Найти в Дзене
Просто о Важном

Как настроить работу команды, чтобы 6 человек работали эффективнее, чем 36

Как превратить неэффективных сотрудников в людей, увлеченных своей работой? В статье на личном примере расскажу принципы управления командой, которые помогли мне создать коллектив, способный достигать желаемых результатов без изнурительных дедлайнов и тотального контроля.

Когда предприниматель видит, что его команда работает неэффективно, он часто увольняет текущих сотрудников и набирает новых или расширяет штат. В этом заключается одна из главных ошибок в работе с командой:

Не работать над повышением эффективности каждого сотрудника, а обновлять штат.

Все попытки найти идеального работника будут бесполезны, если в компании нет условий, в которых каждый сотрудник может раскрыться с лучшей стороны.

Я Валентин Носов, предприниматель. Моя компания "НОВАЯ ВАННА" выросла до 36 партнеров с оборотом 200 миллионов рублей в год. Специализируюсь на оптимизации бизнес-процессов для достижения максимальных результатов при минимальных затратах. Создаю команды, которые любят свою работу.

Вот несколько принципов, которые помогают эффективно выстроить работу моей небольшой команды, состоящей из 6 руководителей отделов.

1. Упор на сильные стороны сотрудника

Я задаю себе вопрос — нравится ли сотруднику делать то, что он делает? Сильная ли его эта сторона?

Если человек силен в оцифровке, а я ставлю ему задачи по продажам, то он будет работать неэффективно и испытывать дискомфорт в работе. Если человек силен в коммуникации, а я ставлю ему технические задачи, то результат будет тот же.

Поэтому я не переделываю сотрудников под задачи, а ставлю задачи под каждого сотрудника.

Анализирую их сильные и слабые стороны и, исходя из этого, решаю, что и кому поручить, чтобы работа была выполнена максимально эффективно.

Если у меня есть задачи, с которыми никто в команде не справится на высоком уровне, я или ищу подходящего человека, или убираю эти задачи и думаю, как их обойти.

Когда ко мне приходит новый сотрудник, я его честно предупреждаю, что первое время он будет делать кучу дел в режиме «рабочее турбо-месиво».

-2

Но всё не просто так. В этот момент я смотрю, как он ведет себя в многозадачности, как общается с командой, что его мотивирует и что ему нравится делать. Через 2-3 месяца я уже вижу, в чем он эффективен, и ставлю задачи под его сильные стороны, а остальное переношу на другого сотрудника.

Если давать сотрудникам задачи по такому принципу, им не нужны дедлайны и контроль. Они сами всё понимают, хотят этим заниматься и делают всё, чтобы выполнять задачи на максимум.

2. Создание из рядового сотрудника заряженного предпринимателя

Я хочу, чтобы мои сотрудники были не просто исполнителями, а настоящими предпринимателями. Стараюсь менять их мышление — обучаю развивать свой отдел, делегировать задачи и нанимать ассистентов.

У меня бизнес по реставрации ванн. У нас 36 партнеров, они работают в более чем 60 городах. Руководители отвечают за работу с этими партнерами и заинтересованы в том, чтобы каждый из них получал как можно больше прибыли. От этого зависит общая прибыль компании и доход каждого руководителя.

Как устроена наша работа. Ко мне в компанию приходят мастера, которые своими руками зарабатывают в среднем по 50–70 тысяч рублей на реставрации ванн. Когда они становятся моими партнерами, их обучают подключать все возможные инструменты, чтобы они увеличили доход до 100–200 тысяч рублей и контролировали все процессы, не работая самостоятельно.

У нас есть несколько отделов, которые им помогают — настраивают поставку материалов, продажи и продвижение на Авито, ВКонтакте, Одноклассниках и других платформах.

Все показатели у нас оцифрованы — видно, сколько каждый партнер вложил в тот или иной инструмент и сколько от него получил. Мы видим, как работает каждый отдел. Если конкретному партнеру приносит больше прибыли взаимодействие с определенным отделом, мы это взаимодействие усиливаем.

Например, в нашем отделе продвижения в Одноклассниках работает один руководитель. Его услугами пользуются 20 партнеров. В 2023 году отдел помог им получить более 600 заказов, выручка составила 6 000 000 рублей. При этом расходы на работу этого отдела очень низкие — всего 2000 рублей в месяц с каждого партнёра. Отдел работает в плюс. И чем лучше он работает, тем больше партнёров к нему подключается, тем больше получает руководитель

В этом и заключается главная мотивация сотрудников.

-3

Каждый из них чувствует себя руководителем — сотрудники понимают, что принимают решения сами и несут за них ответственность. Они могут работать над повышением своей эффективности или над увеличением числа партнеров.

Сотрудники, ответственные за продвижение партнеров, знают: у компании 36 партнеров, к примеру, с их отделом работают 20 человек и их доход составит 40–100 тысяч рублей, в зависимости от отдела и суммы оплат услуг. Если число партнеров вырастет до 60 и отделом будут пользоваться 50 человек, тогда их доход достигнет 100–250 тысяч рублей.

