Найти тему

Что делать, если у вас одаренный ребенок

Мите три годика, он первый раз держит в руках скрипку
Мите три годика, он первый раз держит в руках скрипку

Как узнать, есть ли талант у ребенка? Что делать, если ребенок одаренный? Надо ли вкладываться во что-то одно, в ущерб другим занятиям?

Есть в среде приемномамства хороший психолог Анна Ильинична Гайкалова, который советует не "тянуть" за ухо вверх самую лучшую способность, а развивать противоположное, то, что ребенку не дано. Я согласна, но реализовать такую установку очень сложно. Все привыкли именно что бежать туда, где у детей наилучшие результаты. Получается, что ребенок талантлив в том, что ему легче всего дается, и желательно, чтобы это направление доступно для освоения. Есть рядом с домом секция, туда и пошли с ребенком. Или интересно маме заниматься с ребенком музыкой, значит рисовать этому малышу явно не судьба.

Пока дети в дошкольном возрасте, надо пробовать разные занятия, давать возможность ребенку выбрать свой путь. Мне кажется, что "одаренность", "талант" появятся, если ребенок готов заниматься сам, и даже проявляет определенную настойчивость. Надо внимательно следить, что у малыша лучше всего получается. И не спорить с природой, если ребенок успешно занят
делом, не очень-то признанным в своей семье.

Я считаю, что все дети в нашей семье - талантливы. Каждый из них выбрался из глубокого минуса. Другой разговор, что Света при всей своей активности, уже никогда не будет просто жить среди людей. Света меня сразу восхищала стремлением к новому. Ей было очень страшно, она ничего не понимала, что происходит вокруг нее. Но она всегда с энтузиазмом выходит со мной из дома. Света очень любит путешествовать, ходить в кафе и в магазины. Всегда интересуется новой пищей. Для аутиста это невероятно! Определенный талант есть у Светы, жаль, что этого крайне мало для ее будущего.

Сеня одарен в плане физической активности. Он хорошо скоординирован, легко запоминает новые движения. Но Семен в силу своего состояния, с огромным трудом работает в коллективе. Получается, что Семену 9 лет, а он так и не занят ни в одной секции, ни в одном кружке. Нарушения адаптации к социуму, характерные для аутистического спектра, не дают Семену стать успешным в спорте или танцах. Но я продолжаю искать тренера, и есть подвижки в эту сторону! Хочу для Семена занятия спортом и танцем, и чтобы он там правда был среди лучших. Сене очень нужен успех. Потому что рядом с Сеней всегда есть недостижимо умный и успешный старший брат.

Неврологический тренаж: надо скоординировать движения рук и ног так, чтобы машинка на экране ехала по своей полосе и не попала в аварию. Сеня справился.
Неврологический тренаж: надо скоординировать движения рук и ног так, чтобы машинка на экране ехала по своей полосе и не попала в аварию. Сеня справился.

Настя и лепит, и рисует, учит иностранные языки. Память у Насти феноменальная! Но пока что рано радоваться, вся эта надстройка навыков и умений до сих пор не разбудила интересы самой Насти. Огромная база знаний Насти - это труды мамы Светланы. Свое собственное у Насти еще только растет. Мне не удается спровоцировать Настю на порыв к занятиям. Пока что удалось более-менее ровно выполнять домашние задания к школе, и все. Но у нас есть еще время, я надеюсь, что Настя не сможет долго "прятаться", все равно проявится ее талант.

Когда у нас появился Митя, мы конечно, сразу поняли, что ребенок у нас - одаренный! А как иначе?! Заговорил он сразу фразами, вопросы задавал неожиданные по глубине проникновения в ситуацию. Действовал всегда решительно, не оглядываясь на других. У многих родителей есть такие же мысли, я знаю))

Я считаю, что нам удается балансировать между крайностями: "все время на главное занятие" и "нормальное детство должно быть у ребенка". Потому что с первого дня нашей жизни с Митей главное было - его физическое состояние. Основной диагноз (СБ) не сразу обнаружили, сначала все внимание было внутренним органам. Но мне-то было видно, что не все хорошо. Было видно, как Митя двигается по-другому, не так, как другие дети. И мы старались как можно больше сделать для физического развития сына.

Читать-писать его не торопили. Тем не менее, в нашем доме всегда были и есть так называемые "развивающие" игрушки - пазлы, сортеры, конструкторы. Пазлы Митя успешно собирал с двух лет. Начинали с двух частей разных фигурок, потом - четыре части. И только потом появились настоящие пазлы. Смотрели картинки, сказки по книжкам слушали. Но главное было, насколько Митя стал крепче, как улучшилась его моторика. Поэтому Митю было решено отвести учиться в музыкальную школу.

Мите было на тот момент 7 лет, он был самым старшим в своем классе. Музыкантов принято растить с самого нежного возраста, мы уже опоздали. Предложили выбор - флейта или скрипка. Я выбрала скрипку, потому что флейта может принести риски детям с ОВЗ. Случайное стечение обстоятельств, и педагог по скрипке у Мити тоже оказалась лучшей из лучших.

После конкурса. Педагог Елена Александровна Кайдановская и Митя Береснев.
После конкурса. Педагог Елена Александровна Кайдановская и Митя Береснев.

Понятно, что мне оооочень хотелось, чтобы Митя занимался музыкой. И он сам любит петь, постоянно среди музыки. Тут обнаружилось, что у Мити абсолютный слух, что он идеально под скрипочку прилаживается. Митя вдруг стал очень заинтересованным учеником.

А самое главное - в обучение Мити вкладывает свои силы и время, оооооочень много времени, учительница по скрипке Елена Александровна! Вот и получается - у вас ребенок талантливый? Конечно, талантливый! Только у него три раза в неделю специальность по три часа подряд, и мама закончила музыкальное училище. При таких исходных, трудно не быть талантливым. Это большой труд целой команды взрослых. Включая папу!

Несмотря на хорошие результаты в музыкальной школе, Митя успевает кататься на коньках, на самокате осваивает треки Крылатского. Ведет обычную жизнь мальчика, без подвига и ночных бдений. Расписание, хороший сон, каждый день прогулка и репетиторы - вот основа Митиной одаренности. Даже таланта, не побоюсь сказать! Конечно, есть искра у сына, есть. Он особенно проникновенно играет медленную музыку, как будто душа у него плачет( В Гнесинке, где Митя учился первые три года, опытные учителя это хорошо слышали. И старались мне подсказать, что надо идти в профессию. Мы конечно в профессию идем. Но не забываем, что у нас живой мальчик. И ему надо побыть ребенком, прожить детские радости. Я за гармонию в жизни любого одаренного ребенка.