Найти в Дзене

Манящий Белоомут

На левом берегу реки Оки раскинулся посёлок с манящим и непостижимым названием Белоомут. Тут река многоводна и долгие годы являлась важным путём между Коломной и Нижним Новгородом, там Ока соединяется с Волгой. Река Ока обтекает посёлок с юга и юго-запада, а с севера и северо-запада подступают хвойные и смешанные леса. Луговая пойма Оки после таяния льда заливается вешними водами. На правом возвышенном берегу проходит железная дорога Москва-Рязань. Ближайшая железнодорожная станция в восьми километрах от посёлка - "Фруктовая" (бывшая "Горки"). До наших дней дошло несколько преданий о происхождении названия поселения. Приводить их не стану, потому что явно местные жители хотели значимость своей земли привязать к известной исторической личности, чтобы войти в историю страны. Скорей всего, в здешних местах на реке Оке действительно несколько веков назад существовал омут, возможно не один и бурливая вода пеной закручивалась в подводную воронку. Но с течением времени, как всё на зе

Роспись на стене музея. Фотографии в статье выполнены автором на территории историко-художественного Белоомутского музея  08.06.2022 г.
Роспись на стене музея. Фотографии в статье выполнены автором на территории историко-художественного Белоомутского музея 08.06.2022 г.

На левом берегу реки Оки раскинулся посёлок с манящим и непостижимым названием Белоомут. Тут река многоводна и долгие годы являлась важным путём между Коломной и Нижним Новгородом, там Ока соединяется с Волгой. Река Ока обтекает посёлок с юга и юго-запада, а с севера и северо-запада подступают хвойные и смешанные леса. Луговая пойма Оки после таяния льда заливается вешними водами. На правом возвышенном берегу проходит железная дорога Москва-Рязань. Ближайшая железнодорожная станция в восьми километрах от посёлка - "Фруктовая" (бывшая "Горки").

До наших дней дошло несколько преданий о происхождении названия поселения. Приводить их не стану, потому что явно местные жители хотели значимость своей земли привязать к известной исторической личности, чтобы войти в историю страны. Скорей всего, в здешних местах на реке Оке действительно несколько веков назад существовал омут, возможно не один и бурливая вода пеной закручивалась в подводную воронку. Но с течением времени, как всё на земле меняется, и омут исчез и, быть может, не без влияния человека. Ведь в XV-XVII веках рыли искусственные речки (каналы), в том числе на востоке и юго-востоке нынешней Московской области , так почему не постараться и избавиться от опасного омута

Ныне поселок Белоомут входит в состав городского округа Луховицы Московской области.

Собрание древностей и предметы быта советской поры можно увидеть в Белоомутском музее, где подробно расскажут, как жили тут на протяжении нескольких веков.

-2

-3

Заведующая Белоомутским музеем Киселева Людмила Александровна (слева), хранитель музея Подболотова Марина Александровна (в центре)
Заведующая Белоомутским музеем Киселева Людмила Александровна (слева), хранитель музея Подболотова Марина Александровна (в центре)

Древность

На этой территории издавна селились, о чём свидетельствуют находки, относящиеся к новому каменному веку (неолиту).

-5

В VI-VIII веках на берегах Оки поселились вятичи. Этот восточнославянских племенной союз частично смешался с местным финно-угорским населением.

Схема неолитических стоянок, а также места расположения городищ в первые века нашей эры, места захоронения - курганы XI-XIII веков
Схема неолитических стоянок, а также места расположения городищ в первые века нашей эры, места захоронения - курганы XI-XIII веков

С XII века земли, где ныне Белоомут вошли в состав Великого княжества Рязанского.

"Белоомут известен с 1497 года. В 2022 году исполнилось 525 лет, - сообщила хранитель музея Марина Александровна, - "рязанский князь Василий предоставил солоченскому монастырю белоомутскую борть".

С 1521 года Великое княжество Рязанское в составе Великого княжества Московского. Упоминается село Белоомут в 1597 г.

