Прожив короткую жизнь(всего 36 лет), Владимир Маяковский прославился своими новаторскими идеями, стихами, речами. Если вы сейчас возьмете в руки сочинения Маяковского, то удивитесь, как свежо они звучат! Успел побывать и драматургом, и актёром, и художником...
Давайте обсудим подробно жизненный путь этого человека.
ДЕТСТВО
Родился 7 июля 1893 года, в Багдати(Грузия)
Вот, как Маяковский описывал свой первый дом:
«Крепость очетыреугольнивается крепостным валом. В углах валов - накаты для пушек. В валах бойницы. За валами рвы. За рвами леса и шакалы».
Родители Маяковского - Владимир и Александра. Отец - лесничий дворянин(раньше, они ценились в государстве), поэтому семья жила не бедно, но и не совсем богато.
Также, у Маяковского были две сестры - Людмила и Ольга. Но был еще и брат - Константин, который умер в трехлетнем возрасте.
Первый язык Маяковского - грузинский. Юный Владимир свободно владел грузинским языком.
С четырех лет обожал литературу, а точнее - стихи, которые ему читала в основном мама. Он слушал от матери Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова и других. И в этот же момент проявляется еще одно качество Маяковского - хорошая память. Проявляться это начало в том, что он довольно быстро запоминал стихотворения и любил многократно рассказывать их своим родным. Рассказывая стихи, уже тогда у Маяковского чувствовался его громкий и сильный голос.
В возрасте шести лет, Владимир умел неплохо читать, и уже сам читал произведения. Считается, что первой книгой в его жизни стала "Птичница Агафья", которую написала Клавдия Лукашевич.
Второй книгой мальчика стал "Дон-Кихот"
Также, у него начала зарождаться любовь к искусству, к рисованию. Вскоре, он стал обожать рисовать. Но, к сожалению, много художественных работ Маяковского загадочным образом пропали. Но, даже те, которые дожили до наших дней показывают, что у него был талант в рисовании. Вот несколько из его картин, которые он нарисовал в подростковом возрасте:
Но, уже в детские годы, у него появляется серьезная слабость - азарт. Уже с 10 лет он мог целый день(и даже ночью) играть с друзьями в шашки или в городки. Потом, игры пошли посерьёзнее. Наример, карты и домино. И тогда, у него появляется еще одна слабость - желание постоянно быть победителем. Когда Владимир проигрывал, то очень сильно бесился. Он мог просто взять и яростно швырнуть шашки с игральной доской, или что-нибудь сломать, например, карандаш. Об азартности Маяковского мы еще поговорим.
1900 год - Когда ему исполнилось семь лет, Александра Алексеевна повезла его в город Кутаис, чтобы готовить к поступлению в гимназию.
Мать и сын поселились в доме Юлии Глушковской, которая стала давать Владимиру уроки. Вот, что тогда писала семье мать Маяковского:
«Володя учится с большой охотой и получает хорошие отметки»
В 1906 происходит смерть отца Маяковского. Есть несколько версий на этот счет. Первая - он укололся об иглу на улице, Из-за чего в кровь попала зараза и он умер. Вторая - его убили. Имеется другая версия с иглой: отец сшивал бумаги и нечаянно проткнул себе палец. Но, есть и ещё одна версия: он проиграл крупную сумму денег, а после - покончил с собой. На данный момент, самая вероятная - версия с иглой. Вдобавок к этой трагедии, семья остается без средств на жизнь.
Слова матери Маяковского:
«Вернулся он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь… Мы лишились любящего, заботливого отца и мужа»(1953г.)
Слова Людмилы Маяковский:
«Отцу в то время было сорок девять лет, он был полон сил и энергии, ничем серьезным не болел. … Трагическая неожиданная смерть отца потрясла нас»(1968г.)
Людмила уговорила мать и всю семью переехать жить в Москву, ведь она там училась в училище. 1 августа 1906 г. - семья Маяковских приехала в Москву.
Мать с сёстрами стали подрабатывать ремеслом, чтобы тащить в семью хоть какие-то деньги. А сам Маяковский поступил в Московский университет. И поступил он в один класс с братом Пастернака.
В школе с успеваемостью у него было плохо, ибо система оценивания в Москве, по сравнению с Кутаиси - жестче, программа усложненная. Что касаемо отношений с однокласниками, то и тут все печально. Дети из класса не хотели принимать Маяковского, ведь он отличался по поведению от них, легко вспыльчивый и говорил по-русски на тот момент с акцентом. Иван Бунин утверждает, что его называли "'Идиот Полифемович".
