Средний возраст военнослужащих ВСУ составляет 40 и больше лет, сообщает Bloomberg. Многие из них пошли на фронт добровольцами. Однако энергии и здоровья стариков начинает не хватать — и поэтому расплачиваться за упрямство Киева теперь приходится молодежи.
В первые дни вооруженного конфликта в армию спешили записаться даже пожилые люди. Но теперь на Украине пришли к выводу, что для отражения российского наступления нужно мобилизовать молодых.
В первые дни российской военной операции, когда тысячи людей бежали из Киева, одна 57-летняя женщина отправилась в противоположном направлении. Людмила Менюк решила записаться добровольцем в армию, чтобы отомстить за сына, погибшего в боях с русскими десятью годами ранее (российские войска не принимали участия в конфликте между ВСУ и силами ЛДНР до февраля 2024 года — прим. ИноСМИ).
Добровольцами стали и многие украинцы ее возраста. Для некоторых, как и для нее, главным мотивом стало четкое желание заменить молодых, которые в противном случае могли погибнуть. "Я хорошо выполняла свои обязанности, — сказала женщина в интервью Bloomberg. — Поэтому я могла спасти жизнь одному молодому украинцу".
Но энтузиазм старшего поколения украинцев, который был выше, чем у молодежи, превратился в недостаток украинской армии. Военные действия тянутся третий год, и ВСУ не в силах отразить российское наступление. Стране не хватает оружия и живой силы, и президент Зеленский громко и открыто говорит о потребности в вооружении. Недавно он начал пожинать плоды своих усилий. Но на более деликатную и болезненную тему, какой является нехватка личного состава в армии, он говорит намного тише.
Давшие интервью Bloomberg солдаты с передовой рассказали, что пакет помощи, утвержденный в прошлом месяце американским конгрессом, сделал менее острой нехватку боевой техники и боеприпасов, которые приходилось всячески экономить, так как никакой определенности с утверждением закона не было. Однако, несмотря на новый закон о мобилизации, снижающий призывной возраст, живой силы все равно не хватает.
"Большинство людей, с которыми я беседую, уже разменяли пятый десяток, — говорит Павел Нарожный, собирающий денежные средства для артиллеристов. — Молодые люди, особенно моложе 30 лет, встречаются довольно редко". Один высокопоставленный военачальник, попросивший не называть его имя, подтвердил эту оценку, сказав, что средний возраст украинского солдата на линии фронта составляет 43-45 лет.
Боевые действия стали ожесточеннее сразу на нескольких направлениях. Это и атаки беспилотников по энергетическим объектам, и залповые пуски ракет, и удары по кораблям на Балтике (так в тексте — прим. ИноСМИ). Но главный камень преткновения — это территории, а поэтому ход конфликта во многом зависит от способности Украины отправлять на фронт пополнение. А это серьезная проблема для страны, население которой в три раза меньше населения государства-противника.
В прошлом году Менюк получила тяжелое ранение — но до этого она воевала, несмотря на плохой слух и слабое зрение. Другие военнослужащие, принявшие участие в интервью, жаловались на проблемы с сердцем и даже на болезни, которые должным образом не диагностированы из-за ограниченного доступа к медицинским услугам на передовой.
"Эта проблема — вообще не новая. Со временем она только усугубляется", — прокомментировал феномен "стареющей армии" Алексей Мельник, работающий в Киеве в аналитическом Центре Разумкова.
Российские войска используют свою огневую мощь по всей линии фронта, и в этом году они постепенно продвигаются вперед. Недавно русские овладели городом Авдеевкой на востоке Украины.
В прошлом году Сергей Шойгу, на тот момент — министр обороны России, изложил подробный план дальнейшего увеличения численности российских вооруженных сил с 1,15 до 1,5 миллиона человек. На сегодня армия привлекает в свои ряды солдат обещаниями щедрых денежных выплат. А новый закон дал молодым призывникам дополнительные возможности для службы непосредственно на передовой спецоперации.
На Украине же набор людей в армию идет с трудом.
Прежде нравственное убеждение, что молодежи не место на передовой, было закреплено в законе. До недавнего времени в армию призывали только тех, кому больше 27 лет. Теперь призывной возраст понизили до 25 лет, однако ситуация с живой силой не выправляется — из-за неэффективности самой идеи призывать в армию тех, кто попадает в указанную возрастную категорию. В стране, которая из-за боевых действий понесла огромные потери в виде беженцев и внутри которой находятся тысячи перемещенных лиц, найти молодежь очень непросто. По данным официальной статистики, только половина из 4,5 миллионов перемещенных перерегистрировалась по новым адресам.
