Что располагалось на месте особняка раньше? Кто был владельцев этих участков и почему переписал их на свою жену? Правда ли, что дом строили в два этапа? Как различать многочисленные архитектурные украшения здания? Неужели некоторые элементы декора имели тайный смысл? Как архитектор смог сделать комнату, в которой было светло в любую погоду? А также - правда ли, что прямо в особняке находился тропический сад? Кто занимал здание в советское время? И что там располагается сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Так понравилось, что сделали ещё
Дом №33-35с1 на Пятницкой улице привлекает внимание необычным фиолетовым цветом стен, а также разнообразным лепным декором. Это здание известно под названием "Особняк Т.И. Коробкова". Трифон Иванович имел звание потомственного почётного гражданина Москвы. Такой знак отличия присваивали за разные достижения и вклад в развитие первопрестольной. Даровал его император тем кандидатам, которых предлагали депутаты Городской Думы. Поскольку Коробков был купцом, то часть имущества коммерсанта принадлежала его жене, Ольге Петровне. В том числе и участок на Пятницкой улице. Делали это, чтобы не лишиться всего нажитого богатства в случае банкротства.
Изначально местность была поделена на два участка. Первые постройки тут появились ещё в 18 веке. Это были деревянные усадьбы. Позже возвели каменное строение на углу со Старым Толмачёвским переулком. Считается, что его конструкции потом использовали, как основу для современного четырёхэтажного дома №33-35с2. Та земля, где затем вырос особняк, во второй половине 19 столетия принадлежала представителю купеческой династии Тугариновых. По его инициативе в 1866 году здесь построили дом в два этажа с мезонином. Ну а в 1890-м оба участка перешли в собственность Коробковых. Они решили, что старые постройки следует обновить.
Работу над проектом супруги в 1894 году поручили архитектору Льву Кекушеву. Исследователи считают, что сначала зодчий предложил им перестройку в неогреческом стиле. Но Коробковы отказались. Предпочли обратиться к более яркому и набиравшему тогда популярность модерну. Пусть и с некоторыми элементами эклектики. Для нового особняка использовали конструкции старого дома. Этажность Кекушев сохранил. Однако добавил в некоторых местах антресоли, а также полуподвалы. Сначала построили только левую часть особняка (с башенкой), а в 1899 году по указанию Коробкова возвели правую - вдоль Пятницкой улицы.
Детали со смыслом
Первый этаж особняка получил рустованную отделку. То есть отделку, которая имитировала натуральный камень. Из украшений здесь только женские маски над окнами. Считается, что создавали их с лица жены Коробкова, Ольги Петровны. Второй уже изобиловал разным лепным декором. Можно заметить, что со стороны Пятницкой улицы отделка окон чередуется. Они через одно оформлены лепными наличниками (обрамляют проёмы) и сандриками (небольшие козырьки над окнами). Такой приём позволил придать фасаду динамики, сделать его интереснее.
Интересно, что у этого особняка боковой фасад, который не выходит на улицу, оформлен даже ярче. Здесь уже окна обрамляют бесчисленные элементы декора. Там, конечно, куча разных архитектурных терминов. Но попробую перечислить с пояснениями. Итак, на этом фасаде вы можете увидеть ризалит (немного выступающая часть стены по центру). Его Кекушев оформил в виде эдикулы (ниша, изначально предназначенная для молельной статуи). По обеим сторонам от неё находится композиция из трёх окон. Между проёмами добавили гермы. Это такие четырёхгранные колонны, которые венчает бюст или голова. Здесь мы также видим женское лицо, которое предположительно срисовывали с Ольги Петровны Коробковой.
Отдельного внимания заслуживает угловая часть особняка. С одной стороны мы здесь видим овальное окно. Его, кстати, декорировали не так уж и сильно, как всё остальное. На Пятницкую улицу выходит уже огромный проём такой же формы, как и другие окна этой стороны фасада, просто большего размера. Вы, наверное, заметили, что часть стены выступает за пределы основной линии здания. Это называется "эркер". Главное окно тут декорировали кариатидами, то есть опорами в виде статуй, которые изображают женскую фигуру. Думаю, что говорить о том, чьё лицо взяли тут за основу, лишний раз не надо. Венчает всю композицию жезл Меркурия. Одно из его значений - это коммерция. То есть в данном случае намёк на род занятий Коробкова. Кроме того, Кекушев здесь придал жезлу вид факела. Это также отсылка к ещё одной деятельности заказчика. Трифон Иванович, как и многие другие купцы, собирал предметы искусства и занимался благотворительностью.
Завершает композицию надстройка в виде башни. Её украшает фигурный купол. Кровлю сделали в виде чешуек. Завершили композицию кованным гребнем с четырьмя львиными головами по разным сторонам. Эта "звериная" деталь потом стала неотъемлемой для построек Льва Кекушева. Его своеобразным фирменным знаком. В итоге получилась невероятно красивая и стильная постройка. Белые лепные украшения в сочетании с фиолетовым цветом фасада сделали из обычного особняка шедевр архитектуры.
Секретные приёмы
В общей сложности, после перестройки старого дома, его площадь увеличилась в 3 раза. Поэтому тут сделали довольно много разных помещений: зал, гостиная, будуар, столовая, детская комната, кабинет и др. На последнем стоит остановиться подробнее. Он располагался как раз там, где находится огромное окно. Однако выходил проём на запад. Чтобы избежать сильного солнца во втрой половине дня, снаружи была штора-маркиза. Она закрывала окно в ясную погоду. Также здесь имелось два узких окошка по бокам эркера и то самое овальное, с бокового фасада особняка. Кроме того, кабинет и вестибюль дома разделял проём в виде эллипса. Внутри был витраж. Одним словом, Кекушев спроектировал всё так, чтобы в любую погоду в комнате была хороша освещённость.
За счёт витража, дополнительный свет поступал и в вестибюль. На второй этаж отсюда вела красивая лестница с кружевной решёткой. Завершалась она небольшим балконом наверху. Рядом находился металлический фонарь-торшер на высоком каменном постаменте. К сожалению, с годами, остался только он. Самого осветительного прибора уже давно нет. Кроме того, стоит отметить и камин. Его сделали из чёрного мрамора, а чуть выше разместили зеркало. Нижняя часть стен вестибюля получилась рустованной, а верхняя - отделана рамками. На потолке больше количество лепных украшений.
Пожалуй, главной изюминкой особняка был зимний сад. Окна его выходили во двор. Внутри находились многочисленные тропические растения. Например, пальмы и плетистые лианы). К сожалению, просуществовал он только до 1910-х годов, а потом превратился в обычное помещение. В отделке других комнат Кекушев использовал тёмное дерево, лепнину, ткань, паркет и разные другие материалы. После 1917 года особняк национализировали. Что там располагалось в ранние советские годы - вопрос не совсем ясный. Везде пишут по-разному. Одни исследователи указывают, что он пустовал более 10 лет. Другие, что там был детский сад и столовая уже в 1920-х годах.
Также можно прочитать, что в доме сначала жил геолог и палеонтолог Александр Карпинский. Потом - ботаник Владимир Комаров. Во второй половине 1940-х годов особняк принадлежал Институту истории искусств АН СССР. Через два десятилетия дом стал местом, где разместили посольство Танзании. Собственно оно там располагалось до 2013 года. После этого здание отреставрировали. Ему вернули оригинальный фиолетовый цвет фасада. До этого его почему-то долго красили в зелёный и голубой. С 2022 года внутри особняка располагается посольство другой африканской страны - Республики Гана.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!