostroy. Давно было желание сделать проект витрин или шоурума, поэтому была тут же запущена работа.
Начало реализации проекта
В любом проекте главная задача - совместить функцию с ярким и выразительным образом. В данном случае функция - это способность показать посетителям комплекса и проходящим по Нахимовскому проспекту людям некие предметы, объекты, экспонаты, связанные с ЦДиИ Expostroy.
Такими объектами были выбраны мебель и светильники. И так, основной идей стала следующая мысль: сделать из витрин вертикальный протяженный фасадный шоурум. Нужно было придумать форму-структуру, которая была бы самостоятельным пространством, осваивающим внутренний объем витрин. И при этом вмещала бы в себя экспонаты и эффектно демонстрировала бы их. Это была основная и единственная концепция. В процессе ее разработки было создано некоторое количество эскизов и бумажных эскизных макетов, по которым был сформулирован итоговый концепт.
Процесс работы
Существующий контекст у этого проекта не самый простой, и он бросил несколько творческих вызовов:
Первое - у существующих конструкций витрин частый шаг остекления. Каждые 1.2 метра установлена металлическая стойка, к которой крепится переплет остекления. Это означает следующее: существует плотная череда черных вертикальных линий, которые визуально разрезают пространство витрины “на фасаде” и привлекают к себе внимание. Такое существующее положение требовало приема - реакции. Новая структура внутри витрин должна быть визуально массивной, и иметь крупную пластику, чтобы отделить ее от частого шага существующих стоек. Ритм внутренней структуры, изменения в поворотах ее форм и ритм проемов-отверстий привязан к шагу существующих стоек, чтобы гармонично согласовать их между собой.
Второе - ширина внутри витрин не превышает 900 мм, высота - 5 метров, а длина самой большой витрины - 41 метр. Это высокие, длинные и очень узкие объемы, а вход в них осуществляется только через дверь в торце. То есть, чтобы попасть в дальний от двери конец витрины, нужно пройти ее насквозь.
Такая геометрия порождает несколько ограничений. Возводимая конструкция и изгибы ее криволинейных форм не должны были отнимать ширину у без того узкого пространства. Также необходимо было предусмотреть возможность заноса экспонатов внутрь насквозь через возводимую конструкцию, чтобы витрину можно было наполнить через дверь в торце и смонтировать в столь узком и тесном замкнутом объеме.
Третье - в существующем положении внутри витрин расставлены металлические несущие стойки, местами встречаются другие элементы металлического каркаса, с крыши витрин внутрь спускаются водосточные трубы и проходят через внутренний объем, извиваются вентиляционные короба различных размеров и форм, а в остеклении встречаются вентиляционные решетки. Весь этот набор элементов необходимо было либо спрятать, либо органично вплести в проект.
Четвертое - на момент разработки проекта и его согласования прошлое наполнение витрин не демонтировалось. Предполагалось, что проектирование и согласование займет длительное время, а витрины должны оставаться привлекательными и функционирующими на этот период, поэтому демонтаж был невозможен. То есть проект разрабатывался не на основе обмеров, а на основе проекта металлических конструкций витрин. Как впоследствии оказалось, в деталях этот проект значительно отличается от реального положения дел. Возникло немалое количество трудностей на этапе монтажа и отдельные конструктивные решения приходилось менять буквально “на ходу”.
В своей сути, конструкция структуры - это стальной каркас, покрытый окрашенным гипсокартоном. Но из-за всех нюансов, ее реализация стала сложной творческой, инженерной и строительной задачей.
Проблемы и их решения
Проект прошел через множество циклов обсуждений и согласований. Финальная версия проекта была выпущена в конце июня 2023 года, а монтаж начался в сентябре. Изначальный план предполагал, что все основные работы будут завершены до наступления холодов, однако все обнаруженные трудности и задачи привели к нарушению графика. Пришлось снаружи закрывать витрины в “короба”, устанавливать тепловые пушки и продолжать монтаж в гораздо более суровых условиях. Опыт и ощущения от хода этих строительных работ крайне сложно передать словами. Витрины узкие, в них не слишком удобно перемещаться или банально развернуться даже одному человеку. А внутри происходил монтаж многометровых криволинейных стальных пространственных блоков на высотные отметки, начинающиеся от 2 метров и заканчивающиеся на 5 метрах, с их последующей сваркой, предварительной окраской, зашивкой в гипсокартон и чистовой отделкой. Это труд десятка людей, которые зачастую одновременно находятся и работают в длинных, высоких и узких витринах.
И весь строительный процесс, как и его проверка, происходили изнутри, поскольку снаружи витрины были закрыты непрозрачным материалом. То есть никто не мог увидеть снаружи, что получается в процессе монтажа, восприятие было доступно только изнутри. Думаю, что этот процесс был испытанием для всех. Сложная стройка - это всегда своеобразное чудо.
Напутствие коллегам
Архитекторам и дизайнерам необходимо взаимодействовать с материалами и предметами мебели и интерьера вживую, чтобы оценить их фактуру, цвет, размеры, тактильные качества, осмыслить технологические особенности. Это важная часть работы над любым проектом. ЦДиИ Expostroy, как openspace комплекс, в котором представлено одновременно много небольших шоурумов предлагает широкие возможности для такого взаимодействия. Увидеть разное, изучить, пройти и обдумать, сравнить, снова поразмыслить - мне кажется, что это крайне ценные возможности для творческого процесса.