Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Выставка “Цвет сквозь эпохи” или Почему у ангелов флюс?

Где: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря Адрес: Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6 До: 16 июня 2024 Посещение выставки только по сеансам: понедельник–пятница — 13:00; 17:00 Выставка «Цвет сквозь эпохи» посвящена деревянной полихромной скульптуре, одному из самых древних и распространенных видов декоративного искусства. Реставрация деревянной полихромной скульптуры — одно из самых ранних направлений деятельности Реставрационных мастерских, организованных в 1918 году И.Э. Грабарем. В экспозиции представлено 40 экспонатов из 10 российских музеев, прошедших реставрацию в Центре. За весьма скромную по нынешним временам входную плату (300 рублей) посетители знакомятся с экспозицией с экскурсоводом в течение 20-25 минут, а затем могут самостоятельно еще около 40 минут насладиться представленными экспонатами и изучить работу реставраторов. “20 минут – это совсем мало”, - скажете Вы, но экспозиция небольшая, а специалист емко и интересно усп

Где: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

Адрес: Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6

До: 16 июня 2024

Посещение выставки только по сеансам: понедельник–пятница — 13:00; 17:00

Скульптурная композиция "Тайная вечеря". Россия. конец XVIII-начало XIX. Дерево, резьба, грунт, желтый полимент, золочение, лак цветной, ткань, тесьма. Реставраторы В.Г.Симонов, Т.Н.Николаева (ткань)
Скульптурная композиция "Тайная вечеря". Россия. конец XVIII-начало XIX. Дерево, резьба, грунт, желтый полимент, золочение, лак цветной, ткань, тесьма. Реставраторы В.Г.Симонов, Т.Н.Николаева (ткань)

Выставка «Цвет сквозь эпохи» посвящена деревянной полихромной скульптуре, одному из самых древних и распространенных видов декоративного искусства.

Крест с Распятием. Третья четверть XIX в. Дерево, резьба, грунт, красочный слой, позолота. Музей-заповедник Дмитровский кремль. Реставратор С.Т.Хасанов
Крест с Распятием. Третья четверть XIX в. Дерево, резьба, грунт, красочный слой, позолота. Музей-заповедник Дмитровский кремль. Реставратор С.Т.Хасанов

Реставрация деревянной полихромной скульптуры — одно из самых ранних направлений деятельности Реставрационных мастерских, организованных в 1918 году И.Э. Грабарем.

Складень трехстворчатый Правздники. Страсти Христовы. Россия. конец XVII в, поновления XIX в
Складень трехстворчатый Правздники. Страсти Христовы. Россия. конец XVII в, поновления XIX в

В экспозиции представлено 40 экспонатов из 10 российских музеев, прошедших реставрацию в Центре.

Стенка саркофага. Древний Египет. VII-I  вв. до н.э. дерево, грунт, красочный слой. Ивановский областной художественный музей. реставратор Л.П.Синицына
Стенка саркофага. Древний Египет. VII-I вв. до н.э. дерево, грунт, красочный слой. Ивановский областной художественный музей. реставратор Л.П.Синицына

За весьма скромную по нынешним временам входную плату (300 рублей) посетители знакомятся с экспозицией с экскурсоводом в течение 20-25 минут, а затем могут самостоятельно еще около 40 минут насладиться представленными экспонатами и изучить работу реставраторов. “20 минут – это совсем мало”, - скажете Вы, но экспозиция небольшая, а специалист емко и интересно успевает рассказать главное о каждой вещи, представленной на выставке. Более подробно Вы можете самостоятельно ознакомиться с информацией на интерактивных экранах. В моем случае экскурсия была практически индивидуальной – нас было всего двое.

