Этот зал под номером 14 показался мне совсем небольшим. Хотелось проскочить его побыстрей, ибо накопившаяся определённая усталость пока мягко, но все же давала о себе знать.
Тем более, что композиция предметов в зале постоянная и доступна для обозрения в любое свободное время. Но не случилось. Почему? Виной тому гравюра.
Зал Капитанской дочки. Его герои простые люди, оказавшихся в водовороте бурных событий пугачевской войны и чьи портреты здесь представлены. Но, оглядевшись, я замечаю, что композиция поделена на два враждующих лагеря: монархическое государство и взбунтовавшийся народ.
Налево и мы с народом. Из самого значимого здесь портрет Е. И. Пугачева, принадлежащий П.А. Вяземскому. С него была выполнена гравюра, приложенная к «Истории Пугачевского бунта». Или вот первый указ Е.И.Пугачева губернатору Красногорской крепости.
А направо, она, Екатерина II, на знаменитой гравюре Н.И. Уткина с оригинала В.Л. Боровиковского.
В заключительной сцене «Капитанской дочки»: именно такой домашней и увидела Екатерину II в Царском селе Маша Миронова. Мне так понравилась гравюра, что я возвращаясь к ней вновь и вновь, никак не хотела расставаться с императрицей и ее любимой левреткой Земирой.
За Екатериной II - памятник. Это кагульский обелиск, поставленный в честь русского полководца, разбившего превосходившую его количеством армию турок.
На бронзовой доске обелиска вот такая надпись:
«В память победы при реке Кагуле в Молдавии- июля 21-го дня 1770 года под предводительством генерала графа Петра Румянцева - российское воинство числом семнадцать тысяч - обратило в бегство до реки Дуная турецкого визиря Галиль-Бея - силою полуторастотысячной».
Пушкин воспроизводил внешний облик этого памятника, когда в возрасте 15 лет он писал о нем впервые в «Воспоминаниях в Царском селе»:
«В тени угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой»
Так вот, Пушкин помнил об этом памятнике всегда и поэтому, именно сюда, на место любимых прогулок Екатерины II , привел он свою героиню , Машу Миронову, просить грозную и самовластную царицу за жениха, юного офицера Петрушу Гринева. А я вспомнила, что когда-то читала об этом в одной полезной и жутко интересной книге, это было пособие для учителей по литературе. Как хорошо, когда мама учитель литературы!
Обелиск сохранился и до наших дней, правда нет уже вокруг него угрюмых сосен ( уцелела лишь одна могучая сосна, поцарапанная пулями в 1941 году), но можно легко представить как гармонически сливалась темная хвойная зелень небольшой сосновой рощи с величественным и строгим мрамором памятного обелиска.
Итак, работу над романом «Капитанская дочка» Александр Сергеевич начал в 1832 году, а закончил только в 1836 году. И как всегда, между двумя датами напряженный, добросовестный труд поэта по изучению многочисленных архивных материалов, внимательное чтение на русском и европейских языках печатных источников, относящихся к пугачевской войне, поездка по местам описываемых событий, встречи и встречи со многими людьми.
В 1834 году будет напечатана пушкинская «История Пугачева», названная по повелению Николая I
«Историей Пугачевского бунта». Произведение Пушкина –историка создавалось одновременно с «Капитанской дочкой». Обретенная в работе над архивными документами историческая правда воплотилась в правду художественную в романе об Емельяне Пугачеве.
А обелиск и прогуливающуюся в парке около него Екатерину можно увидеть на картине Владимира Боровиковского в двух вариантах— На фоне Чесменской колонны, 1794, в ГТГ, и на фоне Кагульского обелиска 1800—1810, в Русском музее.
К слову, второй Кагульский обелиск находится в Городе Вулканешты в Гагаузии, на юге современной Молдавии, на месте победы русской армии в битве при Кагуле 1770 года — одном из главных сражений русско-турецкой войны 1768—1774 года. Памятник воздвигнут намного позднее, в 1849 году по проекту Ф. К. Боффо.
Идея сооружения памятника предлежит генерал-губернатору Новороссии и наместнику Бессарабии граф М. С. Воронцову. Памятник расположен на высоком холме, где во время битвы располагалась ставка главнокомандующего турецкой армией Халиль-Бея.(Галиль-Бея).
Ну, а последняя страница пушкинского романа помечена заветным днем Лицея-19 октября. С этой датой он вышел в свет. В зале можно увидеть издававшийся Пушкиным журнал «Современник», в четвертом номере которого (декабрь,1836) и была напечатана «Капитанская дочка».
И по поводу чудесной гравюры Николая Ивановича Уткина. За нее он был избран членом Антверпенской (1828) и Дрезденской (1831) Академий, и впоследствии получил золотую медаль саксонского короля. Она получила широкую известность в Европе и лестные отзывы Парижа и Лондона.
По сравнению с оригинальной картиной Боровиковского существуют небольшие изменения: несколько сентиментальной картине Николай Иванович придал черты монументального величия и особой торжественности. В новой технике портрет стал более параден и официален. И ещё раз, он бесподобен воочию! Поверьте!
Статья написана после посещения Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке 12/2 .
Спасибо за ваше внимательное прочтение, за комментарии, лайки! Не забывайте, обратная связь важна для мотивации автора в написании новых статей.