Таким образом, каждый сотрудник заинтересован в росте компании и увеличении дохода каждого партнера — от этого зависит их личный доход.

Помог заработать другому — сам получил больше.

3. Сначала оптимизация, потом масштабирование

В 2020 году меня вдохновил пост известного предпринимателя, который во время пандемии понял, что 70% сотрудников выполняют лишь 20% задач. Он уволил большинство и сосредоточился на оставшихся 30%. Это помогло компании вырасти в 10 раз.

Этот пример и мой опыт показывают: перед масштабированием нужна оптимизация. Чтобы увеличить продажи, не обязательно увеличивать штат. Важно понять, кто чем занимается и насколько эффективно. Усильте сильные стороны каждого сотрудника и создайте команду, где эти сильные стороны важны. Для остального найдите ассистентов.

Чтобы сотрудники не превращались в героев басни и не тянули отдел каждый в свою сторону — когда никто не понимает, что он делает и за что отвечает. В итоге целый день все копошатся, а по факту отдел стоит на месте.

Поэтому я учусь на коуча, чтобы понимать, что происходит с моими сотрудниками, и вовремя перестраивать их работу.

-4

4. Создание пространства для роста

Бессмысленно требовать от сотрудников работать больше. Так они больше не заработают.

Я, наоборот, говорю своим сотрудникам, чтобы они не зацикливались на работе и не забивали на свою жизнь. Чтобы проводили время с семьей, гуляли с детьми, уделяли время хобби.

Не хочу, чтобы мои сотрудники относились к тому, что они делают, как к «работе на кого-то». Поэтому создаю такое пространство, в котором они чувствуют себя настоящими предпринимателями. Горят своим делом, хотят, а главное — знают, как заработать еще больше денег и себе, и компании, успевая при этом жить свою жизнь.

Я не применяю никаких методов по удержанию людей в коллективе. Если человек задумался об уходе, удерживать его бесполезно. Какое-то время он еще может поработать, но толку от этого будет мало.

Искренняя заинтересованность в своем росте и росте компании, общие ценности и понимание куда и с какой скоростью мы идем — вот и все «секреты» эффективной командной работы.

5. Отсутствие конфликтов в команде

Всё, что происходит внутри компании — это отражение ее собственника.

Компания движется с той скоростью, которая комфортна её руководителю. Я выбираю сотрудников, соответствующих моему темпу, ведь у меня, помимо бизнеса, большая семья: трое детей, жена, родители, братья-сёстры. И я хочу успевать проводить с ними время, рыбачить, путешествовать, а не работать как заяц на батарейках.

За всё время существования моей компании конфликт между сотрудниками произошел только раз — из-за разницы в темпе работы.

Новый руководитель ожидал молниеносного выполнения задач. Но сотрудник двигался в нормальном темпе, а не мчался со скоростью, с которой в офисе разносится новость о повышении зарплаты.

Руководителя напрягало то, что сотрудник был, по его мнению, медленным. А сотрудника — что руководитель его всё время подгонял.

На одном из общих созвонов я вошел в роль каждого и передал им мысли друг друга. Они тогда удивились, как я точно подметил, что каждый из них чувствует. Тогда они, можно сказать, впервые друг друга поняли.

Однако, просто понимание не решает проблему. Мы договорились, что сотрудник будет работать в своем темпе и минимально взаимодействовать с руководителем. А для руководителя мы нашли сотрудника, который соответствует его темпу работы.

Что я сделал — проанализировал сильные и слабые стороны сотрудников и разделил их, чтобы один не тормозил другого, а другой не ускорял. И создал те условия, в которых они могут реализовать себя, не ущемляя других.

Моя главная идея в том, что невозможно изменить человека. Это большое заблуждение как в бизнесе, так и в личных отношениях. Максимум, что мы можем сделать, это создать условия, в которых человек раскроет свои сильные стороны и нивелирует слабые.

Например, если я увижу, что в моей команде есть человек, который не сработался с коллективом, я не буду пытаться его изменить. Я либо сформирую под него новый отдел: подберу тех людей, с которыми ему будет комфортно и эффективно работать, и сделаю так, чтобы он не взаимодействовал с остальными сотрудниками.

Или я уволю этого человека, даже если он супер-профи. Будь он хоть трижды гением, если он негативно влияет на всю компанию, мне проще с ним расстаться и идти дальше со своей командой в комфортном для всех режиме.

-5

Мой опыт показывает, что успешное управление командой строится на создании условий для реализации и роста каждого сотрудника, а не на контроле или частой смене штата. Важно видеть сильные стороны людей и мотивировать их к развитию.

Когда каждый член команды понимает задачи, чувствует поддержку и имеет возможности для самореализации, он работает ради общего успеха, а не только ради зарплаты. В такой атмосфере сотрудники любят свою работу и стремятся к высоким результатам, сохраняя баланс между работой и личной жизнью.

Применяя эти принципы, вы сделаете сотрудников увлеченными профессионалами, достигающими выдающихся результатов и находящими удовольствие в работе. И помните, ключ к успешному бизнесу — это сильная, мотивированная и гармоничная команда.