Статуэтка Птах-Сокар-Осирис. Древний Египет. VII-I вв.до н.э. Дерево, резьба, грунт, красочный слой, позолота. ГМИ им.А.С.Пушкина Реставратор В.Г.Симонов
Статуэтка Птах-Сокар-Осирис. Древний Египет. VII-I вв.до н.э. Дерево, резьба, грунт, красочный слой, позолота. ГМИ им.А.С.Пушкина Реставратор В.Г.Симонов

Один из древнейших экспонатов, представленных на выставке – статуэтка Птах-Сокар-Осириса из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Птах, великий владыка Мемфиса, покровитель искусства и ремесла, творец материального мира, ассоциировался с тайными силами земли, ее способностью циклически обновляться, давать Осирису победу над смертью. Кстати, греческое название страны – «Египет» произошло от древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», по-гречески - Мемфис). Сокар – древнее мемфисское божество смерти и её преодоления, он почитался в облике забальзамированного сокола, либо мумии с головой сокола. Приблизительно с VIII в. до н.э. в египетском погребальном ритуале появляются фигуры синкретического божества Птаха-Сокара-Осириса, который объединил в себе все черты этих божеств.

Стела с рельефным изображением Мохини. Индия, XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой ГМИ им.А.С.Пушкина Реставратор Л.П.Синицына
Стела с рельефным изображением Мохини. Индия, XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой ГМИ им.А.С.Пушкина Реставратор Л.П.Синицына

Мохини в индийской мифологии - волшебница и чародейка, именно ей удалось забрать нектар бессмертия «Амриту» у асуров (демонов) и передать ее дэвам (богам), сделав их бессмертными. Мохини – единственное женское воплощение бога Вишну, он принял образ самой красивой женщины в мире, чтобы остановить злые планы демонов. Само имя Мохини происходит от корня санскритского глагола «моха» (moha), что означает очаровывать, смущать или обольщать.

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Россия. первая четверть XIX в. дерево (липа), резьба, красочный слой (масло). Переславль-Залесский музей-заповедник. Реставратор Е.А.Куликова
Усекновение головы Иоанна Крестителя. Россия. первая четверть XIX в. дерево (липа), резьба, красочный слой (масло). Переславль-Залесский музей-заповедник. Реставратор Е.А.Куликова

Святого Иоанна Крестителя заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы, т.к. пророк обличал его грехи и злодеяния. Ирод боялся народного гнева, поэтому не казнил святого, но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода, танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде... Вокруг головы Иоанна Крестителя были изображены брызги крови, но реставраторы выяснили, что они относятся к более позднему времени по сравнению со скульптурой. По правилам научной реставрации они были удалены.

Царские врата. Россия. XVII в. дерево, резьба, грунт, золочение, красочный слой, полимент. Переславль-Залесский музей-заповедник. Реставратор Л.П.Синицына
Царские врата. Россия. XVII в. дерево, резьба, грунт, золочение, красочный слой, полимент. Переславль-Залесский музей-заповедник. Реставратор Л.П.Синицына

Центральный экспонат выставки - Царские врата XVII века из коллекции Переславль-Залесского музея-заповедника. Они происходят из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского.

Венец брачный мужской. Россия. Первая половина XVIII в. Дерево, резьба, токарная работа, паволока, левкас, темпера. ГИМ. Реставраторы Л.П.Синицына, С.Т.Хасанов
Венец брачный мужской. Россия. Первая половина XVIII в. Дерево, резьба, токарная работа, паволока, левкас, темпера. ГИМ. Реставраторы Л.П.Синицына, С.Т.Хасанов
Венец брачный женский Россия. первая половина XVIII в. Дерево, резьба, токарная работа, паволока, левкас, темпера. ГИМ. Реставраторы Л.П.Синицына, С.Т.Хасанов
Венец брачный женский Россия. первая половина XVIII в. Дерево, резьба, токарная работа, паволока, левкас, темпера. ГИМ. Реставраторы Л.П.Синицына, С.Т.Хасанов

На выставке экспонируются две пары брачных венцов XVII–XVIII веков из собрания Государственного исторического музея. Отличительной особенностью венцов является то, что они созданы из цельного блока дерева путем выдалбливания сердцевины. Венцы расписаны в темперной иконописной манере.

