Спектакль по пьесе Н.В. Гоголя « Женитьба» в Александринском театре.
Постановка Валерия Фокина - это всегда глубокий текст. До сих пор вспоминаю его спектакль «Шинель» с Мариной Нееловой на малой сцене «Современника». Это абсолютный шедевр!!!
Шли с подругой на спектакль « Женитьба», понимая, что нас ждет что-то интересное. И не обманулись.
Спектакль прекрасный и по замыслу, и по исполнению.
На бытовом уровне пьеса о том, как мужчина сбежал из-под венца. Словом, анекдот.
Рядом со мной молодая девушка хохотала громко и от души весь спектакль. Ее взрывам хохота вторил зал. Блестящий язык Гоголя, нелепые ситуации, великолепная игра актеров создавали атмосферу веселья. И это здорово! Значит, попал режиссер. Удалось показать всю нелепость персонажей и их жизни.
Ну а если вспомнить, что Гоголь - христианский мистик, то понятно, что спектакль не столько о неудавшейся женитьбе, сколько о мнимой, фантомной реальности.
Все женихи выезжают на арену борьбы за руку Агафьи Тихоновны ( Василиса Алексеева) на коньках. Этот режиссерский ход создает символический подтекст. Скольжение символизирует их участие в соревновании, в балагане, но никак не в реальном сватовстве, поскольку участников сразу шесть. Подколесину ( Владимир Кошевой), например, вдруг захотелось иметь рядом с собой детишек и молодую девицу. Иван Павлович Яичница ( Степан Балакшин) мечтает о приданом. Он и приходит со списком. Моряк Балтазар Балтазарович ( Валентин Захаров) вообще о любой женщине. Для него они все розанчики. Никанор Иванович Анучкин ( Виктор Шуралев) о том, чтобы его жена непременно говорила по-французски, хотя сам он на этом языке не изъясняется.
Агафья Тихоновна тоже не знает, кого ей выбрать. У нее даже появляется странная фантазия слепить своего Франкенштейна из лиц претендентов. Ни о каких настоящих, реальных отношениях и речи не идет. Все начинается с фантазий. Кочкарев ( Иван Ефремов) так и говорит, что эти люди действуют «черт знает из чего». Ключевое слово - «черт», потому как черт любит пустоту.
Гоголь верил в реальное присутствие зла в мире и его влияние на человека. Пустота в душе, заполняемая фантазиями, творит свой, особый мир. Кто-то спросит, а есть ли реальность? Для верующего человека, каким был Н.В.Гоголь, есть. Это жизнь души, для которой мотивом поступков является не фантазия, а реальные чувства к другому человеку. А в этом спектакле на сцене люди, у которых души как бы замерли или замерзли. И жизнь души превратилась в скольжение, кружение в мире фантазий. И себя они мыслят значительными, выставляя напоказ то, чем больше всего гордятся. Анучкин губами «как малина». Яичница - служебным портфелем. Балтазар Балтазарович Жевакин - Сицилией. Словом, чем-то внешним. Валерий Фокин даже придумал для них пьедесталы , на которых они возносятся над зрительным залом в своем ослеплении от собственной значительности.
Фантомы - сценарии, которые порождают все персонажи пьесы начинают сталкиваться друг с другом и лопаться как мыльные пузыри, потому что их прожекты - пустышки. Их не интересует Агафья Тихоновна как человек. Мнение о ней меняется у них как флюгер: « и нос длинный, и по-французски не знает». А после вдохновенной речи Кочкарева Подколесин вдруг прозревает: « Да теперь-то я опять вижу, что она как будто хороша.» Поэтому Кочкарев легко изгоняет женихов, рассекретив невесту. У нее нет приданого, на которое рассчитывает Яичница. Она не говорит по-французски и тд.
Мечта Кочкарева женить Ивана Кузьмича Подколесина тоже не удалась. Кочкарев взялся это сделать только потому, что его собственный брак оказался неудачным. Он хотел не осчастливить приятеля, а подгадить Подколесину. Его роль во всей истории очень напоминает в версии В.Фокина проделки черта или его аватара - Джокера.
Женитьба превращается не в таинство Христово, а в странное действо. Отсюда инфернальный синюшный свет, черное окно-бездна, из которого появляются персонажи-маски. Сцена напоминает каток: люди гоняют на коньках, не задумываясь о том, что «скользим мы бездны на краю».
И все-таки души у них иногда просыпаются и болят, как, например, у Балтазара Балтазаровича и Агафьи Тихоновны. Балтазар - моряк, он отдал флоту всю жизнь. И смысл в его жизни был. И теперь, будучи калекой, он хочет найти просто женщину. Его не интересует приданое. Но абсурд в том, что он сватается к разным женщинам уже семнадцатый раз! Бальтазару все равно, на ком жениться. Он живет ненастоящей жизнью.
Агафья Тихоновна тоже. Это Кочкарев разогнал всех женихов и внушил девице, что Подколесин лучше всех. Абсурд ее брачной фантазии в том, что она бы вышла замуж за всех. Она гадает: «Остается только положить их в ридикуль, зажмурить глаза, да и пусть будет, что будет.» А концовка гадания: «Ух! все! все вынулись!»
Агафья Тихоновна никого в сущности не любит и выбирает суженого по подсказке Кочкарева, которого тоже едва знает. Молодая девушка мечтает о замужестве с дворянином. И опять фантазия, жизнь в придуманной реальности. Ее искренне жаль, но концовка пьесы предсказуема.
В. Фокин привнес еще одну символическую деталь. На протяжении спектакля на сцене горит свеча, которая зажженна рядом с лежанкой Подколесина до начала спектакля. В конце пьесы он задувает эту свечу. Свеча, как известно, символизирует свет души, и потухшая свеча становится обозначением духовной смерти героя. А слуга Степан накрывает его одеялом как умершего.
В спектакле также режиссер выявил сходство пары Подколесин-Степан и Обломов-Захар. Оно основано на том, что сон есть смерть. Подколесин спит и мечтает, как Обломов. Степан пьет, и большая часть его жизни проходит в бессознательном состоянии.
У Гоголя нет прямого указания на смерть души. Сама фантасмагория и есть указание на странную, фантомную реальность, которая множит и множит эти абсурдные миры. И здесь может быть все: и бегство через окошко за минуту до свадьбы, и сватовство шестерых женихов одновременно, и почти удавшаяся интрига Кочкарева поженить незнакомых людей за один день, и женщина, похожая на подушку, и самое страшное - смерть души при жизни.
Очень рекомендую к просмотру!!!
Сценография и костюмы созданы Александром Боровским.
Музыка Леонида Десятникова.