СК завершил расследование и впервые огласил результаты экспертизы. Что ждёт душегуба.
Алла МИХАЙЛОВА
Около года шло расследование громкого преступления. В тихом челябинском посёлке Смолино в частном доме местный житель 14 лет удерживал девушку-сироту. Прошлым летом жертва убежала от своего мучители и начала рассказывать страшные подробности.
Обвиняемый сразу по четырём статьям 51-летний Владимир Ческидов проходил психиатрическую экспертизу в Москве. Проводили её долго и тщательно, о результатах долго не сообщали.
Две пленницы
Следствие установило, что с первой жертвой Оксаной Ческидов познакомился в 2008-2009-м годах вблизи челябинского автовокзала. Позвал в гости и удерживал силой до апреля 2011 года.
В ходе ссоры он нанёс потерпевшей множественные удары по голове. Тело сокрыл на территории домовладения,
— рассказали в пресс-службе СУ СК по Челябинской области.
Это произошло на глазах уже второй пленницы, которую Ческидов также обманом привёл домой в 2009-м году. Первую девушку он представил ей как свою жену. А второй — 18-летней сиротке Кате, только выпустившейся из интерната — особо некуда было пойти, и Ческидов предложил жить с ними. Такой "благодетель"!
"Жила, как королева"
Мы побывали в посёлке Смолино и поговорили с соседями Ческидовых. Все считали, что мать маньяка Валентина жила одна. Её сына и девушек никто никогда не видел. Одна из местных жительниц рассказала:
Зато Валю видели каждый день. Она постоянно говорила, какая она счастливая, как у неё в жизни всё хорошо: и всего хватает, и на танцы-то она ходит, и в церковь католическую ездит куда-то.
Её суд, кстати, счёл невиновной. Даже задерживать не стали.
Выйдя из здания суда, она тут же рассказала журналистам, как, по её мнению, жила запертая в доме Катя:
Как королева! Пристроилась ко мне и моему сыну. Не работала, вообще ничего не делала. У нас двери были открыты, все пять комнат, она могла уйти.
Стокгольмский синдром
Но по словам Екатерины, Ческидов практически всё время находился рядом с ней: распивал алкоголь и даже играл в шахматы. Вот такой досуг. А ещё Владимир ходил за ней с ножом, угрожал и насиловал. А когда он (изредка) всё же покидал дом, то связывал девушку и заклеивал рот скотчем.
Криминалисты не исключают, что у Кати развился так называемый "стокгольмский синдром". Это когда у насильника и жертвы устанавливается некая связь, и пострадавшая со временем смиряется с ситуацией. На окнах — решётки и ставни, двери запирались надёжно. Выхода из ситуации она не видела, и жила по принципу "не сделай хуже".
Сбежать девушка смогла, лишь когда ей было уже 32 года. Изверга госпитализировали в медучреждение по звонку матери, которая сама уже стала его бояться, — у него началась белая горячка.
Что показала экспертиза
Ческидов признал, что расправился с одной из девушек, но уверял следствие что никого не насиловал. Говорил: всё было по обоюдному согласию.
И вот следователи первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по Челябинской области узнали всё о Смолинском маньяке. А главное — что он невменяемый. Это показали экспертизы.
Теперь в ведомстве настаивают не на реальном сроке в колонии, а на принудительном лечении:
На основании выводов проведенной в медицинском учреждении стационарной комплексной судебной сексолого-психиатрической экспертизы фигурант страдал и страдает в настоящее время психическим заболеванием, не осознавал общественного характера своих действий и не мог руководить ими,
— подчеркнули в пресс-службе СУ СК по Челябинской области в понедельник, 27 мая.
Уголовное дело с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера направлено в Советский районный суд для применения к обвиняемому принудительных мер медицинского характера.
Ческидова не накажут?
Да, его действительно не отправят в тюрьму. По закону лицо, у которого есть психическое расстройство, освобождается от наказания и уголовной ответственности. Так как нести их за совершенное общественно опасное деяние могут лишь люди, осознающие опасность своих действий, а также способные руководить ими.
Невменяемых преступников отправляют не в тюрьму, а в специализированное медицинское учреждение — психбольницу. Там они содержатся в отдельном корпусе.
Стационар хуже нар
Вопреки расхожему мнению, принудительное лечение — это совсем не санаторий и не лагерь. В тюрьме свобода выражена больше, чем в стационаре, где человек вообще бесправен. В тюрьме он может есть, может не есть, может на что-то пожаловаться. В стационаре не хочешь кушать — поставят зонд, будешь конфликтовать — привяжут к кровати. Так что это сугубо обывательское мнение, что преступник пытается откосить от тюрьмы и попасть на принудительное лечение,
— рассказал однажды в интервью "Реальному Времени" врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт Кирилл Салов.
Сколько времени такой невменяемый проведёт в больнице? Сроки обусловлены не тяжестью совершённого деяния, а степенью болезненного состояния — за какое время оно может быть купировано полностью. И если у преступника в тюрьме есть хотя бы конкретный срок, то в больнице могут держать без конца. Когда выпишут — никому не известно.
Первая комиссия проходит через полгода, а последующие — ежегодно. Общественно опасное поведение прогнозируется с помощью различных экспертиз. И всё же иногда такие пациенты после выписки вновь совершают преступление. Также, как это случается с теми, кто выходит из тюрьмы.