7,3K подписчиков

Как люди думают или почему так сложно научить думать

Вот как человек решает поставленную перед ним задачу? Думает над решением?

Сначала, давайте честно ответим для себя на вопрос: что значит "думать"?

Часть первая, в которой я опять повторяюсь.

Внешний алгоритм

Над чем и как нужно думать, чтобы следовать уже готовому алгоритму? Надо следить за правильным выполнением алгоритма. Не нарушать шаги - раз, использовать нужные ресурсы - два.

Если взять примером задачу по какой-нибудь физике, то шаги - это формулы, а ресурсы - числа из "дано".

Думать о результате, в общем-то, не требуется, о результате подумал тот, кто этот алгоритм создал.

Как в этой ситуации развивается мыслительный процесс человека.

Внешние алгоритмы лежат в памяти довольно бессистемно. Нет, не совсем так. Система там есть, но она не очень-то учитывает смысл алгоритмов. Ну потому что смысл в готовом алгоритме искать - бесполезное занятие. Алгоритм имеет смысл только исполнять. Хранятся алгоритмы в ассоциативных цепочках. (Если кто смотрел сериал "Шерлок" с Камбербэтчем , там была серия, где как раз описывался подобный способ хранения, доведённый до Абсолюта.) Поставленная задача вызывает в памяти ряд ассоциаций, которые приводят к нескольким алгоритмам. Из них выбирается наилучший (релевантный). Что это могут быть за ассоциации? Совершенно любые - запахи, звуки, тексты, картинки, отдельные слова и целые фразы. Чем больше совпадений с сохранённым набором ассоциаций, тем больше шансов, что выберется именно этот алгоритм.

Возвращаясь к примеру с физикой - это ключевые слова, словосочетания, иллюстрации к задаче. Как правило, ассоциациями выступают и ресурсы, поэтому порой трудно отделить "формулу" от "чисел" в цепочке. Единицы измерения (Ньютоны, метры), обозначения (сила F равна...) и так далее.

Отслеживать ассоциативные цепочки очень трудно, но интересно. Порой в них вклиниваются очень дикие вещи, например, дорисованная ручкой какого-нибудь двоечника картинка в учебнике.

Собственно, повторюсь, думать тут сильно не требуется, кроме вопроса "какой вариант больше подходит". Хотя, иногда возникает проблема "нет достаточно релевантного варианта". В этом случае мысль идёт по пути поиска наиболее удачного месторождения алгоритмов. Можно попытаться поискать, где "списать", можно отказаться от выполнения алгоритма вовсе. Самый интересный для изучения вариант - это собрать алгоритм из кусочков других, согласуясь с ассоциациями не вкупе, а по отдельности.

Когда алгоритм найден, мыслительный процесс переключается на попытки вклинить ресурсы в этот алгоритм - попросту вставить числа в формулу.

И что получилось в результате - то и ответ.

То есть, в общем и целом, тут мыслительного процесса нет. Есть процесс вспоминания (довольно сложный), процесс вычислений (тоже нетривиальный). Но думания нет.

Как же происходит само думание? Как люди думают "по-настоящему"?

Часть вторая, в которой становится интереснее.

Внутренний алгоритм

Когда человек думает - он не пытается вспомнить. Этого не требуется (а если потребуется, мозг сделает это за вас). Человек делает.

В голове у каждого из нас есть такой... эм... Я называю это "симулятор". Слово не совсем моё, но оно лучше всего подходит.

Воображариум.

Сейчас, я думаю, многие уже поняли, про что я говорю. Это такой виртуальный мир, "копия" окружающего нас мира, в котором мы можем мысленно сделать... что-нибудь. Да всё, что угодно.

Кто для чего использует свой симулятор. Кто-то в нём мечтает о несбыточном, кто-то прокручивает старые диалоги и даёт в них новые ответы...

Кстати, этот симулятор запускается автоматически, когда мы читаем или слушаем книги. (Это важно, запомните этот абзац).

Так вот, думая над решением Задачи (физической, например), человек запускает симулятор, в котором у него появляется копия ситуации, описанной в Тексте задачи. В симуляторе человек может покрутить каждый объект, посмотреть, как он взаимодействует с другими, что-то изменить. Вплоть до того, что поменять законы Природы, и получить весьма странные, но любопытные результаты. В симуляторе можно - и нужно - выполнять разного рода измерения, проверки, тесты, пытаться зайти с разных сторон - с начала, с конца, из середины.

Надо ли говорить, что при вспоминании внешнего алгоритма симулятор не запускается вовсе, или запускается в самом примитивном, поверхностном варианте?

Часть третья, в которой сложно

Научить думать

"Думать" можно в двух смыслах: в смысле вспоминания и в смысле симуляции.

"Думать" можно на двух уровнях: сознательно и на автомате.

Из этих пунктов собирается четыре варианта думания:

  • Как думает отличник, отвечающий у доски таблицу умножения? (ответ: вспоминает на автомате)
  • Как думает писатель, который пишет книгу? (ответ: воображает сознательно)
  • Как думает физик, решающий задачу? (ответ: воображает на автомате)
  • Как думает человек, пытаясь вспомнить слово? (ответ: вспоминает сознательно)

Какой из вариантов "думать" наиболее правильный?

Правильные все, они все нужны. Однако есть некоторый перекос.

У воображариума-симулятора есть очень мощное преимущество: он позволяет решать задачи, к которым нет алгоритма. Не вспомнить решение, а придумать его.

Современная Школа (в широком смысле слова) очень активное стимулирует способы вспоминаний, но совершенно игнорирует (а часто и презирает) симулятор. Почему? Потому что он гораздо сложнее.

В современной действительности научить(ся) вспоминать можно очень легко. Этому способствует буквально всё: и школа, и детсад, и обучающие/развивающие ютьюбы... Я бы даже сказал, этому учить не надо. Человек как-то сам легко с этим справляется. Да даже просто сказать: повторяй, пока от зубов не будет отскакивать.

А вот научить(ся) использовать симулятор - очень тяжело. Не в смысле, что это принципиально труднее (хотя, в какой-то степени, это так и есть), а в том смысле, что этому противостоит буквально всё: и школа, и детсад, и ютьюбы...

С симулятором есть несколько неочевидных трудностей:

  • Во-первых, надо научить человека вообще его запускать
  • Во-вторых, симулятор нужно "настроить" на решение определённых задач
  • В-третьих, необходимо научить человека использовать этот симулятор для решения задач

Часть четвёртая, в которой мы перестаём витать в облаках

Действительность такова, что в школе и в вузе к учителю приходят дети, не обладающие настроенным симулятором. Да зачастую вообще даже запускать не умеют.

Поэтому учителю приходится решать целый ворох проблем. И научить ребёнка запускать симулятор, и настроить его, и научить пользоваться... Всё сразу. Тридцать раз.

Это, конечно, если учитель вообще в курсе принципа работы симулятора. А то ведь сейчас большинство учителей как раз сами таким симулятором не обладают.

В общем случае, это неподъёмная задача. Поэтому учителя выбирают более примитивный, но и более быстрый способ - совершенствовать способы запоминания (там даже создавать ничего не надо).

Кстати, знаете, что отличает нейросеть от мыслящего человека? Как раз способ мышления: нейросети недоступен симулятор, и никогда не будет доступен.

Заключение

Не всё так безрадостно. Создать, настроить и научиться использовать свой симулятор можно, и можно в любом возрасте. Как это сделать? Легко, об этом я напишу. Гораздо сложнее перестать везде пихать вспоминательный способ мышления. Но и с этим тоже можно справиться - было бы желание.