Но его связывали тесные товарищеские отношения с учеником шестого класса Третьей гимназии Сергеем Медведевым, братом подруги Людмилы Маяковской.
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
Вместе с Медведевым он начал посещать, действовавший в гимназии социал-демократический кружок. Медведев вспоминал:
«Все кружковцы были старше Володи, но отношение к нему было как к равному».
В 1907 году члены кружка выпустили нелегальный журнал «Порыв», для которого Маяковский сочинил два стихотворных произведения.
А уже в начале 1908 года Владимир поставил родных перед фактом, что он бросил гимназию и вступил в социал-демократическую рабочую партию большевиков. Здесь мы наблюдаем желание Маяковского действовать, совершить революцию, изменить страну в лучшую сторону, даже несмотря на то, что ему на тот момент было всего 15 лет.
К пятнадцати годам, Маяковский стал выглядеть, как настоящий взрослый мужчина: высокий рост(190см), развернутые плечи и грозный вид, и мощный бас.
Чтобы говорить дальше о его политической жизни, отметим политическую обстановку на тот момент. В России прошла Первая Русская революция(1905-1907) и "Кровавое воскресенье", начали появляться различные партии и движения против власти.
29 марта 1908г. - арестован полицией, устроившей засаду в подпольной типографии Московского РСДРП (большевиков) на квартире Т. Трифонова.
Полицейским он показался взрослым 19 летним человеком, но потом, мать Маяковского предоставила документы, что он родился в 1893 году, и его отпустили из-под стражи, но посадили под домашний арест, и заставили мать жестко смотреть за ним. Однако, за Владимиром установилась слежка со стороны правоохранительных органов
1909 год - второе задержание. В ходе обысков квартиры, у Маяковского нашли пистолет с полностью заряженной обоймой.
Ему грозил месяц в следственном изоляторе, но его спас друг отца Маяковского - значимый чиновник. Друг объяснил, что просто заходил в гости к Маяковским и случайно оставил свой пистолет у них дома, и уже как раз Владимир собирался отдать его. В общем, Владимира смогли отвертеть от ответственности и в этот раз. Возможно, пистолет ему нужен был для захвата какой-нибудь территории, либо для убийства кого-нибудь из полиции(такое вполне могло быть, ведь Маяковскому давали задания различного роду, например, слежка за кем-нибудь или забрать чьи-нибудь документы)
В третий раз Маяковский принимал участие в организации побега политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Организаторам побега удалось привлечь на свою сторону надзирательницу Тарасову, запастись ключами от камеры и от конторы. Платья, которые шились на квартире у Маяковских, переправлялись через Тарасову заранее. Усыпив надзирателей пивом и пирожками со снонтворным, заключенные спокойно вышли на волю.
После побега полиция устроила облавы на «политически ненадежных». Вновь попался и Маяковский. Скандалист и «защитник прав заключенных», он помотал нервы охране как надо. И его раз за разом переводили из одной части тюрьмы в другую, пока не нашли спасение от этого, как они его называли, "бузотера". Отправили в Бутырскую тюрьму и закрыли в одиночку на 11 месяцев.
В тюрьме он уже не так активно интересовался политикой. Наоборот, он вернулся к образованию! Стал учиться писать, просил маму(через письма) прислать ему учебники по математике и физике. Также, в тюрьме он читал различные произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя. И новых поэтов, например, Бальмонта.
В 1910 году он вышел из тюрьмы.
ЮНЫЕ ГОДЫ, ПРЕКРАСНЫЕ ГОДЫ
После выхода из тюрьмы, Маяковский стал заниматься с репетиторами, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Владимир смог поступить в это училище. Занятия он больше не прогуливал.
Так вот, в стенах училища, он активно проявляет свои таланты в искусстве и рисует много талантливых работ. Но, его учителя не хотели замечать в работах Маяковского "изюминок". Вот, некоторые из его художеств:
Здесь же, он знакомится с довольно знаменитым и авторитетным человеком - Давидом Бурлюком. Бурлюк - знаменитый писатель и художник. На тот момент ему уже было 30 лет.
Поначалу, они недолюбливали друг друга. Например, Маяковский мог резко оскорбить Бурлюка, а тот, в свою очередь, мог позвать Маяковского на дуэль.
