Найти тему
Спортс“

Проклятье снято: Леклер справился с прессингом «Макларен» и выиграл домашнюю гонку! Обзор Гран-при Монако⁠⁠

Гонку в Имоле и начало уик-энда в Монако разделяло всего 4 дня, поэтому новостей из мира «Формулы» было немного. Все были поглощены переездом, хоть и не очень серьезным - Болонью и Ривьеру разделяет всего 500 километров. Пожалуй, самым ярким событием паузы стала праздничная раскраска «Макларен». «Папайевые» предстали в желтой ливрее с зеленым хвостом и синими полосками на корпусе - дань Айртону Сенне. Кто-то нашел в этих цветах Benetton 1993 года, кому-то цвета навеяли последние годы команды Jordan. Можно сказать одно - равнодушным остаться было сложно, сочетание оттенков получилось по-своему эффектным и еще сильнее выделило и без того красивый болид на трассе.

До 2020 года уик-энд в Монте-Карло начинался в четверг, но затем Liberty Media оборвали традицию и укоротили турне в Монако до классических трех дней. Впрочем, трасса накануне главных заездов не пустовала. За день до старта «Формулы-1» прошли первые заезды Ф-2 и Ф3, где юниоры и трек в условиях переменчивой погоды вдоволь поиздевались друг над другом. Аварии случились в каждой части заездов под строгим взором грозовых туч, которые изредка сдабривали асфальт каплями.

Пятница, 1 тренировка

Монако - особенная трасса, где уверенность в себе играет первостепенную роль. Поэтому времени не терял никто. С первых минут пелотон в полном составе обосновался на трассе и занялся поиском граней. Пилоты не раз пролетали мимо апексов, но карманы безопасности позволяли безопасно вернуть машину на трек. Удивительно, что за целый час произошел лишь один более-менее серьезный инцидент. На 47-й минуте Чжоу приложился о рельс в «Сен-Девоте», разбросав обломки «Заубер» вдоль поворота, а часть деталей дотащил до шпильки у отеля. По всему этому великолепию проехал Леклер и нацеплял останки машины китайца на днище. Шарль не преминул прокомментировать эпизод по радио, после чего судьи вывесили красные флаги для внеочередной уборки территории.

-2

Одна из многочисленных ошибок первой тренировки

Единственный, мимо кого прошла мимо первая тусовка в Монако, оказался Гасли. На «Альпин» француза обнаружилась проблема с мотором, из-за которой Пьер отсиживался в боксах, пока конкуренты «прокачивали скиллы» на трассе.

Тренировка получилась очень плодотворной. Мало кто ограничился отметкой в 30 кругов, а возглавивший протокол Хэмилтон совершил аж 35 витков по узким улочкам. Если взять среднее время круга с учетом охлаждения шин в 90 секунд, получится, что Льюис менее 10 минут провел вне трека.

Пятница, 2 тренировка

Ко второй сессии гонщики пообвыклись с Монако и стали рисковать больше. Сантиметры до барьеров таяли, и картинка наполнилась замедленными повторами того, как тот или другой пилот аккуратно касался колесами рельсов. На трассе проходила симфония мастерства и риска, в которой каждый пилот сохранил машину целой.

-3

Пришло время оценить стартовый расклад сил. Хорош был Леклер - монегаск намотал по родному асфальту 37 кругов и остановил секундомер на отметке 1:11,278, на секунду с лишним быстрее прошлогодней поул-позиции. Позади него обосновались 2 чемпиона мира, побеждавшие в Монако, Хэмилтон и Алонсо. Вновь проблемы в тренировках настигли «Ред Булл». Ферстаппен жаловался на столь непривычную для болида раскачку и никак не мог подобрать настройки. Лидер сезона остался четвертым, но проиграл более полсекунды. «Макларены», так необычно смотревшиеся в спецраскраске, скрывались. Норрис и Пиастри работали над медленными виражами и не гнались за временем, сохранив потенциал в тайне.