Иосиф Аримафейский. Россия. Вторая половина XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы Л.П.Синицына, Т.А.Пименова
Иосиф Аримафейский. Россия. Вторая половина XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы Л.П.Синицына, Т.А.Пименова

Скульптура «Иосиф Аримафейский» второй половины XVIII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника представляет тайного последователя Иисуса Христа Иосифа из города Аримафеи. Он просил у Понтия Пилата тело казнённого Иисуса, и, получив разрешение снять его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Иосиф, согласно Евангелию, обвил тело Иисуса плащаницей, здесь святой так и изображен - с концом плащаницы в руках. Скульптура принадлежит композиции «Положение во гроб» (происходит из Ризоположенского монастыря г. Суздаль), включающую в себя гробницу, в которую помещена резная фигура Христа, и девять фигур Предстоящих в рост: Богоматерь, Никодим, Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, две Жены-мироносицы, два ангела.

Ангел. Россия. Вторая половина XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой, цветной лак, позолота. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы В.Г.Симонов, Л.П.Синицына
Ангел. Россия. Вторая половина XVIII в. дерево, резьба, грунт, красочный слой, цветной лак, позолота. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы В.Г.Симонов, Л.П.Синицына

В настоящее время отреставрированы представленные на выставке скульптуры Иосифа и Ангела. Работа над другими фигурами композиции продолжается.

Скульптура "Молодой человек с петухом в правой руке". Германия. XVIII в. Дерево, резьба, ракушки, мастика, наборная работа. Реставраторы Л.П.Синицына, В.Г.Симонов
Скульптура "Молодой человек с петухом в правой руке". Германия. XVIII в. Дерево, резьба, ракушки, мастика, наборная работа. Реставраторы Л.П.Синицына, В.Г.Симонов

Скульптуры в стиле рококо, украшающие павильон «Грот» в музее-усадьбе «Кусково», уникальны, они были изготовлены по оригинальной технологии: на резное дерево и керамику был положен довольно толстый слой мастики, в который, пока он был сырым и относительно эластичным, вставлялись раковины и перламутр, иногда бусины коралла (как на «Обезьяне»). Реставраторы провели масштабную работу по укреплению и укладке деформаций мастичного слоя, укреплению деструктированной древесины, разрушенных раковин и расслаивающегося перламутра.

-14

-15

Для тех, кто не сможет побывать на выставке, привожу фрагменты скульптуры, потому что этими ракушками хочется любоваться бесконечно.

Декоративная скульптура для фонтана "Обезьяна с коробом". Германия. XVIII. Дерево, резьба, мастика, ракушки, кораллы, наборная работа. Реставраторы Л.П.Синицына, В.Г.Симонов.
Декоративная скульптура для фонтана "Обезьяна с коробом". Германия. XVIII. Дерево, резьба, мастика, ракушки, кораллы, наборная работа. Реставраторы Л.П.Синицына, В.Г.Симонов.

Тема сенжери (singerie - в переводе с французского означает обезьяньи выходки, шалости, проделки) вошла в моду в XVII веке, когда во Франции был стиль рококо. Если мы начнем обходить обезьянку, то заметим у нее сзади странную полую трубу.

-17

Реставраторы и исследователи не смогли однозначно ответить на вопрос о ее предназначении. Может быть, из трубы когда-то лилось вино, а может быть, там был фитиль для пиротехнических эффектов.

Херувим. Россия XIX в. дерево, резьба, грунт, полимент, золочение, красочный слой. Переславль-Залесский музей-заповедник. реставратор Е.А.Куликова
Херувим. Россия XIX в. дерево, резьба, грунт, полимент, золочение, красочный слой. Переславль-Залесский музей-заповедник. реставратор Е.А.Куликова
-19

На крыле херувима реставраторы оставили нам три квадратика, которые после выставки уберут. Здесь представлен цвет до реставрационных работ (более темный) и после.

Барочные ангелочки все с несимметричными лицами, такое ощущение, что у них с одной стороны флюс. Дело в том, что на выставке вы можете рассмотреть их вблизи, а в храме они находились очень высоко, и для преодоления оптических искажений одну половину лица мастера изображали больше, чем другую. Когда ангел будет находиться на нужной высоте, вам будет казаться, что его лицо абсолютно пропорционально.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#реставрация #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #центримениГрабаря