Портрет молодой дамы в голубом и розовом

1,4K прочитали

Люблю региональные музеи! Часто там можно найти настоящие сокровища - и в том, что касается истории костюма, тоже. Один из моих друзей недавно побывал в Рыбинске и показал мне сделанную в музее фотографию, мол, смотри, какой наряд интересный! Что ж, давайте мы его уж вместе и рассмотрим.

Уважим этим автора портрета - Ермолая Дементьевича Камеженкова, который свой путь начал, как мальчик из семьи крепостных, а закончил - как член Академии художеств и довольно популярный портретист конца XVIII - начала XIX века. Славный путь!

А рассмотреть костюм особенно интересно - ведь наша молодая дама одета по моде того времени, когда Франция, в которой вовсю шла Великая революция, на время перестала быть арбитром изящества, и оставила соседей без своих журналов и модных товаров... но в то же время наводнила Европу теми, кто бежал от революции, и хорошо разбирался в моде (и аристократами, и модистками/портными).

"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника
"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника

Украшений на нашей даме нет. Никаких драгоценностей. Однако всё равно видно, что она из семьи обеспеченной - одета преизящно, со вкусом, с той мерой простоты, которую как раз тогда стили считать элегантной.

Вскоре пудреные причёски выйдут из моды, но пока они ещё держатся! Нет-нет, это не парик, дамы париков, за редким исключением, не носили. Взбивали и пудрили свои. И поскольку ещё в 1780-х полюбили причёски округло-пышные, то волосы немного подстригали так, чтобы удобно было создавать такую форму. А длинный локон-другой хорошо было выпустить на грудь или спину, вот как здесь. А как хорошо смотрится в пепельных волосах бледно-розовая лента, завязанная двойным (минимум) бантом! И, знаете, мне кажется, что эта эта волнистая линия идущей по волосам ленты создана с помощью шпилек, которые прикрепляют ленту к причёске. Они и держат, и создают этот эффект волны.

"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.
"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.

Сложно, видя только верхнюю часть, сказать, что именно надето на нашей героине - платье или юбка с жакетом, но я позволю себе предположить, что это платье.

Ткань поначалу кажется просто нежно-голубой, но затем проступает простой, но очень изящный рисунок из белых веточек.

Декольте довольно глубокое, но прикрыто белой косынкой-фишю. Они вошли в моду в 1780-х, и образовывали спереди этакую пышную голубиную грудку. И скромно, и кокетливо одновременно! Под косынкой проступает нижний слой - скорее всего, опять-таки вставка в декольте, с отделкой кружевом, или рубашечка.

А вот кружева, которые мы видим под косынкой, не пришиты к ней. Это отделка декольте.

Ну и чудесны оборки с кружевами, которые идут по бортикам распашного голубого платья. Этакий немного небрежный шик!

"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.
"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.

Из чего вообще состоит наряд нашей дамы? Вот смотрите:

  • Светлая юбка
  • Распашное голубое платье
  • Между полами таких платьев, как правило, или виднелся нарядный корсет (который делали нарядным настолько, чтобы его можно было носить напоказ), или или полочки "фальшивого жилета", которые пришивались изнутри к бортам платья, и имитировали жилет. И, скорее всего, здесь мы видим бледно-голубой, в тон к платью, корсет, поверх которого надет пояс в полоску.
  • Пояса вошли в моду опять-таки в 1780-х, бывали и пошире, и поуже. Здесь пояс очень широкий, из розовой узорчатой ткни с чёрной полоской. И он идеально гармонирует с лентой в волосах!
"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.
"Портрет молодой дамы", предположительно - Елизаветы Николаевны Лихачёвой, Ермолай Камеженков, 1790-е. (с) Из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Деталь.

И вот вам, в качестве бонуса, портрет другой дамы - в костюме точно такого же кроя, только в других цветах. Мне кажется, он чуть лучше даёт представление о таких нарядах:

"Портрет Абигейль Конгдон Пакард", Джеймс Эрл, ок. 1795. (с) Из коллекции Музея Род-Айлендской школы дизайна
"Портрет Абигейль Конгдон Пакард", Джеймс Эрл, ок. 1795. (с) Из коллекции Музея Род-Айлендской школы дизайна

Словом, наша дама одета превосходно! Но скоро, очень скоро, буквально через несколько лет, костюм изменится... И она ещё успеет понаряжаться в платья в неоклассическом стиле с завышенной талией! Дожить бы.

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!