-4

Суббота, 3 тренировка

К субботе над Лазурным Берегом распогодилось. Вместо осадков, которые прогнозировали в начале недели, выглянуло яркое солнце. Идеальные условия для отработки квалификационных попыток.

-5

Хорошо откатать программу удалось не всем. Как только дело дошло до серьезных атак, проявилась особенность Монако, которую невозможно искоренить - бешеный трафик. Редкий быстрый круг не был запорот медленной машиной, которая даже вне траектории становилась помехой.

Бесславно выступил Боттас. «Заубер» в пятницу и так оказался на последних строчках протокола, а утром второго дня финн еще сильнее испортил настроение команде. Вальтери перестарался на выходе из бассейна и долетел передним колесом до барьера. Удар был несильным, но его хватило, чтобы погнуть подвеску. Машина отказалась поворачивать в «Раскасс» и заблокировала трассу. Для Боттаса важнейшая практика была окончена, а над треком повисла 4-минутная пауза под красными флагами.

-6

Первое время вновь осталось за Леклером. Шарль чувствовал себя как рыба в воде на домашней трассе. Интересно, что монегаск едва ли не единственным проходил «шпильку» с перехватом руля - необычная техника управления 1000-сильным «конем». Ни на одной другой трассе такого увидеть нельзя.

Квалификация

Конечно, квалификация в Монако не гарантирует победу в гонке, но стартовать с наименьшим числом соперников впереди - главная задача любого пилота в Монте-Карло. Единственным реальным шансом опередить соперника в воскресенье стал бы только удачный момент для пит-стопа, так что основная работа над финишной позицией в гонке была именно в субботу.

Стартовые расклады непривычно низко оценивали шансы Ферстаппена на рекордную 9 поул-позицию подряд. В отличие от Имолы, где секрет скрывался в настройках, в Монако проблемы «Ред Булл» были куда серьезнее. Сам Макс после тренировки сказал:

«Проблемы в Монако отличаются от проблем, которые у нас были в Имоле, и их невозможно решить, изменив настройки. Это просто невозможно, поскольку проблемы связаны с философией машины. За одну ночь ничего не изменить. Мы постараемся немного улучшить ситуацию, но я не ожидаю никаких чудес»

Мир «Формулы» уже привык, что за словами о проблемах «Ред Булл» скрывается фальшь, но на деле оказалось, что все именно так. Главным индикатором бед австрийцев выступил Перес. После первой попытки Серхио был лишь 15-м, но сомнений в том, что темпа «быка» хватит для прохода дальше, не было. На финальный круг мексиканца выпустили вне трафика, и перед ним просто стояла задача проехать круг достойно своей машины. Тем удивительнее было наблюдать результат Переса на черте - 18-е место в 0,173 секунды от проходного времени Окона(!). Инженер лаконично бросил по радио «18-я позиция», на что Серхио удивленно ответил «Это шутка?»

-7

Утешить второго пилота «Ред Булл» мог лишь факт, что он оказался не единственным победителем Монако, для которого квалификация окончилась так рано. На 2 позиции выше него оказался Алонсо. На втором круге Фернандо попал в трафик и не улучшил начальное время, которого хватило лишь для 16-й строчки. Испанец уступил первому месту всего 0,527 секунды, и в этом было все Монако - чуть перестраховался, и вот ты уже стартуешь из хвоста. Удивляло еще и то, что Стролл смог вывезти «Астон Мартин» во второй сегмент и сравнять счет в квалификациях. Кто бы поверил в такой расклад перед стартом чемпионата?

Во втором сегменте пошли серьезные разборки. Оживился «Макларен», Норрис остался лучшим перед финалом, а Пиастри, который весь уик-энд держался тенью Леклера, проиграл партнеру всего 24 тысячных. Между молодежью из Уокинга вклинился Ферстаппен, который изо всех сил пытался доказать, что не все потеряно.

Отсутствие двух фаворитов освободило места в лодке, что отчаливала в финал. Среди топ-10 очутились весьма неожиданные фамилии. Если к стабильным проходам Цуноды уже привыкли, то десятое место Албона и аж пятое Гасли еще раз подтверждали, что Монако - особенная трасса.