В конце XVI века крестьян из Белоомута включили в состав дворцового хозяйственного комплекса, они стали "царскими рыбаками", согласно грамоте царя Фёдора Иоанновича от 1585 года. Грамота давала право монопольной ловли рыбы так же как и крестьянам сёл Ловцы и Любичи от впадения в Оку речки Цны до Терехова монастыря, что за Старой Рязанью. В "Писцовых книгах" 1620 года Григорий Бутников и подьячий Никита Леонтьев сообщали: "Переславского уезду Рязанского в Государ. Двори. Ловецком с Белоомуте, что у реки Оки на Мещерской стороне, рыбаковских и крестьянских дворов 95, людей 195 человек да 16 дворов вдовьих, да 34 двора бобыльских, людей в них 50 человек, всего 145 дворов, людей в них 248 человек да 22 двора крестьян и бобыльских пустырей: да на церковном лугу, против Перевицкого Городища, сена ставится 70 копен волоковых". Вторая жалованная грамота от 1626 года выдана царём Михаилом Фёдоровичем, устанавливала для Белоомутских ловцов новый оброк и велено "привозить к Москве на наш обиход самим".

Река Ока. Фото автора.
Река Ока. Фото автора.

Ко второй половине XVII века село Белоомут разделилось на Борковскую (близ леса) и Комаревскую (по реке Комарка, приселок Комаровка) части, затем прижились названия: Нижний и Верхний Белоомут.

XVIII -XIX века

С 1708 года сёла Верхний и Нижний Белоомут в составе Рязанского наместничества Московской губернии причислены к Егорьевскому уезду. В 1796 году император Павел I упразднил Егорьевский уезд. Территория перешла к Зарайскому уезду.

До середины XVIII века население Белоомута было свободным, так как числились дворцовыми. Екатерина II, желая отблагодарить военных, которые ей помогли сместить с престола мужа раздала земли вместе с их обитателями. Свободные рыбаки и ремесленники стали крепостными. В 1762 году "оказать соизволила особливые знаки своего благоволения и милости". Баскаков Михаил - капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка получил 600 душ жителей Верхнего Белоомута "деревни со всеми землями и угодьями в вечное и потомственное наследное владение".

В 1802 году император Александр I вернул Егорьевску права уездного центра. Но часть территории его уезда, селения: Дединово, Ловцы, Верхний и Нижний Белоомуты остались в Зарайском. Нижний и Верхний Белоомуты, каждый из них являлся центром волости, состоящий из одного села.

На месте деревянной церкви преображения Господня, которая упоминалась в Писцовых книгах в 1616 году в конце XVIII века стали строить каменную. Хотя считается, что постройка возведена в стиле классицизма, ряд исследователей утверждают, что "сочетание разнофигурных оконных проемов , а также рельефные геометрические фигуры в декоре порталов, черта "местного стиля", восходящая к строениям XVIII века в Николо-Радовицком монастыре". Церковь сооружали с 1697 по 1802 год. В советское время перестроили под клуб.

Церковь Преображения Господня в Белоомуте, 1802. Яндекс: картинки
Церковь Преображения Господня в Белоомуте, 1802. Яндекс: картинки

Дворцовые рыболовы делили полученные от царя речные владения на более мелкие участки, где промышляли ловлей 15-20 человек, собранные в артель. На "своём" участке рыболовы знали реку досконально, где отмели, омуты, в какой сезон какова вода. Ловили рыбу на участках одни и те же долгие годы. Общность артельщиков была значительно ближе, чем среди других односельчан. Такое отношение отразилось даже на праздниках. Крестьяне всегда отмечали престольные праздники всей деревней или селом. Это отражало их единение и своего рода характеризовало крестьянскую общину, объединенную общим настроем. Зато артельщики на "своем" участке совместно тащили при необходимости невод, челн, снасти. На время лова рыбацкий стан для рыбаков - родной дом.

Предметы рыболовного промысела
Предметы рыболовного промысела

Михаил Баскаков в Верхнем Белоомуте не жил постоянно, крепостные платили ему оброк, а селом управлял бурмистр.

Огарёвы

Потом село перешло в качестве приданного племяннице Елизавете Ивановне, которая вышла замуж за действительного статского советника, пензенского помещика Платона Богдановича Огарёва. Маленький сын Николай лишился матери, не достигнув возраста двух лет. И, хотя формально стал владельцем Верхнего Белоомута, фактически правителем был отец. Однако, в селе появлялся редко, поэтому управляющие бурмистры вели себя полновластно и крестьяне их боялись, так как те были жестоки на расправу.

