История советских игровых автоматов началась в 1971 году, после того, как в Москве прошла международная выставка «Аттракцион-71». За три недели выставку посетило 2,5 миллиона человек. После этого советское правительство решило выкупить некоторые из показанных образцов и начать их производство в стране. Большинство советских игровых автоматов стали аналогами западных игровых машин. Впоследствии они обрели очень большую популярность среди населения.
Их производство осуществлялось в основном на предприятиях электрической промышленности. Материалы для их сборки были теми же, что использовались для военной электроники. Однако, изготовление и ремонт автоматов были дорогими и требующими огромного количества деталей, поэтому за период с 1970-х по 1990-е было создано всего около 100 моделей игровых машин. Несмотря на это, они были востребованы абсолютно всеми возрастными группами. К сожалению, их популярность угасла в 1990-е годы, и позднее они почти полностью исчезли, однако большое количество их образцов сохранено в музее Советских игровых автоматов в Москве. Вот примеры самых популярных из них:
«Память»
Этот автомат выпускался с 1981 года на заводе «Бриг». Цель игры - дополнить 10-сегментную фигуру недостающими элементами. Цельная фигура - это квадрат с тремя перемещающимися по вертикали, горизонтали и диагонали линиями. Под экраном в четыре ряда расположено 32 кнопки, каждая из которых отвечает за один из вариантов недостающей части. Задача выбрать нужную.
«Торпедная атака»
Выпускался на Серпуховском радиотехническом заводе с 1974 года. На этом же предприятии выпускались радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, модули управления стрельбой корабельных комплексов выстреливаемых помех. Автомат попал в коллекцию музея из города Барнаул. Цель игры - подбить минимум 8 кораблей за 2 минуты основного игрового времени или одержать количественное преимущество перед соперником. Прицеливаясь в видоискатель-перископ, стреляйте в подходящий момент так, чтобы сбить движущиеся мишени.
«Снайпер - 2».
Этот автомат, в 1990-м году произведенный на производственном объединении «ПРОМПРИБОР» в городе Чебоксары, попал в коллекцию музея из заброшенного пионерского лагеря в Калужской области. Является электромеханическим аналогом тира. Он имитирует стрельбу из винтовки по мишеням. Ограничения по времени нет, но есть всего 20 выстрелов и 20 мишеней. Если попасть по всем, то начнется призовая игра, где повторно можно сделать 20 выстрелов.
Когда я впервые пришел в Музей советских игровых автоматов, я не предполагал, что прошлое может иметь столь непосредственное материальное воплощение, выраженное в механике поворота игрушечного перископа и тактильных ощущениях от прикосновения к рычагам управления танком в автомате «Танковый бой». Вслед за героем Мураками я начал путешествие по времени, отдаленному от меня более чем на три десятилетия назад, когда я ребенком посещал городской парк культуры и отдыха и «зависал» в зале игровых автоматов, переводя одну пятнадцатикопеечную монету за другой. Помню, что играл я неудачно
никогда не обладал быстрой реакцией, но играл увлеченно, пока родители не предлагали мне выйти в парк, ощущая как пустеют их кошельки. И вот, Музей советских игровых автоматов на какое-то мгновенье вернул меня в детство.
Роман Абрамов, доктор исторических наук, профессор департамента социологии факультета социальных наук Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН.
В рамках проекта «Музейная история» НИТУ МИСИС, Филимончук Леонид и Владислав Пак.