-8

Финальная 12-минутка стала бенефисом Леклера. Шарль еще в первой попытке взбудоражил Монте-Карло мега-результатом. 1:10,418 - всего 0,3 секунды до рекорда турбо-эры. Единственным, кто смог угнаться за монегаском, стал Пиастри. Австралиец очень уверенно ощущал себя на узких улочках и подогревал интригу до последних минут.

Финальную попытку начали «Мерседесы». На W15 Расселла установили единственное новое переднее крыло, и Джордж лучшим кругом оказался за спинами лидеров. Льюис уступил партнеру, оставшись в итоге седьмым. После «Серебряных стрел» на летучие попытки ушли фавориты. Леклер улучшил, пропылив вдоль стены к ленточке, и остановил секундомер на отметке 1:10,270. Пиастри проиграл на втором секторе, чуть отыгрался на третьем, но до Ferrari оставалось еще 0,154 секунды. Зато пилот «Макларен» обезопасил место на первом ряду. Сайнс отдал Леклеру традиционные для уик-энда четверть секунды и лишь на мгновение опередил Норриса и Расселла. Борцов за третье место разделило всего 0,025 секунды, а Ландо остался на втором ряду с преимуществом всего в 0,001 над Джорджем.

-9

А что же Ферстаппен? После первой попытки Макс обосновался на третьей строчке, всего в полутора десятых от Леклера, и до последнего казалось, что в субботу чемпион мира сотворит очередное чудо. Однако на финальном круге «Ред Булл» #1 снесло уже в первом повороте, машина коснулась барьера, после чего нидерландец бросил круг. Пока остальные улучшали, фамилия «Ферстаппен» скатилась до шестой строки протокола. Рекордные серии прервались, оставив Макса наравне с показателями Сенны и Проста. А главное, что в воскресенье должно было произойти что-то невероятное, чтобы Ферстаппен поборолся за третью викторию в княжестве. С 1985-го года лишь одна победа в Монако была одержана из-за пределов первой тройки - в памятном Гран-При сезона'96.

Гонка

Воскресенье встретило гостей Гран-При Монако задорным солнцем, которое напрочь лишало интриг, связанных с дождем. Так что ожидания от гонки свелись к двум моментам - старту и единственному обещанному пит-стопу. Хоть Pirelli и привезли на Лазурный Берег самые мягкие составы, и Medium, и Hard без проблем выдерживал всю дистанцию Гран-При.

Рывок к «Sainte Devote» уверенно выиграл Леклер. Монегаск отстоял добытое в субботу, а позади него Сайнс попытался использовать внутреннюю траекторию в стартовом вираже. Испанец почти поравнялся с Пиастри, но «Феррари» чуть занесло на выходе к Beau Rivage. Произошел легкий контакт, показалось, что все прошло мирно, как болид #55 замедлился и создал за собой пробку. Карлос проколол переднее левое колесо о днище «Макларен» и уныло уехал в карман к Casino, пропуская весь пелотон. Гран-При Монако почти выбросил Сайнса на берег неудачников, но тут над трассу опустились красные флаги.

-10

Сначала показалось, что где-то просто остались обломки, и судьи страхуются, но затем камера переехала к вершине подъема. Асфальт утопал в обломках, лицом к лицу стояли два разбитых «Хаас», между которыми покоилось то, что минуту назад было «Ред Булл» Переса.

После квалификации машины Хюлькенберга и Магнуссена проверили и выяснили, что щель DRS распахивалась шире положенного. Обоих дисквалифицировали, и они должны были стартовать из боксов, исправив деталь вне режима закрытого парка. Но механики «Хаас» ухитрились не менять детали, а исправить машины молотком и отверткой, и гонщики заняли свои места на последнем ряду вместе со всем пелотоном. Лучше бы они стартовали с пит-лейн.