Елизавета Ивановна Огарёва, мать Николая. Яндекс: картинки
Елизавета Ивановна Огарёва, мать Николая. Яндекс: картинки

Платон Богданович Огарёв, отец Николая. Яндекс: картинки
Платон Богданович Огарёв, отец Николая. Яндекс: картинки

Юный Николай Огарёв мечтал освободить своих крестьян.Когда он приезжал в поместье, то к Николаю Платоновичу бедные крестьяне не смели зайти, а приходили зажиточные, большинство из которых торговали хлебом или вином. Ещё до 1834 года молодой Огарёв говорил им, что даст отпускную, когда у него появится такая возможность. Предприимчивые крестьяне пользовались добротой барина и раньше других выкупали свободу, за несколько лет 42 ревизские души. Тех, кто победнее бурмистры убеждали, что воля только ухудшит из жизнь.

Николай Платонович Огарёв, 1830-е годы. Художник неизвестен. Яндекс: каринки
Николай Платонович Огарёв, 1830-е годы. Художник неизвестен. Яндекс: каринки

Василий Кузьмич Влазнев

В 1839 году в крестьянской семье из Верхнего Белоомута родился малыш, которого назвали Василием. Рос почти как и все крестьянские дети, но стремился к знаниям. Закончил школу при церковном приходе. Впоследствии стал хозяином мастерской, где мастера резчики работали над иконостасами, ремесленники золотили изделия. Василий Кузьмич Влазнев оказался талантливым самородком, его интересовал родной край. Он проводил исследования, раскопки, расспрашивал старожилов о прежних порядках и жизни. Писал стихи, рассказы, статьи. Благодаря его работам многое теперь известно из прошлого не только Верхнего Белоомута, но и других сёл, в частности, приокских, входящих в Рязанскую губернию.

Василий Кузьмич Влазнев (1839-1905). Яндекс: картинки
Василий Кузьмич Влазнев (1839-1905). Яндекс: картинки

Василий Кузьмич Влазнев воссоздал по воспоминаниям старых жителей Верхнего Белоомута ситуацию, при которой Николай Платонович Огарёв освободил своих крестьян. "В 1839 году Огарёв, приехав в Белоомут, приказал бурмистру П. И. Ракитину собрать крестьян на сходку. Сходка была поголовная, причем собралось много женщин (всего в Верхнем Белоомуте было 1820 душ). Явившись на сходку, Николай Платонович после обычного здравствования с крестьянами и поклона сказал: "Добрые люди! Я собрал вас сегодня для очень важного дела, касающегося и меня, и вас. До вас, православные, оно касается тем, что предоставляет вам более блага в трудовой вашей жизни, а для меня - тем, что я обязан исполнить христианский долг. Я положил за непременную обязанность отпустить вас на волю, в свободные хлебопашцы. За это потребую от вас я суммы необременительной, а вам отдам всю землю с лесом и всеми лугами". Только что Николай Платонович сказал это, как крестьяне (около 700 человек) упали на колени, многие заплакали и начали креститься, а, оправившись от волнения, крестьяне закричали: "Не желаем, батюшка-барин, никакой мы воли, освобожденья! Нам всего лучше жить с тобой. Не кидай нас! Без тебя мы пропадём, всякий нас обидит... при тебе, барин, при твоём покойном батюшке никакой неволи не было... не знали неволи и отцы, и деды наши при прежних господах". Николай Платонович сказал: "Положим, теперь вы живёте без особого стеснения с моей стороны, но я умру, тогда вы попадете к другому владельцу, который может завести у вас другие, нежелательные порядки. Это всем покажется обидным, и вы будете клясть меня и моих наследников". При словах "я умру" крестьяне заплакали и прервали речь Николая Платоновича возгласами: "Подай, Господи, вам, барин, многих лет".

Освобождение крестьян Верхнего Белоомута завершилось в 1846 году.