Бурлюк говорил о Владимире:
«Нечищенный, немытый, с красивым лицом. Верзила!»
Но, стоит сказать, что и Маяковский пользуется в училище популярностью: высокий, сильный, с мощным голосом, носит красивую одежду.. Мог зажечь одну сигарету, а ею - три других.
В итоге, Маяковский и Бурлюк начинают дружить и понимают, что у них схожие характеры, отличный ум и хорошее чувство юмора.
Давид стал рекомендовать для прочтения Владимиру множество книг: английских, французских, немецких. Маяковский с радостью и удовольствием прочитывал все произведения, которые ему советовал Бурлюк.
Также, Давид частенько давал деньги Владимиру(потому что отец Бурлюка управлял имением богатого помещика). Спросите, а зачем же Бурлюк давал деньги Маяковскому? Все очень просто. Маяковский был довольно бедным, точнее, настолько бедным, что ему порой пришлось спать где-нибудь на лавочке во дворе. Так, вы еще спросите: почему бы Маяковскому не пойти работать?
АЗАРТНОСТЬ МАЯКОВСКОГО
Ответ очевиден - он не желал работать, заработок он видел в азартных играх - покер и бильярд, и всегда играл на деньги. Вот, мы снова вернулись к азартности Маяковского
Чтобы подробно разобраться в жажде к азарту у Владимира, прочитаем отрывки из книги Бенгта Янгфельдта "Ставка-жизнь":
1) «Маяковский доводил соперников до исступления, ставил на кон все, блефовал и не вставал из-за стола, пока не одерживал победу или не вынужден был признать поражение. Он играл крайне напряженно, а когда напряжение отпускало, как вспоминает другой его близкий друг, «ходил из угла в угол и плакал, от разрядки нервов».
2)«С Маяковским страшно было играть в карты, — вспоминал другой такой же одержимый игрок, молодой поэт Николай Асеев , познакомившийся с Маяковским весной 1913 года. — Дело в том, что он не представлял себе возможности проигрыша как естественного, равного возможности выигрыша, результата игры. Нет, проигрыш он воспринимал как личную обиду, как нечто непоправимое.»
3)«Азарт был у Маяковского в крови; страстный игрок, он проводил каждую свободную минуту за карточным или бильярдным столом. Так будет всю жизнь, даже тогда, когда исчезнет необходимость играть ради денег: где бы он ни оказался, первым делом он находил бильярдную и узнавал имена местных картежников. Маяковский был тем, что называется азартным игроком, он не мог не играть.»
По этим строкам мы понимаем, насколько сильно азартным был Маяковский. Азарт являлся для него одной из значимых вещей в жизни. И ему нужно было всегда одно - победа. Если не победит, то впадает в бешенство.
ФУТУРИЗМ И ФУТУРИСТ МАЯКОВСКИЙ
В то время, активно продвигались идеи футуризма, то есть стремление к новому и будущему, не опираясь на прошлое. Более подробное определение футуризму:
Литературное течение начала XX века. Автор термина — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году он опубликовал «Первый манифест футуризма», где провозгласил, что на смену старому искусству пришло новое и оно должно спасти мир. Течение Маринетти назвал футуризмом — от латинского слова futurum — "будущее".
У многих на слуху были такие люди, как: Малевич, Ларионов, Гончарова, Цветаева и другие.
Маяковский, Бурлюк и ещё некоторые организуют клуб кубофутуристов "Гилея", который издаеь манифест "Пощечина общественному вкусу".
Так вот, в манифесте пишется следующее:
«Читающим наше Новое Первое Неожиданное
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2) На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.
4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.»
В этот же период, Маяковский активно развивает свою поэзию, и в итоге решается, что будет поэтом. Вот, некоторые из его стихотворений (1912-1916):
А ВЫ МОГЛИ БЫ
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
ВЫВЕСКАМ
Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
А если веселостью песьей
закружат созвездия "Магги" -
бюро похоронных процессий
свои проведут саркофаги.
Когда же, хмур и плачевен,
загасит фонарные знаки,
влюбляйтесь под небом харчевен
в фаянсовых чайников маки!
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый Вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
ВОЙНА ОБЪЯВЛЕНА!
Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!"
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!
Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
"Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!"
С неба, изодранного о штыков жала,
слезы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
"Ах, пустите, пустите, пустите!"
Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: "Раскуйте, и мы поедем!"