Перес, который накануне отличился в квалификации, запнулся в первом повороте об Алонсо и не отыграл ни одной позиции. К Beau Rivage Серхио трижды повернул голову к зеркалу заднего вида, вглядываясь в преследовавший его «Хаас». Мексиканец не собирался пропускать какого-то там Магнуссена и был уверен, что датчанин отпустит газ. Кевин, в свою очередь, почти заехал в базу к «Ред Булл» и не предполагал, что Перес рискнет аварией на первом круге и вожмет его в стену. Ожидания обоих не совпали с реальностью. Правое заднее колесо «быка» и переднее левое колесо американского болида соприкоснулись, после чего «Ред Булл» отправился в свободный вальс к вершине холма. От внешней стены остатки машины отлетели к внутренней, где мимо пытался проскользнуть Хюлькенберг. Не вышло - на излете Перес подбил и второй Haas, совершив двойное комбо.

-11

40 минут ушло на восстановление барьеров и уборку всех сломанных запчастей с трека. За это время судьи перепроверили повторы и решили, что к моменту красного флага пелотон не успел пересечь вторую линию пейс-кара. Это означало, что позиции на рестарте будут соответствовать порядку, в котором машины вошли в первый поворот. Что, фактически, спасло Сайнса, потому что свое место он потерял лишь в Casino.

Остановка гонки вновь напомнила о замечательном правиле, по которому под красным флагом разрешается работа над машинами, включая смену резины. Помните, что более жесткие типы шин могли выдержать всю гонку? И команды помнили, поэтому переобули своих пилотов в иной комплект относительно стартового. Правило обязательного пит-стопа было выполнено, и последний фактор интриги был уничтожен. Тактика не важна, когда можно ехать 260 километров без остановки, а обогнать нереально.

На рестарт вышло всего 16 машин. К сошедшим в Beau Rivage присоединился Окон, который в стиле сорвиголовы полез в атаку на собственного партнера в крохотном Portier. Гасли очень удивился маневру Эстебана, но при всем желании никуда не мог деться. Две Alpine соприкоснулись, машина Окона эффектно подлетела, а затем грохнулась об асфальт с высоты полутора метров. Подвеска такой наглости не выдержала, и отремонтировать её под красным флагом не удалось. Чудом не пострадала машина Гасли, которая вернулась на высокое десятое место на решетке.

-12

Первый круг гонки исчерпал абсолютно весь запас интересного, выделенный на Гран-При Монако. Второй старт прошел, будто конец тихого часа в детском саду. Леклер вновь уверенно ушел вперед, Сайнс сделал выводы и не атаковал Пиастри. Даже в хвосте пелотона изменений не произошло.

В принципе, на этом можно было бы закончить обзор Гран-При. Необходимость беречь шины привела к тому, что при всем желании пилотов ускориться, инженеры диктовали нужный темп, чтобы 100%-но добраться до клетчатого флага. Вести речь о борьбе в таких условиях не приходилось, к тому же в Монако и без этого было не обогнать.

-13

Леклер просто возглавлял процессию из двух «Макларен» и партнера. Вся четверка ехала на дистанции 3-4 секунд, размышляя, как далеко надо уехать от Расселла, чтобы иметь возможность зачем-то съездить на пит-стоп. Сам Расселл отставал, но его задача усложнялась тем, что его 77 кругов должен был выдержать Medium, а не Hard, как у лидеров. Позади Джорджа ехал Ферстаппен, который в один из моментов посетовал инженеру, что не взял с собой подушку, так скучна была эта гонка.

Какая-то возня происходила в хвосте, где Алонсо собрал за собой 4 машины и пытался создать отрыв для Стролла. Матадор вторую гонку подряд страдал за рулем Aston Martin, но тактику обороны в Монте-Карло знал, как никто другой. Ни Риккиардо, ни тем более Сарджент или Чжоу преодолеть такой барьер не имели возможности.

