Найти тему
Стив Май

Как люди думают или почему так сложно научить думать

Вот как человек решает поставленную перед ним задачу? Думает над решением?

Сначала, давайте честно ответим для себя на вопрос: что значит "думать"?

Часть первая, в которой я опять повторяюсь.

Внешний алгоритм

Над чем и как нужно думать, чтобы следовать уже готовому алгоритму? Надо следить за правильным выполнением алгоритма. Не нарушать шаги - раз, использовать нужные ресурсы - два.

Если взять примером задачу по какой-нибудь физике, то шаги - это формулы, а ресурсы - числа из "дано".

Думать о результате, в общем-то, не требуется, о результате подумал тот, кто этот алгоритм создал.

Как в этой ситуации развивается мыслительный процесс человека.

Внешние алгоритмы лежат в памяти довольно бессистемно. Нет, не совсем так. Система там есть, но она не очень-то учитывает смысл алгоритмов. Ну потому что смысл в готовом алгоритме искать - бесполезное занятие. Алгоритм имеет смысл только исполнять. Хранятся алгоритмы в ассоциативных цепочках. (Если кто смотрел сериал "Шерлок" с Камбербэтчем , там была серия, где как раз описывался подобный способ хранения, доведённый до Абсолюта.) Поставленная задача вызывает в памяти ряд ассоциаций, которые приводят к нескольким алгоритмам. Из них выбирается наилучший (релевантный). Что это могут быть за ассоциации? Совершенно любые - запахи, звуки, тексты, картинки, отдельные слова и целые фразы. Чем больше совпадений с сохранённым набором ассоциаций, тем больше шансов, что выберется именно этот алгоритм.

Возвращаясь к примеру с физикой - это ключевые слова, словосочетания, иллюстрации к задаче. Как правило, ассоциациями выступают и ресурсы, поэтому порой трудно отделить "формулу" от "чисел" в цепочке. Единицы измерения (Ньютоны, метры), обозначения (сила F равна...) и так далее.

Отслеживать ассоциативные цепочки очень трудно, но интересно. Порой в них вклиниваются очень дикие вещи, например, дорисованная ручкой какого-нибудь двоечника картинка в учебнике.

Собственно, повторюсь, думать тут сильно не требуется, кроме вопроса "какой вариант больше подходит". Хотя, иногда возникает проблема "нет достаточно релевантного варианта". В этом случае мысль идёт по пути поиска наиболее удачного месторождения алгоритмов. Можно попытаться поискать, где "списать", можно отказаться от выполнения алгоритма вовсе. Самый интересный для изучения вариант - это собрать алгоритм из кусочков других, согласуясь с ассоциациями не вкупе, а по отдельности.

Когда алгоритм найден, мыслительный процесс переключается на попытки вклинить ресурсы в этот алгоритм - попросту вставить числа в формулу.

И что получилось в результате - то и ответ.

То есть, в общем и целом, тут мыслительного процесса нет. Есть процесс вспоминания (довольно сложный), процесс вычислений (тоже нетривиальный). Но думания нет.

Как же происходит само думание? Как люди думают "по-настоящему"?

Часть вторая, в которой становится интереснее.

Внутренний алгоритм

Когда человек думает - он не пытается вспомнить. Этого не требуется (а если потребуется, мозг сделает это за вас). Человек делает.

В голове у каждого из нас есть такой... эм... Я называю это "симулятор". Слово не совсем моё, но оно лучше всего подходит.

Воображариум.

Сейчас, я думаю, многие уже поняли, про что я говорю. Это такой виртуальный мир, "копия" окружающего нас мира, в котором мы можем мысленно сделать... что-нибудь. Да всё, что угодно.

Кто для чего использует свой симулятор. Кто-то в нём мечтает о несбыточном, кто-то прокручивает старые диалоги и даёт в них новые ответы...

Кстати, этот симулятор запускается автоматически, когда мы читаем или слушаем книги. (Это важно, запомните этот абзац).

Так вот, думая над решением Задачи (физической, например), человек запускает симулятор, в котором у него появляется копия ситуации, описанной в Тексте задачи. В симуляторе человек может покрутить каждый объект, посмотреть, как он взаимодействует с другими, что-то изменить. Вплоть до того, что поменять законы Природы, и получить весьма странные, но любопытные результаты. В симуляторе можно - и нужно - выполнять разного рода измерения, проверки, тесты, пытаться зайти с разных сторон - с начала, с конца, из середины.

Надо ли говорить, что при вспоминании внешнего алгоритма симулятор не запускается вовсе, или запускается в самом примитивном, поверхностном варианте?

Часть третья, в которой сложно

Научить думать

"Думать" можно в двух смыслах: в смысле вспоминания и в смысле симуляции.

"Думать" можно на двух уровнях: сознательно и на автомате.

Из этих пунктов собирается четыре варианта думания:

  • Как думает отличник, отвечающий у доски таблицу умножения? (ответ: вспоминает на автомате)
  • Как думает писатель, который пишет книгу? (ответ: воображает сознательно)
  • Как думает физик, решающий задачу? (ответ: воображает на автомате)
  • Как думает человек, пытаясь вспомнить слово? (ответ: вспоминает сознательно)

Какой из вариантов "думать" наиболее правильный?

Правильные все, они все нужны. Однако есть некоторый перекос.

У воображариума-симулятора есть очень мощное преимущество: он позволяет решать задачи, к которым нет алгоритма. Не вспомнить решение, а придумать его.

Современная Школа (в широком смысле слова) очень активное стимулирует способы вспоминаний, но совершенно игнорирует (а часто и презирает) симулятор. Почему? Потому что он гораздо сложнее.

В современной действительности научить(ся) вспоминать можно очень легко. Этому способствует буквально всё: и школа, и детсад, и обучающие/развивающие ютьюбы... Я бы даже сказал, этому учить не надо. Человек как-то сам легко с этим справляется. Да даже просто сказать: повторяй, пока от зубов не будет отскакивать.

А вот научить(ся) использовать симулятор - очень тяжело. Не в смысле, что это принципиально труднее (хотя, в какой-то степени, это так и есть), а в том смысле, что этому противостоит буквально всё: и школа, и детсад, и ютьюбы...

С симулятором есть несколько неочевидных трудностей:

  • Во-первых, надо научить человека вообще его запускать
  • Во-вторых, симулятор нужно "настроить" на решение определённых задач
  • В-третьих, необходимо научить человека использовать этот симулятор для решения задач

Часть четвёртая, в которой мы перестаём витать в облаках

Действительность такова, что в школе и в вузе к учителю приходят дети, не обладающие настроенным симулятором. Да зачастую вообще даже запускать не умеют.

Поэтому учителю приходится решать целый ворох проблем. И научить ребёнка запускать симулятор, и настроить его, и научить пользоваться... Всё сразу. Тридцать раз.

Это, конечно, если учитель вообще в курсе принципа работы симулятора. А то ведь сейчас большинство учителей как раз сами таким симулятором не обладают.

В общем случае, это неподъёмная задача. Поэтому учителя выбирают более примитивный, но и более быстрый способ - совершенствовать способы запоминания (там даже создавать ничего не надо).

Кстати, знаете, что отличает нейросеть от мыслящего человека? Как раз способ мышления: нейросети недоступен симулятор, и никогда не будет доступен.

Заключение

Не всё так безрадостно. Создать, настроить и научиться использовать свой симулятор можно, и можно в любом возрасте. Как это сделать? Легко, об этом я напишу. Гораздо сложнее перестать везде пихать вспоминательный способ мышления. Но и с этим тоже можно справиться - было бы желание.