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце - победе.
Громоздящемуся городу уродился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.
Вздувается у площади за ротон рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
"Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!"
Газетчики надрывались: "Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!"
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась и лилась струя.
И заметьте, как через стихи передается многообразие ума Маяковского, словно не читаешь просто стихотворение, а ощущаешь себя на живом выступлении и чувствуешь этот сильный и мощный голос у себя в голове. В стихотворении "Вам" он показал свои истинные мысли и отношение к ПМВ(Первой Мировой войне) - очень негативное, он понимал, что война - это пустые смерти.
ВАМ
«Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!»
Или вот, как хорош фразеологизм от Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"
ЛИЛЯ БРИК
Лили Каган родилась 11 ноября 1891 года в Москве. Она росла активной и разносторонней девочкой. По окончании Высших женских курсов, она решила учиться в институте на архитектора. Также Лили оттачивала свое скульптурное мастерство в Германии. Но все же талант у нее был в другом - она мастерски влюбляла в себя мужчин.
С поэтом Владимиром Маяковским Лили познакомилась в 1915 году. К слову, тогда ее начали называть Лилей, так как он не любила иностранную форму ее имени. Знакомство произошло благодаря сестре Лили, Эльзе, которая и пригласила Владимира в дом.
Девушка была влюблена в поэта и даже мечтала стать его женой. Но все внимание дорогого гостя, естественно, заняла Лили. Она была мила и кокетлива с юным поэтом, несмотря на чувства своей сестры,
Она быстро зацепила Маяковского, ведь уже через несколько дней он читал ей стихи, например,
Облако в штанах
«Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
Приходите учиться —
из гостиной батистовая,
чинная чиновница ангельской лиги.
И которая губы спокойно перелистывает,
как кухарка страницы поваренной книги.
Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.»
Но,самое интересное в другом. На тот момент, как она полюбила Маяковского, у нее уже был муж - Осип.
Но, это не мешало ей и признаться в любви Маяковскому.
Поэтому, они стали жить втроем: Владимир, Осип и Лилия. На двери квартиры они повесили табличку:
Как думаете, Лилия не изменяла Маяковскому? Конечно она ему изменяла, и не раз! Особенно тогда, когда Владимир был в командировках.
Иногда, она поступала крайне жестоко с Маяковским. Например, на закате своей жизни она призналась, что иногда запирала Владимира на кухне, а в это время исполняла свой супружеский долг с Осипом. В эти моменты поэт был вне себя от ярости и ревности. Он стучал в дверь, пытался ее выбить, кричал, плакал и рвался к ним в спальню. Такой накал страстей нравился Лиле.
Честно, мне не понятно, что Маяковский нашел в этой девушке, которая ничего не стоит. Знаете, лично я бы к этому отнёс следующее стихотворение Маяковского:
Есть тёти, как тёти,
Есть дяди, как дяди,
Есть люди, как люди,
Есть б**ди, как б**ди.
Но в жизни бывает
Порой по другому:
Есть дяди, как тёти,
Есть тёти , как дяди,
Есть б**ди, как люди
И люди, как б**ди!
МАЯКОВСКИЙ И КИНО
С 1917-1918 года, Маяковский стал сниматься в фильмах и у него это очень хорошо получалось. Как это выглядело, можете посмотреть ниже:
Мне кажется, что Маяковский - слишком талантливый актёр, который хорошо вживается в свою роль.
МАЯКОВСКИЙ - ДЕТЯМ
Разносторонним все-таки был человек Владимир Маяковский. И детям он писал стихотворения, например: "Что такое хорошо и что такое плохо", "Эта книжечка моя про моря и маяк", " Что ни страница, то слон, то львица" и другие.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».
СМЕРТЬ МАЯКОВСКОГО
14 апреля 1930 год - смерть писателя. Официальная версия смерти - он выстрелил себе в сердце, разочаровавшись в любви, в жизни и в новой Советской власти.
Но, может его убили, как Есенина? Что думаете по этому поводу? Пишите свои мысли в комментариях.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, А ТАКЖЕ СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ КАНАЛЕ!
ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА, ТО МОЖЕТЕ ПЕРЕЙТИ В ОПИСАНИЕ КАНАЛА! (ТАМ БУДЕТ НОМЕР КАРТЫ)
#история #маяковский #владимирмаяковский #российскаяимперия #лилиябрик #пастернак #революция #стихи #фильмы #футуризм