-14

Обгоны круговых - единственное развлечение во время Гран-При Монако

Спустя час веселый паровоз по улицам княжества окончательно усыпил и гостей, и капитанские мостики. Не ошибался никто, даже шикану никто срезать не хотел, и это при том, что в повороты надо было заправлять 5,5-метрового бегемота. Оставались всего 2 вопроса к Гран-При - доедет ли Леклер до долгожданной домашней победы и увидят ли болельщики хоть один настоящий обгон.

Если на первую загадку могло ответить лишь время, то решение второй проблемы пришло гораздо раньше. Стролл воспользовался подарком Алонсо, переобулся в свежий Hard и уже представлял себе атаку на Гасли, но вляпался в один из обломков и остался на трех колесах. «Астон Мартин» вторично сменили шины канадцу, и до финиша тот порадовал обгонами Чжоу и Сарджента. Первого Лэнс проехал в туннеле, а со вторым расправился на стартовой прямой.

-15

Кстати, Сарджент тоже заслужил свою порцию аплодисментов. Американец был единственным, кто под красным флагом остался на стартовых шинах, и совершил остановку на 58-м круге. До финиша Логан сумел обхитрить Чжоу, когда втиснулся за Норрисом, который объезжал китайца на круг. После этого пилот Williams так вцепился в крыло McLaren, что так и провисел на нем до финиша, показав одинаковый темп с Пиастри, Сайнсом и Норрисом.

Из лидеров как-то разнообразить гонку попробовали Ферстаппен и Хэмилтон. К концу второй трети гонки Льюис опережал идущего на позицию ниже Цуноду на круг(!) и рискнул сменить шины. На новом комплекте Mercedes полетел с лучшими кругами, и его примеру последовал Макс в надежде надавить на Расселла. Оба штамповали круги на 2-3 секунды быстрее лидеров, и всего через 10 кругов после остановки Джордж увидел в зеркалах Red Bull. Но как бы быстр ни был соперник, даже преимущества в 3 секунды на круге и в 50 кругов по новизне покрышек не хватало для атаки. Так что Ферстаппен и Хэмилтон просто взбодрились под конец Гран-При.

В круге за топ-7 обосновались трое, кого камера практически не замечала весь Гран-При. Цунода, Албон и Гасли с переменным успехом ехали к финишу. Албон всю гонку наседал на японца, разрыв колебался от 0,5 до 5 секунд, но под финиш таец смирился с синицей в руках и привел «Уильямс» к первым очкам в сезоне. У Гасли был лишь один реальный соперник, Стролл, но прокол далеко отбросил канадца, позволив французу спокойно добыть первый зачетный балл в чемпионате. После стартового столкновения с партнером такой результат более чем устроил и Пьера, и всю Alpine.

-16

К 60-му кругу лидеры наконец начали растягиваться. Леклер сэкономил шины лучше Пиастри и понемногу уезжал к самой важной победе в жизни. Оскар чуть сдал и позволил приблизиться Сайнсу с Норрисом, которые шли плотной сцепкой уже кругов 20. В некоторые моменты Ландо буквально тыкался носом в задний диффузор «Феррари», но проехать мимо места не было. Напряжение в борьбе за серебро накалилось, но рисковать очками в Монако не пожелал никто.

За 10 кругов до финиша лидера мог подвести только алый «жеребец» под ним. Но в этот раз фортуна улыбнулась Леклеру. Шарль идеально провел весь уик-энд и полностью заслужил успех в Монако. Как признался монегаск, за два круга до финиша у него навернулись слезы счастья, из-за чего он практически ничего не видел, особенно в поворотах напротив солнца. Пилот взял себя в руки и под овации трибун пронесся к шестой победе в карьере.

-17

Итоги

Финишные эмоции было ни словами сказать, ни пером описать. Иногда бывают эпизоды, когда за победителя радостно абсолютно всем. Так было в случае с Норрисом в Майами, так случилось и с Леклером в Монако. Шарль ни разу не попадал даже на подиум домашнего Гран-При, при том, что уже шестой сезон выступает на Ferrari. Но в этом году сошлось все - идеальная квалификация, уверенный пилотаж в гонке, послушная машина, безоблачная погода.

