«Ты одессит, Мишка, а это значит…»
Так пел в легендарной песне Леонид Утёсов. Но не всякий Мишка одессит и наоборот. Однако наш герой был безусловно родом с этой благословенной земли.
Александр Маринеско родился 2 января 1913 года в портовом городе Одессе в семье рабочих. Хотя рабочими их можно назвать с большой условностью.
Сашин отец Ион Моренеску в 1893 году служа в румынском военном флоте. Во время похода ударил унтер-офицера, за что после возвращения был помещен в карцер. По одной из версий ему грозила смертная казнь и, чтобы избежать такого наказания, Ион переплыл Дунай и бежал в Россию.
Мать – Татьяна Михайловна Коваль родом из Херсонской губернии. Она была домработница в чужих домах.
В 1926 году, в 13 лет Александр закончил Одесскую трудовую школу номер 36, после чего стал учеником матроса торгового флота. В 1927 году он поступает в школу юнг, после окончания которой получает квалификацию матроса первого класса.
В октябре 1933 года Маринеско был призван на службу и направлен для обучения в специальные классы командного состава военно-морского флота РККА в Ленинграде. В тот момент молодая Красная Армия испытывала серьезный дефицит кадров, особенно в части командного состава.
Саша никогда не отличался спокойным нравом и покладистостью, поэтому повышенные требования к дисциплине и строгая регламентация жизни его тяготили. Однако других вариантов устроиться в жизни он тоже для себя придумать не смог.
В ноябре 1937 года, спустя всего год после начала обучения, Маринеско был назначен командиром штурманского сектора подводной лодки «Пикша» Балтийского флота. Еще через год Маринеско получил звание лейтенанта. А в 1939 году он уже командир лодки М-96.
По итогам 40-го года М-96 стала лучшей подлодкой по огневой подготовке на Балтийском флоте.
Осенью 41-го года Маринеску привлекли к дисциплинарной ответственности по линии партии и исключили из кандидатов в ее члены по причине злоупотребления спиртным, полного отсутствия воспитательной работы среди экипажа подлодки, а также лицемерия в вопросе признания своих ошибок.
В апреле 43-го года Александр Маринеско становится капитаном подводной лодки С-13. Но до подвига еще было далеко, ходить было особо негде. Балтийское море полностью контролировалось немцами и их союзниками. Экипаж по большей части занимался боевой подготовкой.
Активная работа подводников в Балтийском море началась только в 44-м году, когда Финляндия вышла из войны, а СССР стал строить там морские базы.
***
Корабль «Вильгельм Густлофф» был построен в 1938 году на деньги немецкого трудового фронта для морских круизов. С начала войны он использовался в качестве госпитального корабля и военного транспорта. 10 палуб. Бесклассовый. 224 2-местных и 223 4-местных каюты.
Сам Вильгельм Густлофф был близким соратником Гитлера и руководил фашистской партией в Швейцарии. Был застрелен в 1936 году.
Корабль считался символом мощи Германии и имел большое значение для фюрера.
22 января 1945 года подводники Балтийского флота получили приказ Верховного главнокомандующего топить все германские корабли, следующие из портов польского поморья в западном направлении.
Немецкий флот до 8 мая 1945 года успел перевезти на запад более 2 млн человек, среди которых было и около 0,5 млн солдат и раненых. Свой вклад в этот процесс должен был внести и «Вильгельм Густлофф».
***
Он вышел из Гдыни, зашел в Данциг и принял дополнительных беженцев. Для охраны судна дали один старый миноносец «Лёве» и торпедолов Ф-19. Однако последний вскоре стал пропускать воду, поэтому его отправили обратно в гавань.
Как видим, лайнер был практически беззащитен. 30 января лайнер ушел в море. По словам офицера, дежурившего на посадке, на судне официально было зарегистрировано 7 956 человек.
Однако после официальных подсчетом на корабле нашли еще около 2,5 тыс. неучтенных пассажиров. Таким образом, всего на «Вильгельме Густлоффе» находилось более 10 300 человек.
Примерно, 8 800 гражданских, включая детей, и 1500 военнослужащих немецкой армии, а также 918 подводников.
В рейсе помимо капитана Петерсона на борту находилось еще 3 капитана.
Они знали об угрозе со стороны советских подводных лодок, но не могли договориться о плане действий на случай угрозы.
«Вильгельм Густлофф» был замечен советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеску около 9 часов вечера в районе Штольб-Мюльбе.
В течение 12 минут Маринеско выпустил по лайнеру 4 торпеды, каждая из которых была с характерной надписью. На первой торпеде было начертано: «За Родину». Еще две торпеды несли такие послания: «За советский народ» и «За Ленинград». На боку последнего снаряда было написано: «За Сталина». Но ирония заключается в том, что именно эта торпеда застряла и могла стать причиной гибели подлодки. К счастью, её удалось нейтрализовать.
Маринеско атаковал со стороны суши, поэтому все три торпеды не были замечены наблюдающими на судне.
Через 40 минут после атаки «Вильгельм Густлофф» сначала лег на борт, а затем за 10 минут затонул носом вперед на глубине 44 метра.
Сразу после торпедирования на судне был подан сигнал экстренной помощи, однако все аппараты связи дальнего действия на судне не работали по разным причинам. Сообщения о бедствии передавались только при помощи коротковолнового передатчика и не были приняты ни одной немецкой станцией.
Сообщение о том, что «Вильгельм Густлофф» подбит было передано только через 30 минут при помощи корабля охранения «Лёве».
Немецкие корабли, прибывшие на место катастрофы смогли спасти только 1 252 человека, среди которых были все 4 капитана.
Большое количество жертв объясняется несколькими факторами: малое количество спасательных шлюпок, температура воды – всего + 4 градуса, воздуха от -10 до -18 градусов Цельсия. Часть пассажиров насильно удерживалась на судне при помощи оружия. Большинство погибших скончалось от переохлаждения в ледяной воде.
Обломки судна находятся в польских территориальных водах до сих пор.
На обратном пути Маринеско со своей подводной лодкой потопил большой военный корабль «Штойбен» 9 февраля 1945 года. На борту судна находилось примерно 4 тыс. человек.
***
Институт морского военного права Германии в Киле, рассматривая этот случай, вынес вердикт: «Вильгельм Густлофф» являлся законной военной целью, поскольку на его борту находилось несколько сотен военных моряков и имелись орудия. У судна отсутствовал статус плавучего госпиталя. Более того немецкое командование в 1944 году объявило Балтийское море районом военных операций.
Интересно, что за 2 дня до выхода подводной лодки в этот поход обсуждался вопрос о придании Александра Маринеско военному трибуналу, поскольку будущий герой вел довольно разгульный образ жизни и имел много столкновений с законом.
По итогам этого похода Александра Маринеску должны были представить к званию Героя Советского Союза, однако в последствии уровень награды был понижен до ордена Красного Знамени.
В начале августа 1945 года Александр Маринеско после многочисленных нарушений дисциплины и случаев нахождения в состоянии алкогольного опьянения при исполнении служебных обязанностей был отстранен от командования подводной лодкой.