Другой фактор заключается в том, что матери, покинувшие Украину с сыновьями подросткового возраста, не отправляют их обратно — хотя по возрасту они вполне подходят для того, чтобы записаться в армию добровольцами. Поэтому среди самых молодых (18, 19, 20 лет) очень мало тех, кто желает пойти в армию добровольно.
Добавьте к этому демографические проблемы, из-за которых украинцев старше 30 из-за бума рождаемости в 1980-е годы в два раза больше, чем тех, кому за 20. В те годы семьи на постсоветской Украине сталкивались с неопределенностью своего положения и не спешили заводить детей.
Отправка украинской молодежи на убой — это крайне непопулярная политика. Освобождение от службы мужчин в возрасте от 18 до 25 лет обусловлено верой в то, что они сыграют важную роль в восстановлении Украины в будущем, рассказал депутат парламента и член комитета по безопасности и обороне Сергей Рахманин.
"Мы не знаем, как долго продлятся военные действия, какие ресурсы нам понадобятся, и сколько вообще у нас времени", — рассказал депутат в интервью Bloomberg. Но из-за такой неопределенности многие пожилые солдаты страдают от запущенных болезней и травм. Таковы издержки вооруженного конфликта, которому не видно конца.
В самом его начале 52-летний Виталий Привроцкий пошел добровольцем вместе с друзьями, которые, как и он, воевали в Афганистане. У этих людей перед молодым поколением было одно преимущество — военный опыт.
"Когда я записывался, медицинская комиссия ничего не проверяла, — сказал по телефону в один из редких моментов отдыха Привроцкий, который служит под Харьковом и занимается обслуживанием и ремонтом боевых машин. — Нам тогда сказали, что мы будем служить добровольцами всего несколько дней и что все это скоро закончится".
По словам Привроцкого, его жена очень тревожилась и боялась, что мужа убьют. Но он сказал ей: "Мы упорно трудились, чтобы достаточно заработать и сделать нашу жизнь комфортной. Я не хочу, чтобы русские пришли и все забрали".
В итоге его жена умерла первой. У нее случился инсульт, когда Привроцкий воевал. Он объясняет это страданиями от его отсутствия.
Сейчас Привроцкий не может пройти в бронежилете и защитном снаряжении больше 30 метров, потому что сразу начинает чувствовать одышку и учащенное сердцебиение. Он не может выполнить рекомендацию врача, который говорит, что надо избегать стресса. Как и многие другие, Привроцкий воюет без отпуска с самого начала военных действий.
Закон о снижении призывного возраста лежал на рабочем столе Зеленского почти год, прежде чем он подписал его. По словам депутата Рахманина, одна из его целей — ввести обязательную начальную военную подготовку для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет. "У многих молодых людей вообще нет никаких военных навыков", — говорит он.
В данный проект внесли свыше 4 000 поправок, и 18 мая он вступил в силу. Этим законом сокращается перечень условий, которые могут освободить человека от службы, а также ставятся дополнительные препятствия для уклонистов от призыва. В него должны были внести положение, ограничивающее срок службы призывников тремя годами, однако по настоянию главнокомандующего Александра Сырского данный пункт отменили.
Те призывы и лозунги, которые звучат во время военных действий, вызывают неприятие как у молодежи, так и у членов их семей, которые в противном случае могли бы позволить своим сыновьям воевать, говорит аналитик Мельник. Призыв умирать ради Украины — "это неверный подход", объясняет он. "Никто не хочет отправлять генофонд на убой".
Такая перспектива вызывает мучения у 52-летней военнослужащей Юлии Разуменко. Сама она пошла в армию в 2022 году. За несколько лет до этого она убедила сына поступить в военную академию, сказав ему: "Если начнется война — а она начнется — у тебя будут навыки и знания, которые помогут тебе побороть страх".
"С другой стороны, я мать. Получается, что я убедила сына отправиться воевать"?
Авторы: Олеся Сафронова (Olesia Safronova), Екатерина Чурсина (Kateryna Chursina), Дарина Краснолуцка (Daryna Krasnolutska).