На награждении в ложе князя Леклер был как у себя дома. Альберт II приветствовал его как сына, едва сдерживаясь от накатывающей слезы. Княгиня Шарлен вела себя спокойнее, но и её волнение читалось даже сквозь экран. С остальными членами группы награждения Шарль просто по-дружески обнялся и перекинулся парой фраз.

В истории «Формулы-1» было всего 4 пилота из Монте-Карло, и вот наконец один из них постоял на верхней ступеньке подиума самой противоречивой трассы мира. После вручения призов Монако ждала вечеринка. Что ж, Шарль может позволить себе расслабиться - возможно, эта победа снимет с него некий груз ответственности, да и до Гран-При Канады целых две недели.

-18

Леклер стал уже четвертым победителем Гран-При в восьми гонках сезона. До этого такое разнообразие победителей встречалось еще в суматошном ковидном чемпионате 2020 года. Так что сезон на время перестает быть томным, в общем зачете монегаск уступает Ферстаппену 31 очко, а в командном Red Bull впереди Ferrari на каких-то 24 балла.

На фоне победы Леклера не стоит забывать об остальных действующих лицах. McLaren всерьез боролись за победу на улочках княжества, но ключевой стала суббота, где Пиастри и Норрис неидеально реализовали свои круги. В гонке их надежду на тактику разрушили Перес и Магнуссен. Оскар заслуживает особенной похвалы. Для него это всего лишь 2 Гран-При Монако за рулем сверхмощной машины, а он уже претендовал на Большой Приз. Хоть к финишу он упустил свои шины, этот результат поражает едва ли не более остальных.

-19

Ферстаппен остался лишь шестым, но нет сомнений, что Red Bull вернется на свои привычные позиции уже через 2 недели. И Имола, и Монако - очень специфичные трассы, где идеально сбалансированный «бык» хромает на неровном асфальте и упрямится в медленных виражах. Год назад Макс доминировал в Монте-Карло, но это было связано скорее с тем, что все конкуренты мучались с новыми машинами. В этом сезоне картина иная - уже с начала сезона конкуренция возросла. Впрочем, все это не касается Переса. Мексиканец сильно усложнил свои переговоры о продлении контракта. Кто бы ни был крайним в аварии на первом круге, пилот Red Bull не должен квалифицироваться 18-м и бороться в конце пелотона.

А теперь пришло время порассуждать о перспективах Гран-При Монако. Едва ли найдется тот, кому эта гонка понравилась не из-за результата, а из-за борьбы на треке. Реальность такова самая любимая гонщиками и очень сложная для всех трасса никак не подходит для воскресной «Формулы-1». Гонка 2024 года побила все рекорды - впервые в истории вся первая десятка как стартовала, так и приехала к клетчатому флагу. Ни одной смены позиции внутри очковой зоны не произошло. Конечно, для автоспорта это просто катастрофа. Отдельный привет режиму красного флага, который дал всем возможность проехать 98% дистанции без остановки. Пит-стопы, конечно, не увеличили бы число обгонов, но, может, хоть где-то был бы риск. Пилоты чаще бы атаковали на свежих шинах, а так этап превратился в 2-часовую процессию.

Многие призывают Монако сделать хоть что-то, чтобы соответствовать «Королевским гонкам». Только что можно сделать в месте, с одной стороны окруженном горами, а с другой - морем. Засыпать залив, срыть «Гранд Отель», сделать трассу двухэтажной с трамплином в порт для победителя? Смех сквозь призму того, что изменить эту трассу практически невозможно. У Монте-Карло есть еще год, чтобы доказать, что этап все еще является жемчужиной сезона, только вот как это сделать, пока загадка.

-20

Через две недели «Формулу-1» ждет привычный аппендикс европейской поры - перелет в Канаду. Всегда мучает загадка, почему не переставить Монреаль к Майами, а потом спокойно тусить в Европе, но календарь составляют умные люди. Шикарный «Автодром имени Жиля Вильнева» уже в 34-ый раз примет «Королевские гонки» и откроет вторую треть чемпионата 2024 года.