Найти в Дзене
skazohniza-m4rk

Н. Кочин - мой земляк. Часть 3. Первый успех

В 1924 г. Кочин окончил педагогический институт и был назначен директором в уездную среднюю школу в г. Павлов-на-Оке. Кроме того, он преподавал и в вечерней школе рабочей школы, в которой у него сложились довольно теплые отношения с детьми рабочих и мелкой буржуазии, учившихся там. Впрочем, стоит ли этому удивляться? Ведь они, как и Кочин ранее, писали стихи и нередко приходили к тому домой обсудить свое творчество: "Их мечты были головокружительны:или они создадут роман в шести книгах о революции во всем мире, или поэму, вроде "Евгения Онегина", о герое нашего времени. Я их хорошо понимал:ведь я сам пережил подобные мечты, и теперь мне было жалко разрушать эти иллюзии". К тому же, вдохновленный их примером, Кочин после длительного перерыва решил продолжить заниматься творчеством, на этот раз обратившись к прозе. Вскоре им был написан рассказ "В лесах", с которого начался его путь как прозаика. В основу его был положен факт, произошедший в уезде писателя и очень глубоко потрясший его

В 1924 г. Кочин окончил педагогический институт и был назначен директором в уездную среднюю школу в г. Павлов-на-Оке. Кроме того, он преподавал и в вечерней школе рабочей школы, в которой у него сложились довольно теплые отношения с детьми рабочих и мелкой буржуазии, учившихся там. Впрочем, стоит ли этому удивляться? Ведь они, как и Кочин ранее, писали стихи и нередко приходили к тому домой обсудить свое творчество:

"Их мечты были головокружительны:или они создадут роман в шести книгах о революции во всем мире, или поэму, вроде "Евгения Онегина", о герое нашего времени. Я их хорошо понимал:ведь я сам пережил подобные мечты, и теперь мне было жалко разрушать эти иллюзии".

К тому же, вдохновленный их примером, Кочин после длительного перерыва решил продолжить заниматься творчеством, на этот раз обратившись к прозе. Вскоре им был написан рассказ "В лесах", с которого начался его путь как прозаика. В основу его был положен факт, произошедший в уезде писателя и очень глубоко потрясший его. В центре повествования - судьба молодой учительницы-девушки-комсомолки, которая стала работать в глухой лесной деревеньке. Однажды местные жители обозвали ее ведьмой и потому решили с ней расправиться. Ночью они заперли двери школы, где жила учительница, а затем сожгли ее живьем.

В 1925 г., поехав преподавать в Туапсе, Кочин заезжает в Москву, решив показать свой рассказ А. Воронскому, редактору журнала "Красная новь".Тот одобрил его произведение, и спустя какое-то время рассказ был напечатан в "Комсомольской правде".

Поэтому в Туапсе писатель стал и дальше писать рассказы, тратя на них все свое свободное время:

"Я не вел подсчета, сколько и чего я написал за это время. Но написал много. Описывал любовные случаи на фоне гор и моря. Пережитки кровной мести у горцев на фоне гор и моря.Душевные страдания кавказца в борьбе с мужчиной -извозчиком из-за замужней изящной дамы на пляже на фоне гор и моря..."

Однако многие его коллеги над ним смеялись, пренебрежительно называя Николая "сочинителем". Поэтому Кочин понимает, что надо искать в городе единомышленников- людей, для которых творчество - вовсе не пустой звук. И вскоре он знакомится с начинающими писателями, некоторые из которых оказали большое влияние на его дальнейшую судьбу. Среди них, конечно, были и графоманы. Самый видный из них-это Гнат Чуприна:

"Терпением и упорством они (графоманы)превосходили Бальзака. И хоть не умели напечатать ни строчки, до конца жизни верили в успех, самозабвенно любили литературный труд и литературу. Гнат был самым типичным из них. Свой скудный гонорар он тратил, при больной жене и голодных детях, на перепечатку рукописей, на бумагу, на почтовые расходы, нисколько не смущаясь молчанием редакций...
- Так же вот не отвечали и Джеку Лондону...- говорил он, подергивая шеей и горько улыбаясь. - Творчество требует жертв".

Именно по инициативе этого Игната в Туапсе в 1926 г. организуется ТАПП ( Туапсинская ассоциация пролетарских писателей) по примеру РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей). Он руководствовался тем, что литературный вечер, на котором будет выступать Кочин с лекцией о литературе и в частности - со стихами Есенина, будет непременно сопровождать успех. И потому будет в связи с этим легче продвигать свои произведения и стать успешным писателем.

Однако литературный вечер превзошел все их ожидания. Ибо стихи Есенина вызвали неоднозначную реакцию. Кто-то был в восторге. А кто-то, напротив, всячески поносил хулиганские стихи Есенина и требовал бороться с есениновщиной.

Надо сказать, что этот вечер оказал большое влияние на судьбу Кочина. Так, на следующий день его вызвал к себе директор школы, в которой преподавал Кочин, и поведал об одном интересном факте, имевшем место в школе. К Гаузеру, сыну еврея и часовщика, попала в руки книга стихов Есенина. Вызвали тут же отца, который извинился за сына, а вслед за этим дома последовало соответствующее наказание (чтобы впредь тот не читал книгу , которая "агитировала за воров и мошенников"):

"Но отец не простил. Он его высек и держал целый месяц на черном хлебе".

А Кочина к тому же предложили уволить. В связи с этим директор, с которым у Кочина были прекрасные отношения в студенческую пору, дает совет: не связываться больше ни с диспутами, ни с писателями. Его дело -учить детей русскому, а не общаться с кем попало.

Конечно, Кочину было тяжело отказаться от творчества. Но и подводить старого друга тоже не хотел, который сделал для него единственную оговорку:" Писать- пиши, но не печатай".

Внимательно читая произведения Кочина, которые впервые были опубликованы уже после смерти писателя, я подумала о том, как же хорошо, что он не прислушался к этому совету. А пошел своей дорогой, не боясь при этом никаких препятствий и ловушек на пути к своей цели.

Продолжение следует