Крестьяне Верхнего Белоомута соблюдали то, что им завещено. Луга делили по душам, лесом пользовались всей общиной. Крестьянам лес отпускали бесплатно и дрова тоже. Если кто-то продавал лес, полученный для личных нужд, то сход общины лишал его права пользоваться не только лесом, но и дровами. Волостью управлял волостной старшина, его выбирали на три года. Делопроизводством занимался назначаемый писарь, он мог работать не один десяток лет. При волостном правлении надлежало иметь три камеры заключения и старшина по праву мог туда посадить до 21 суток без решения суда. Различные хозяйственные нужды крестьян села решали на сходе и заносили в книгу, подписывались грамотные крестьяне схода, а вместо неграмотных расписывались те, кого уполномочили сходом.

Предметы, характерные для крестьянской избы. Белоомутским музей.
Предметы, характерные для крестьянской избы. Белоомутским музей.

Крестьянам Нижнего Белоомута повезло меньше, избавились от крепостной зависимости только после 1861 года. Но и потом их жизнь не стала легче, потому что землю и лес скупил зажиточный люд.

Ещё два храма Белоомута

В 1827 году на пожертвование крестьян Набатова и Каширина построена каменная церковь Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста вместо деревянной XVII века. В середине XIX века пристроены колокольня, трапезная и приделы: Никольский и Казанской иконы Божией Матери, освященные в 1879 г. Никольский придел создали крестьяне в благодарность и память Николая Огарёва.

Храм Трёх Святителей в Белоомуте, 1827 г. Яндекс: картинки
Храм Трёх Святителей в Белоомуте, 1827 г. Яндекс: картинки

На южной окраине Нижнего Белоомута в 1840 году соорудили каменную церковь (из кирпича) Успения Пресвятой Богородицы в стиле классицизма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1840 г. Яндекс: картинки
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1840 г. Яндекс: картинки

Добыча торфа

Вблизи Верхнего Белоомута в 1885 году основали добычу торфа и предприятие развивалось, переработка торфа приносила доход и завод просуществовал почти сотню лет.

Жизнь села после отмены крепостного права

Землепашеством практически не занимались. "Н. П. Огарёв продал им своё имение с угодьями, так что крестьяне пользуются дровами и лесом для хозяйственных нужд. Для постройки дома и пристроек даётся 120 деревьев. В Нижнем Белоомуте местный помещик Хомутов также предложил купить его имение, но крестьяне, ожидая, что вся земля достанется даром, пропустили удобный момент. Участок леса куплен незначительный, вследствии чего общество дорожит им, и население вместо дров имеет только хворост. Для построек же дают даром не более 10 деревьев и то только в случае пожара. Одно село отделяется от другого канавой. Луговой надел на лугу 3/4 десятины. В Нижнем Белоомуте снимают 150 пудов с участка, а в плохие годы 100-110 пудов. В Верхнем селе, вследствии песчаной почвы, урожай с лугов бывает 100 пудов, а в плохие годы - 80 пудов. С тех пор, как после выкупа крестьяне были наделены участками, переделов больше не было. В селе имеются свободные участки лиц, ушедших из села, или сельчан, не желающих по разным причинам убирать сено. Эти участки сдаются с торгов, и цены на них значительно колеблются... Наделами владели менее половины семей - 46,4%, а остальные и пришлые с других мест арендовали участки для прокорма скота. В 1911 году...часть земли засаживали овощами, под траву оставляют небольшую часть. Лошадей имели 10% семей (т.е. 31 семья), коров - 62% семей".

Экспонаты Белоомутского музея.
Экспонаты Белоомутского музея.

Молочное производство, отхожий промысел, ремёсла

В Белоомуте, как в Нижнем, так и Верхнем обосновались конторы Александра Васильевича Чичкина (1862-1949), выходца из рыбацкой семьи Ярославской губернии. Затем он стал владельцем всероссийской молочной компании. В советское время - организатор молочной промышленности. Служащие его контор скупали у местного населения молоко и отправляли на заводы для переработки.

