Ещё недавно был в Москве прекрасный и совершенно уникальный в своëм роде муниципальный театр "Сопричастность". Создал его аж в 1990 году замечательный актëр и режиссёр Игорь Сиренко. И под его руководством за время своего существования театр стал одним из лучших в Москве. Во-первых, Игорю Михайловичу удалось каким-то непостижимым образом собрать под одной крышей талантливейших и необыкновенно красивых актëров. А, во-вторых, его собственный режиссёрский талант сразу задал высокую нравственную и эстетическую планку. Ставили в основном классику (хотя и не только), и делали это (при ограниченных бюджетах) просто потрясающе.
К сожалению, я узнала о "Сопричастности" поздновато, и видела не так много спектаклей. Вера, если ты читаешь, ещë раз огромное спасибо за то, что ты для меня этот театр открыла! Для меня благодаря тебе целый мир открылся...
Я хотя бы успела увидеть "Короля Лира" и "Третью ракету" по Василю Быкову с Сиренко в главных ролях. А ещё поставленные при его жизни чеховские "Вишнёвый сад" и " Цветы запоздалые", "Сверчка на печи" (Диккенс) , " Молчание золото" (Кальдерон), "На дне", " Продавца дождя" и даже кое-что ещё... Меня всегда удивляло умение режиссёров и актёров "Сопричастности" даже второстепенную пьесу поставить и сыграть так, чтобы она стала шедевром. Это оказался театр, куда смело можно было приводить детей на любую постановку: никогда не нарвешься на пошлость и безвкусицу, всё всегда было очень достойно.
К стыду своему, не могу назвать себя большим любителем и тем более знатоком театра. Он до сих пор пугает меня силой вызываемых эмоций. Если спектакль хороший, то обалдеваю надолго от восторга, а если плохой, то расстраиваюсь, и тоже надолго. Я даже кино смотрю редко по той же причине. Вот с книжками и живописью проще как-то, они меня так не выбивают из колеи.
Но мои младшие дети по-настоящему влюблены в театр. И мне приходится, как минимум, их сопровождать, причём теперь я бываю в театре гораздо чаще, чем в молодости. И это хорошо:) А театралами моих дочек сделала именно "Сопричастность". Здесь они узнали, что такое настоящий театр, и спектакли Сиренко для них до сих пор мерило истинного искусства...
К сожалению, Игоря Михайловича не стало в 2021 году. А в 2022 в результате какой-то безумной оптимизации " Сопричастность" объединили с детским музыкальным театром им.Чихачёва. Теперь эта коллаборация называется "Поколение". Я не знаю, в чью больную голову пришла идея сливать серьёзный драматический театр с музыкальным, тем более, с детским... Но получилось мягко говоря странно. И это ещё полбеды. Из репертуара исчезли многие лучшие спектакли. А новые, поставленные приглашёнными режиссёрами, оказались совсем не в традициях "Сопричастности". Грубое и неуместное осовременивание классики, пошлость, гэги... Все болезни нынешнего коммерческого театра добрались и сюда. И так невыносимо тяжко это наблюдать, слов нет...
Приятно удивил нас только "Дядюшкин сон" (режиссер Вадим Данцигер) по известной повести Достоевского (рекомендую). Во многом благодаря блестящей игре Владимира Фролова эта вещь получилась мощной и абсолютно трагической... До слез... Когда смотрела, вспоминала последние годы жизни своей бабушки...
А вот все остальные премьеры были поистине ужасны: "Не все коту масленица", " Мнимый больной", и многие другие... Хотя, казалось бы, как из Мольера можно п#рнографию сделать? А вот можно, оказывается, у режиссёра Олега Ильина (автора пьесы "Брачная ночь втроём", кстати), спросите, как он это сделал...
Не избег участи быть опошленным даже "Ревизор", которого мы посмотрели в прошлое воскресенье.
Мы с дочками часто ходим в театр на постановки произведений из школьной программы. Мне кажется, это очень правильно, и укрепляет любовь к классике. И именно "Ревизора" давно хотелось увидеть, особенно Соне. Ну и мы увидели... Выбирали ведь из многих "Ревизоров" Москвы...
Меня с самого начала напрягло то, что весь гоголевский текст оказался разрезан на куски и склеен заново. Скажите, зачем? Неужто пьеса так несовершенна, что нуждается в радикальной перекомпоновке?
Зрителю предлагается опрокинутый сюжет: в самом начале спектакля мы видим то, что происходит уже ближе к концу. И по ходу действия временные пласты несколько раз перемежаются. Для чего, я так и не поняла. Можно, конечно, меня, филолога, специалиста по русской литературе, назвать ничего не смыслящей в анализе текста, и тем более в трендах современного театра, но мне всё это страшно не понравилось. В зале было много школьников, и если они "Ревизора" не читали, то просто не поймут ничего. А у моих детей, которые читали, это тоже вызвало недоумение. Как и то, что, например, о приезде ревизора городничий узнаёт сидя в бане, а во многих сценах присутствуют герои, которых там быть не должно. Но это ещё полбеды...
"Ревизор" нынешнего театра "Поколение" перенасыщен пошлостью. При том, что гриф вроде бы 12+. И при том, что на сцене был всё тот же собранный Игорем Сиренко уникальный актёрский ансамбль. Жену и дочь городничего, например, режиссер Сергей Векслер заставил натурально задирать перед Хлестаковым юбки, а на прощанье махать несостоявшемуся столичному жениху голыми ножками... Мне прямо стало стыдно перед детьми. Они меня в антракте потом спросили: "Мам, что это было?! "
Бедные, бедные великие актёры, как же их было жаль в тот вечер... Ведь играли они просто потрясающе! Да, тому, кто хочет увидеть эталон настоящей актëрской игры, обязательно стоит прийти в этот театр и увидеть те спектакли, которые были поставлены ещё при Сиренко. Но не "Ревизора"...
Александр Шишкин в роли городничего, прекрасная Светлана Власюк в роли его жены, Руслан Киршин (судья), Роман Камышев (почтмейстер), Александр Трубин (Бобчинский), Владимир Баландин (слуга Хлестакова)... Мастерство артистов, как всегда, оказалось на высоте, и только оно принесло нам в тот вечер радость. Дорогие, спасибо огромное! Встреча с Гоголем все-таки состоялась. Цветы были подарены от всей души. Только на ваших натруженных плечах, только на вашей самоотверженности сейчас держится этот театр... Точнее, то, что от него осталось...