Найти в Дзене
Эхо Победы

Переговоры главкома Автономова с полковниками Слащовым и Шкуро

В этой статье рассмотрим переговорный процесс между Главкомом Революционной армией Северного Кавказа А.И. Автономовым и полковниками Я.А. Слащовым и А.Г. Шкуро. Сразу возникает вопрос – как первый красный командир на Кубани пошёл на переговоры с отъявленными белогвардейцами??? Начнем с того, что отбросим послезнание. В ходе Гражданской войны Слащов и Шкуро «вышли» в генералы и занимали высокие посты в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Но в апреле 1918г. оба они были отставные военные, проживающие в районе Пятигорска. Ни один из них ещё не выступил открыто против Советской власти. Поэтому клеймо контрреволюционера на Автономова вешать не будем. Для Автономова в то время Слащов и Шкуро были успешными полевыми командирами 1-й Мировой войны, а советские войска испытывали дефицит опытных командных кадров. Об этих переговорах со стороны красных источников подробного описания нет. Со стороны белых о переговорах имеются два подробных источника обоих участников – Слащова и Шкуро. На
А.И Автономов и Я.А. Слащов. Фото из открытых источников
А.И Автономов и Я.А. Слащов. Фото из открытых источников

В этой статье рассмотрим переговорный процесс между Главкомом Революционной армией Северного Кавказа А.И. Автономовым и полковниками Я.А. Слащовым и А.Г. Шкуро. Сразу возникает вопрос – как первый красный командир на Кубани пошёл на переговоры с отъявленными белогвардейцами???

Начнем с того, что отбросим послезнание. В ходе Гражданской войны Слащов и Шкуро «вышли» в генералы и занимали высокие посты в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Но в апреле 1918г. оба они были отставные военные, проживающие в районе Пятигорска. Ни один из них ещё не выступил открыто против Советской власти. Поэтому клеймо контрреволюционера на Автономова вешать не будем. Для Автономова в то время Слащов и Шкуро были успешными полевыми командирами 1-й Мировой войны, а советские войска испытывали дефицит опытных командных кадров.

Об этих переговорах со стороны красных источников подробного описания нет.

Со стороны белых о переговорах имеются два подробных источника обоих участников – Слащова и Шкуро.

Начнем со Шкуро. Кстати, похоже, А.Н. Толстой образ И.Л. Сорокина в «Хождение по мукам» писал из воспоминаний Шкуро о приеме у Автономова. В роскошном салон-вагоне у Автономова находятся хорошенькие дамы и богато сервированный и украшенный цветами стол. Автономов, большой любитель выпить, естественно как барин встречает гостей – бедных полковников Шкуро, Слащова и Датиева. Автономов, высказывая ироничное отношение к Советской власти, ищет сближения сближения с офицерством и казачеством. И вишенка на торте: «…Автономов объяснил мне, что он едет на днях в Екатеринодар, где совместно с Сорокиным арестует местный ЦИК и пришлет мне затем в бронированном поезде 10 000 винтовок, пулеметы и миллион патронов, а также крупную сумму денег. Я же должен обязаться гарантировать ему и Гуменному жизнь и прощение со стороны белых войск в случае удачного осуществления его планов. Автономов хвалился, что он уже при посредстве Гуменного передал Добровольческой армии на станции Тихорецкой несколько составов с вооружением. Из последующего рассказа его о численности и дислокации Добровольческой армии я убедился, что разведка у него была поставлена образцово.

Добровольцы нас непременно поколотят, несмотря на свою малочисленность, сказал Автономов, ибо население ненавидит большевиков, а белых оно не знает и склонно их идеализировать. Быть может, впоследствии и большевистский режим окажется не таким, за который его склонны считать…». (Записки белого партизана А.Г. Шкуро. 2004г.)

После этой цитаты я был готов заплакать. Автономов с Гуменным (комиссаром) находятся в сношениях с Добровольческой армией, загоняя ей боеприпасы!!!??? Что-то ничего подобного Деникин про Автономова не упоминал. И прощенье только через Шкуро можно было попросить. Наверно на коленях Автономов стоял. О каких гарантиях может идти речь, неужели в тот период Шкуро был одним из "решал" белого Юга? Добровольческую армию Корнилова, прошедшую огнем и мечом по Кубани, где в каждой станице её казаки встречали пулеметным огнем – никто не знает и идеализирует! Добровольцы нас непременно поколотят – и это говорит тот, кто в пух и прах разгромил корниловцев под Екатеринодаром. Да, казачество откачнулось от Советской власти, но это было позже – летом 1918г.

В целом из воспоминаний Шкуро можно узнать, что переговоры были. Но фактуры – ноль и только бред и выдумки неудачника.

Переходим к воспоминаниям Слащова. Здесь нет никакого упоминания про гулящих женщин, сервированные столы и пьяные оргии в салон-вагоне. Слащов указывает, что Автономов пытался, опираясь на патриотические чувства, привлечь офицеров для противостояния германской угрозе. На пост главнокомандующего рассматривался генерал Радко-Дмитриев. Автономов и Буачидзе (пред. Терского Совнаркома) обратились к Слащову с просьбой о составлении плана обороны Северного Кавказа от германской армии. Слащов, составив план, считал, что оборону нужно строить фронтом на запад, опираясь на Царицын. Екатеринодарское направление прикрывалось завесой партизанских отрядов. Фактически это был план ухода Советской власти с Северного Кавказа добровольно!

Итого подведем цели и итоги переговоров Автономова с Слащовым и Щкуро.

  1. Попытка массово привлечь кадровых офицеров на службу в Красную армию, резко повысив боеспособность частей.
  2. Попытка найти общий язык с казачеством, с последующим привлечением на сторону Советской власти.
  3. Проведение общего митинга с присутствием и выступлением с патриотическими призывами на нём офицеров – грамотный психологический маневр – контрреволюционные элементы, видя своих предводителей со словами поддержки Советской власти, были деморализованы непониманием ситуации. Радко-Дмитриева возили в автомобиле именно для этого. Фактически готовившееся контрреволюционное восстание было отложено до середины июля 1918г.
  4. План обороны, составленный Слащовым, не отвечал ситуации и ставил советские войска в крайне невыгодное положение, а Деникину предоставлял большие возможности. Автономов, раскусив посыл Слащова, действовал от противного, поэтому интерес к Слащову полностью пропал.

Переговоры с офицерами безусловно ударили по авторитету Автономова и пламенные революционеры «Рубин – Шнейдерман и Ко» этим воспользовались, сместив главкома. Но ситуативно Автономов решил на определенное время серьезную задачу.

По теме:

Чем отличалось Кубанское казачье войско от Донского в Гражданскую войну

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.