Итак, фильм «Царь» режиссёра Павла Лунгина, вышедший под слоганом «Грозный царь – грозное время» в 2009 году, преподносит нам часть истории царствования одного из самых известных и ярких правителей России – Ивана Грозного. Как гласит описание картины, мы возвращаемся в 1565 год – время, когда Россия - растерзанная и залитая кровью, что из-за войны, что из-за опричнины. В тот же момент Москва вызывает игумена Соловецкого монастыря св. Филиппа, и назначает его на пост митрополита Московского и всея Руси. Собственно, можно с уверенностью говорить о том, что фильм не столько о Грозном, сколько о нём, митрополите и том, что переживала Русь при противостоянии этих двух сильных фигур.
Образ Грозного в данной картине – роль диктатора в истории. Он показан как «мечущийся» (наверное, лучшее слово для описания). Мечется он от сильнейшей богобоязненности и паранойи к ощущению себя «Богом на земле», от «дедушки», который пригрел сироту, к палачу, которому нравится смотреть на мучения своих слуг. Грозный не бездушен, нет, он, скорее, «заблудшая душа» - человек, получивший власть и находящийся под властью других. В этом наблюдается интересная отсылка к истории: Иван видится немного инфантильным, его бояре, опричники и шут-юродивый развлекают его и подстрекают на какие-то действия, как было, когда царь был ещё подростком. И может, для усиления эффекта, режиссёр специально выбрал актера сильно старше своего героя: Ивану должно быть около 35 (от рождения - 1530 года), а Мамонову на момент съемок 57, так ещё и гримеры постарались сделать его просто стариком в кадре. Но есть и то, что стоит отметить как недостаток в образе Грозного у Лунгина – Иван показан каким-то глубоко нездоровым человеком, который разговаривает с призраками, поступает импульсивно и крайне жестоко, не умеет быть государем да и в целом, просто глуп. С исторической точки зрения это не совсем верно, точнее, некорректно утверждать, что его психика была настолько неустойчива. Здесь акцент, чтобы показать зло - низкое, слабое и противостоящее добру (митрополиту) - бессильному перед абсолютной властью противника? Наверное, да.
Говоря об исторической правдивости сценария, важно привести цитату самого режиссёра из интервью В.Познеру: «Он (Иван Грозный) очень любил писать. Покаяния изумительные. Вы их можете услышать в фильме. Вообще надо сказать, что в фильме Грозный практически говорит цитатами из самого себя.». Павел Лунгин утверждает, что достаточно глубоко изучил историю царя по различным источникам. То есть фильм, и правда, исторический, но, как я уже писала выше, картина не только о Грозном, поэтому утверждать, что фильм является документальным, не будем. Многие сцены сняты по запискам немецкого опричника, по воспоминаниям россиян-современников. От этого ещё страшнее наблюдать сцены казней: в голове крутится осознание «это всё - было». Вопрос достоверности остро встает только когда мы осознаем, что царь должен выглядеть моложе и хоть чуть умнее. Исторический фон показан верно – опричнина, Ливонская война, репрессии, ссылка митрополита и убийство. Однако не все историки с этим согласны.
Если оценивать фильм именно как работу режиссера, оператора, звукорежиссера, монтажера и других - прекрасно. Эмоции, которые должны были быть вызваны, вызваны: ужас, отвращение, страх, тоска. Постановка кадра, фон для каждой сцены, погода, свет - каждая деталь продумана, или, по крайней мере, у режиссера получилось создать такое впечатление. Нельзя не заметить как хороша актерская игра, которой почти нет - всё живо, натурально, от этого накал эмоций еще острее. Конечно, ведь какой состав: Петр Мамонов, Олег Янковский, Рамиля Эскандер, Александр Домогаров, Иван Охлобыстин и многие другие. Конечно, нельзя не заметить, что как ни странно, многие наоборот негативно оценили тех же Мамонова и Охлобыстина, акцентировав их наигранность. Я же считаю, что тут все вопросы к режиссеру и его видению царя с шутом-юродивым.
Подводя итог, хочу сказать, что если вам дорога ваша психика, фильм смотреть не стоит: много крови, грязи (что в прямом, что в переносном смысле). Кроме перечисленного, давит и тоска по искаженному восприятию веры и божьей воли. Между прочим, митрополит и верное ему и Господу окружение показаны чудесно, именно чудесно, с бескорыстным намеком на их собственную святость (Филипп позже был причислен к лику святых). Ничего нового об этой главе истории из данного фильма вы не узнаете, а потому ничего и не потеряете, если не посмотрите его. Если же вас интересует исторический жанр и не пугают открытые сцены насилия, эта картина заслуживает вашего внимания. Плохое кино не может вызывать столько разных эмоций.
Автор: Комарова Мария
Список источников:
- Скрынников Р.Г. – Иван Грозный // Московское государство URL: http://moscowstate.ru/skrynnikov-r-g-ivan-groznyj/ (дата обращения: 22.05.2024).
- Павел Лунгин – о фильме «Царь», России и маме // Познер Online URL: https://pozneronline.ru/2020/07/28273/ (дата обращения: 21.05.2024).
- Штаден, Генрих. О Москве Ивана Грозного : записки немца-опричника / Генрих, Штаден ; пер. и вступ. ст. И. И. Полосина. - [М.], 1925. - 182 с. - На доп. тит. л. : Записи прошлого. Воспоминания и письма / под ред. С. В. Бахрушина и М. А. Цявловского.
4. Михайлова И.Б. Долой «ненастоящего» «Царя»! Кампания против кинофильма П. С. Лунгина в печати и Интернете - 2015. с. 192-208)