"Мастер" — Впервые на русском – роман Колма Тойбина, автора «Волшебника» и «Бруклина», книга – финалист Букеровской премии, лауреат Международной Дублинской премии IMPAC, «изысканное освещение внутреннего мира Генри Джеймса» (New York Times). Современный классик отдает дань уважения одному из столпов американской и мировой литературы, предтече модернизма. Выдающийся художник, мастер тонкого психологического портрета, показан во всей своей уязвимости и одиночестве – от провала постановки его пьесы «Гай Домвиль» в лондонском театре Друри-лейн, пока в соседнем театре публика рукоплещет премьере «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, до визита в провинциальный английский городок Рай, где Джеймс поселился на склоне лет, его брата, философа Уильяма Джеймса, и с многочисленными реминисценциями к ключевым эпизодам биографии прославленного добровольного изгнанника, который предпочел Лондон, Флоренцию и Париж родному Бостону…
«Негромкий шедевр, работа необычайной серьезности и сопричастности, раскрывающая нам гения во всей его человеческой полноте. И написан этот глубокий роман – не побоимся слова – мастерски» (New York Observer).
Есть книги, которые оставляют на душе дорожки слёз и вкус полыни на губах. И "Мастер" стала для меня такой книгой. Собираясь писать о ней отзыв, я готовилась, писала заметки. Но как только собралась их переписывать, поняла, что это всё не то. Поэтому будет сумбурный, но искренний рассказ.
"Мастер" — это роман о жизни одного из выдающихся мастеров прозы Генри Джеймса, роман настолько пронзительно-острый в моменты откровенности и правдивости бытия. Прочитав его, у вас возникнет ощущение, словно вы читали исповедь несчастного человека. А счастливым я его не могу назвать. И хотя я понимаю, что многое осталось за кулисами книги, я восхищаюсь трудом автора, который сделал так, что жизнь талантливого мастера была понятна простому читателю. Теперь я точно знаю, что все сюжеты Джеймса несут личную и в большинстве случаев трагичную печать. С особым трепетом я читала, как зарождались первые строки его романов и рассказов.
Что касается личной жизни, это был одинокий человек, очень тонкой душевной организации. И да, причина одиночества кроется в семье. Автору удалось тактично, но ярко осветить отношения Джеймса с родными. У меня такое впечатление, что он словно растворялся на фоне семьи. Хотя они ничем таким не блистали, но даже, когда он жил в Лондоне, его брат Уильям с ужасающей меня бестактностью обсуждал книги Генри. Всё ему было не так.
Книга начинается с того, что пьеса Генри провалилась, и он, чтобы скрыться от позора, едет в Ирландию. Там он гостит у семьи Вулзли и среди гостей этот Уэбстер, который начал задавать бестактные и грубые вопросы. Джеймс был огорчён, что человек так извратил суть его романа. И вечер был испорчен. Но в финале он ещё и опозорил его, сказав, что имел переписку с Уйальдом, и тот хвалился, что его постановка "Идеальный муж" обошла постановку Джеймса.
Как вы можете понять, книга имеет три слоя повествования. Первый — это личные и семейные отношения. Второй — это муки творчества, и завершает это всё жизнь и переживания. Сразу вы не поймёте, где и о чём идёт речь. Но ближе к финалу у вас сложится мозаика личности и судьбы Мастера. Колм Тойбин оставил финал открытым, что только подпитывает желание прочитать полную биографию Генри Джеймса, а также познакомиться с его работами.