Найти тему
Катюша Дзен

Мошенники ли? Фонды или сборы на личные карты?

Уже почти десять лет я работаю в благотворительности. Иногда мы с коллегами называем себя некоммерческим сектором. Кто-то говорит, что работает в помогающей организации. Я всегда считала это кокетством. Работа в благотворительном фонде мало чем отличается от любой другой работы. Это та же компания, фирма или корпорация, но только заработанные или привлеченные здесь средства идут на помощь нуждающимся. В моем случае – тяжело больным детям. Да, наш клиент специфичен. И то, что мы ему предлагаем, сложно назвать товаром. По-хорошему мы продаем истории детей, которым нужна помощь. Для обывателя звучит грубо. Но если посмотреть на это отвлеченно и модельно, то так оно и есть.

Как и в любой отрасли, в благотворительности есть аналитика и различного рода исследования. В том числе и о том, почему люди помогают или не помогают через фонды. Как оказалось большинство потенциальных жертвователей хотят помогать, но не через организации, а напрямую людям, потому что считают фонды мошенниками. Надеюсь, когда-нибудь появится исследование, где и этот вопрос изучат. Мне очень хочется понять, почему люди именно фонды считают мошенниками, но при этом легко отправляют деньги на личные карты родителей, которые ведут сборы средств на помощь ребенку в соцсетях.

В своей работе я давно отказалась от взаимодействия с родителями, кто ведет или когда-либо вел сборы на личные карты. Было время, когда мы с ними работали и я запрашивала выписки о хождении средств на карте. Мы их изучали. Это занимало много времени, так как зачастую это были десятки страниц с графами приходов и расходов за месяцы. Иногда деньги действительно собирались и тратились исключительно на лечение. Но были и случаи, когда вся семья лечилась и жила на эти деньги, праздновала Новый год и дни рождения, ездила отдыхать. Как-то к нам обратилась мама с просьбой оплатить дочке дорогостоящие исследования. Когда мы начали проверять доходы семьи – в инете нашли сбор на те же исследования на личную карту мамы. Запросили выписку с этой карты и оказалось, что она собрала уже около 300 000 рублей и положила их на депозит. Само собой мы спросили: «Как же так? Во-первых, Вы собрали в разы больше, чем требовалось. Во-вторых, Вы их не потратили на исследования, а положили на депозит. А в-третьих, Вы обратились в фонд за помощью, на которую уже собрали деньги!» Ответ мамы был убийственно лаконичен: «Это не ваше дело!»

А есть еще истории от врачей, которые диву даются некоторым своим пациентам. Однажды в Российской Детской Клинической Больнице заведующая отделением (не буду уточнять каким именно) возмущалась, что одна мама из Саратова постоянно публикует в своих соцсетях сборы на лечение ребенка: «А фактически лежит она здесь с ребенком абсолютно бесплатно. Все лечение и диагностика у нее покрываются полисом. Но она отказывается есть больничную еду, а заказывает еду из ресторанов. И надо сказать, что это топовые рестораны Москвы, питание в которых может себе позволить далеко не каждый. И я понимаю, что покупает она эту еду не из своих денег, а из тех, которые ей прилетают на карту».

Недавно меня просили присоединиться к истории одной девочки, которой необходима ортопедическая операция за рубежом. При этом операция вполне стандартная, успешно делается в России и входит в ВМП (то есть квотируется). Иначе говоря, делается у нас в стране бесплатно. Но сбор средств идет давно и на карту мамы. Спрашиваю, почему заграница? Я готова «за бесплатно» поделиться контактами наших ведущих ортопедов-хирургов, они светилы медицины и их имена известны во всем мире. Мама ответила, что знает о них, но несколько лет назад дочка уже была оперирована за границей и «руку не меняют». Где лечить ребенка – это личный выбор и решение родителя. Но, как говорит один мой знакомый, есть нюанс. В сборе денег для девочки нигде не было написано, что лечение возможно в России. И люди, которые переводили деньги на карту, были уверены, что заграница – единственное место, где малышку могут спасти. В прошлом я работала в журналистике. И там недосказанность тоже не считалась враньем. Отчасти именно поэтому я оставила профессию. Да, недосказанность в сборе денег – это не вранье, но, на мой взгляд, введение в заблуждение.

Так кто же больше мошенники? Фонды, которые по каждой заявке проводят «экспертизу» с привлечением врачей и страховых компаний, проверкой доходов семьи, чтобы помощь получили именно те, кто действительно находится в тяжелой финансовой ситуации? Или те, кто собирают деньги на личные карты, не публикуя отчеты о приходах и расходах средств? Решать в любом случае жертвователю.

Да, не все сборы на карты не обоснованы. Иногда это единственная возможность помочь своему ребенку или тем более взрослому, который в этом нуждается. Есть и фонды, где недосказанность - тоже норма. Недавно такой пример видела на одном из центральных ТВ. Но об этом я расскажу в следующий раз.