До 1870-х годов мужское население в большинстве уходило на заработки: занимались портновским промыслом в Москве, Коломне, в окрестных больших селениях; часть служила половыми или приказчиками в трактирах и кабаках Москвы. Население обоих сёл официально составляло более девяти тысяч. Но ушедшие на заработки далеко не все возвращались. С 1882 года портновским ремеслом в Верхнем Белоомуте занимались десятки дворов, задействованы были мужчины и женщины. Перепись 1884 года в Рязанской губернии показала, что в Верхнем Белоомуте портняжили в 132 мастерских, а в Нижнем - в 133. Свои конторы открыли несколько швейных предпринимателей.

"Рабочий день в мастерских был ненормирован. Так в мастерской Манделя начинают работу в 8 часов утра, кончают в 10 часов вечера с перерывом на обед на 1 час. Работницы получают в месяц от 6 до 10 рублей, утюжальщики и машинисты - по 35 рублей, подручные от 1,5 рубля до 3 рублей". (Из книги Е. А. Омониной "Московский промысел в Москве и в деревнях Московской и Рязанской губерниях 1910-1911 гг", издание 1911 г ).

Одежда и предметы портняжного дела. Белоомутским музей.
Одежда и предметы портняжного дела. Белоомутским музей.

Кустари надомники тоже были. В ученики родители отдавали детей в подростковом возрасте и те начинали осваивать ремесло через раздувания утюга. Однако хозяева допускали их к серьезной работе далеко не сразу, часто отсылая по разным надобностям. Проходило два, а то и три года прежде чем бывший ученик мог работать самостоятельно. Портные старались не учить сами своих детей, а отдавали в ученики другим портным, считая, что так ребенок лучше познает мастерство. Подавляющее большинство населения Белоомутских сёл перешло на этот промысел.

Имелось у них и разделение труда в зависимости от того, у кого лучше получалось шить тот или иной вид одежды: тёплое пальто, костюмы, форменную одежду. Многие женщины шили брюки, их называли "брюшницы". Были портные"штуковшики".

Швейная фирма "Розенцвейг-Митрофанов" отправляла готовые платья в разные города и сёла России. Во время империалистической войны 1914-1918 гг., как тогда называли Первую мировую, в Белоомуте шили очень много военного обмундирования.

Конечно, существовали и другие промыслы, необходимые для жизни не только в селе, но и в городе в тот период.

Предметы для езды, упряжи лошадей. Белоомутским музей.
Предметы для езды, упряжи лошадей. Белоомутским музей.

Хранитель музея Подболотова Марина Александровна держит в руках копытные клещи для подрезки и расчистки копыт у лошадей.
Хранитель музея Подболотова Марина Александровна держит в руках копытные клещи для подрезки и расчистки копыт у лошадей.
Предметы бортничество. Белоомутский музей.
Предметы бортничество. Белоомутский музей.
Предметы кузнечного ремесла. Белоомутский музей.
Предметы кузнечного ремесла. Белоомутский музей.

В сёлах Белоомута, кроме представителей разных ремёсел, жили мастера резчики по дереву, плотники.

На фото огромная одноручная пила, предназначалась для... выпиливания льда на реке. Лёд хранили в погребах. Таким образом, обходились без холодильников, которых тогда ещё не изобрели. Лёд был толстым, поэтому пила такая большая.
На фото огромная одноручная пила, предназначалась для... выпиливания льда на реке. Лёд хранили в погребах. Таким образом, обходились без холодильников, которых тогда ещё не изобрели. Лёд был толстым, поэтому пила такая большая.

Представлены различные предметы, необходимые в быту: на нижней полке - коньки, замки, топоры т.д., на средней - много металлических вещей, предназначение, которых уже утеряно, то есть нет того, для чего они предназначались; на верхней полке - стеклянные сосуды, фляжки, бутылочки, в том числе и трехгранная бутылочка только для уксуса, чтобы даже слепой мог, взяв её и ощутив грани, понял, что там уксус, а не какая-нибудь другая жидкость.
Представлены различные предметы, необходимые в быту: на нижней полке - коньки, замки, топоры т.д., на средней - много металлических вещей, предназначение, которых уже утеряно, то есть нет того, для чего они предназначались; на верхней полке - стеклянные сосуды, фляжки, бутылочки, в том числе и трехгранная бутылочка только для уксуса, чтобы даже слепой мог, взяв её и ощутив грани, понял, что там уксус, а не какая-нибудь другая жидкость.

В Белоомутском музее хранится коллекция монет, весов, гирь, бумажных денег.

Экспонаты Белоомутского музея
Экспонаты Белоомутского музея

Коллекция бумажных денег от времени правления Екатерины II до конца советской эпохи. Белоомутский музей.
Коллекция бумажных денег от времени правления Екатерины II до конца советской эпохи. Белоомутский музей.

В Белоомутском музее есть комната с предметами советского быта и изделий местных производств. В советское время в Белоомуте работала фабрика, которая создавала удобные и тёплые пальто и куртки для мальчиков. Распространяли продукцию по всему Советскому Союзу, продавали, в том числе и в центральном Детском мире в Москве. На местной фабрике выпускали кожгалантерейные изделия: перчатки, сумки, кошельки, рюкзаки.

Экспонаты Белоомутского музея
Экспонаты Белоомутского музея
Парта, кстати, очень удобная и из натурального дерева, за которой сидели ученики лет 60-50 назад. Белоомутский музей.
Парта, кстати, очень удобная и из натурального дерева, за которой сидели ученики лет 60-50 назад. Белоомутский музей.

Есть ещё странные экспонаты, исполняющие желания. Сотрудники музея уверяют, чтобы рында (морской колокол) исполняет желание, надо его загадать и после этого ударить в колокол.

Картина, исполняющая желания. Художник Виктор Владимирович Петров, уроженец Белоомута. Изображен панорамный вид с возвышенности на луга и петляющую реку Оку. Надо подойти к картине и загадать желание.

В Белоомуте до Октябрьской революции находились четыре храма. Один из них самый большой и красивый - Преображение Господне. В 1929 году строили швейную фабрику. Два этажа возвели, но выше не хватило материала. И группа безбожников выдвинула инициативу разобрать храм, разрушив его до основания. 28 июля вечером пришли молодые люди в кожаных куртках стали снимать иконы в самых дорогих окладах. Местные верующие женщины поняли , что-то тут неладное. И рано утром 29 июля с 4 часов установили дежурство у церкви. Позже к церкви пришли люди, явно не с добрыми намерениями. Женщины взобрались на колокольню и стали неистово бить в колокола. Основное население в это время находилось на покосе. Звон разнёсся далеко. И, поняв, что приключилась беда, с покоса прискакали мужчины с вилами и граблями. Копыта лошадей взбили столько пыли, будто наступил пасмурный день, скрыв солнце за тучами. Жителям удалось отогнать этих молодых людей в кожаных куртках от церкви. Забрали у них ключи. Позвали священника, чтобы отслужил молебен. После чего женщины, сняли свои головные платки и ими стали мыть пол, очищая в прямом и переносном смысле церковь от скверны.

Через пять дней прибыл вооруженный отряд, арестовали сорок жителей, помешавшим комсомольцам и большевикам рушить храм. Осудили всех, от 8 до 10 лет за антисоветскую агитацию.

Спустя 81 год, в 2010 году 29 июля около Белоомута загорелся лес. В результате погибли 13 человек.

Колокольный бунт 1929 года. Роспись на стене Белоомутского музея
Колокольный бунт 1929 года. Роспись на стене Белоомутского музея

Когда рушили храм, с колокольни упал осколок колокола. Кто-то из жителей подобрал и с 1929 года хранили в семье. Только в 2021 году передали в музей. Несмотря на небольшой размер имеет немалый вес. Держа в руке осколок колокола можно загадать желание мысленно, можно даже приложить к больному месту.

Осколок колокола с изображением лица (херувима). Белоомутский музей
Осколок колокола с изображением лица (херувима). Белоомутский музей

Сотрудники музея говорят, что есть люди, которые приезжают повторно и даже неоднократно, потому что желания исполняются. Вот такие необычные экспонаты в манящем Белоомуте.

За несколько лет существования музея Киселевой Людмиле Александровне и Подболотовой Марине Александровне удалось собрать уникальную и богатую коллекцию. О каждом предмете можно рассказывать долго, поэтому приезжайте и посмотрите сами.

Спасибо за внимание.